Выполнение международных запросов о производстве следственных действий

Минской конвенцией 1993 г. предусмотрено производ­ство следующих следственных действий в порядке оказания правовой по­мощи: составление и пересылка документов; проведение осмотров, обы­сков, изъятий, передача вещественных доказательств; проведение экспер­тизы; допрос подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, экспертов (ст. 6 в редакции Протокола 1997 г. к Минской конвенции 1993 г.).

Европейская конвенция о правовой помощи 1959 г. предусматривает выполнение в рамках взаимной правовой помощи любых поручений, ка­сающихся уголовных дел, которые направлены ей юридическими органа­ми запрашивающего государства в целях получения свидетельских пока-

заний или передачи вещественных доказательств, материалов или доку­ментов (ст. 3).

При выполнении международных поручений о производстве следствен­ных действий (далее - международные следственные поручения) применя­ется законодательство запрашиваемого государства. Однако по просьбе запрашивающего государства могут быть применены и процессуальные нормы запрашивающей стороны, если они не противоречат законодатель­ству последней.

Полученные в результате выполнения международных следственных поручений материалы приобщаются к уголовному делу в качестве доказа­тельств, о чем следователь, орган дознания или прокурор (далее - следова­тель) выносит постановление.

Эти доказательства, полученные на территории иностранного государ­ства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об ока­зании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Россий­скую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами или принци­пом взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, поль­зуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями УПК (ст. 455).

В соответствии с Минской конвенцией каждый лист протокола следст­венного действия, произведенного в соответствии с международным пору­чением, должен быть заверен гербовой печатью. В противном случае такой протокол теряет юридическую силу.

В необходимых случаях возможно присутствие представителей право­охранительных органов запрашивающей стороны при производстве след­ственных действий. В связи с этим по просьбе запрашивающего учрежде­ния ему своевременно должно сообщаться о времени и месте исполнения поручения (ст. 4 Конвенции о правовой помощи 1959 г., п. 3 ст. 8 Минской конвенции 1993 г.). При необходимости выезда следователя для присутст­вия при проведении следственных действий на территории другого госу­дарства нужно получить на это письменное согласие последнего.

Выполнение отдельных следственных действий в порядке оказания пра­вовой помощи по уголовным делам имеет свои особенности.

Согласно ст. 9 Минской конвенции 1993 г. следователь может вызвать для дачи показаний свидетеля, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, а также эксперта для дачи заключения по уголовному делу. В таком случае им вручается повестка учреждением запрашиваемого государства с просьбой явиться в учреждение юстиции запрашивающего государства.

Вызываемые для дачи показаний участники уголовного процесса имеют следующие гарантии: они не могут быть независимо от своего гражданства

Раздел VI. Международное сотрудничество... и уголовный процесс

Глава XXXVIII.

Международная правовая помощь по уголовным делам

привлечены на территории запрашивающего государства к уголовной или административной ответственности, взяты под стражу и подвергнуты нака­занию за деяния, совершенные до пересечения его государственной грани­цы, а также привлечены к ответственности, взяты под стражу или подверг­нуты наказанию в связи с их свидетельскими показаниями или заключе­ниями в качестве экспертов по уголовному делу, являющемуся предметом разбирательства (ч. 4 ст. 456 УПК). Однако указанные лица утрачивают названную гарантию, если они не оставят территорию запрашивающего государства, хотя и имеют для этого возможность, до истечения 15 суток с того дня, когда допрашивающее их учреждение юстиции сообщит им, что в дальнейшем в их присутствии нет необходимости. В названный срок не засчитывается время, в течение которого эти лица не по своей вине не мог­ли покинуть территорию государства.

Свидетелю, эксперту, а также потерпевшему и его законному предста­вителю должны быть возмещены расходы, связанные с проездом и пребы­ванием в запрашивающем государстве, как и неполученная заработная пла­та за дни отвлечения от работы; эксперт имеет также право на вознаграж­дение за проведение экспертизы. В вызове должно быть указано, какие вы­платы вправе получить указанные лица. По их ходатайству учреждение юстиции запрашивающего государства выплачивает аванс на покрытие соответствующих расходов.

Явка названных участников уголовного процесса из другого государст­ва в органы расследования стран СНГ является их правом, а не обязанно­стью, следовательно, они не могут быть подвергнуты приводу.

При необходимости допросить в качестве свидетеля или потерпевшего лицо, содержащееся под стражей или отбывающее наказание в виде лише­ния свободы на территории другого государства, а также провести иное следственное действие с его участием это лицо, независимо от его граж­данства, по обоснованной просьбе заинтересованной стороны может быть по решению Генерального прокурора (прокурора) запрашиваемого госу­дарства передано на время производства указанных следственных дейст­вий. На него распространяются гарантии, предусмотренные п. 9 Минской конвенции. При этом должны быть соблюдены два условия: 1) указанное лицо продолжают содержать под стражей; 2) оно подлежит возвращению в установленный срок.

Передача на время лица не производится:

- если не получено его согласие на такую передачу;

- в случае необходимости его присутствия на предварительном следствии или судебном разбирательстве на территории запрашиваемого государства;

- если такая передача может повлечь нарушение установленных сроков содержания этого лица под стражей или отбывания им наказания в виде лишения свободы.

Если в поручениях о производстве допроса в порядке оказания правовой помощи содержатся вопросы, которые запрашивающая сторона считает необходимым задать, это должно быть осуществлено в обязательном по­рядке.

Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы воз­вращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил за­прос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законо­дательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности (ч. 2-4 ст. 457 УПК).

Наши рекомендации