Воспроизводство, охрана и защита лесов
В области воспроизводства, охраны и защиты лесов инерционный сценарий решает традиционные задачи: укрепление службы охраны лесов от пожаров, вредителей, болезней и нарушений. Умеренный сценарий предполагает не просто сохранение, а качественное улучшение ресурсов, переход к устойчивому управлению. Главный упор делается на предотвращение нежелательной смены пород и сбалансирование способов рубок и лесовосстановления. Рекомендуются следующие параметры возобновления в среднем по Российской Федерации, в процентах к площади лесовосстановления: (1) выборочные рубки - 23%; (2) сохранение подроста – до 20%; (3) лесные культуры – 43%; (4) естественное заращивание – 13.3%; (5) уход за молодняками – 200%. Умеренный сценарий развивается при существующем пространственном размещении. При этом 2/3 лесозаготовок размещаются в многолесных районах, где проживает треть населения страны.
Инновационный сценарий предполагает пространственно-структурную перестройку лесных отраслей. Следует вернуть утерянные позиции лесного сектора в малолесных и среднелесных районах России. Здесь находится треть лесных ресурсов и проживает две трети населения (потребителей) страны. Следует в первую очередь использовать недоиспользованный годичный прирост в этом регионе в размере 255 млн м3. Для этого рекомендуется удвоить существующий объем заготовки древесины к 2020 году, а затем утроить к 2030 году. При этом будет использована лишь половина недоиспользуемого прироста. Расширение глубокой переработки и производства древесной энергии откроет возможности для расширения сбыта древесины от рубок ухода и замены низкотоварных древостоев высокотоварными. Удельный вес лесных культур по стране возрастет до 50%.
Политикам рекомендуется пересмотреть нормативно-правовые акты, запрещающие своевременное обновление и реконструкцию лесов в малолесных и среднелесных регионах. Расширение защитного лесоразведения должно стать частью инновационного сценария и позволит увеличить как лесохозяйственный, так и сельскохозяйственный потенциал страны.
Рекомендуется применить принцип огибающей кривой к реализации трех сценариев: постепенный переход от инерционного, к умеренному и инновационному развитию. Рекомендуется использовать этот руководящий принцип при разработке всех государственных программ развития лесного сектора.
Лесные ресурсы и изменение климата
Российская Федерация обеспечивает 90% стока углерода в бореальные леса, включая Канаду и Скандинавские страны (Максим стр. 98 Прогноза). Оценка среднего стока углерода в леса Российской Федерации на протяжении последних 10 лет находится в пределах 500-700 млн т углерода в год.
По имеющимся прогнозам, самые значительные климатические изменения на планете ожидаются на территории Российской Федерации. Наблюдаемые изменения уже оказывают существенное влияния на леса. Если прогнозируемое потепление на конец века станет реальностью, углеродные эмиссии из «вечномерзлых» территорий Российский Федерации в несколько раз превысят сегодняшние эмиссии от тропического обезлесения. Это проблема глобальной значимости, которая пока не осознана мировым сообществом. Отчет рекомендует изучить проблему вечной мерзлоты на международном уровне и включить ее в идущий международный переговорный процесс по изменению климата. Рекомендуется переход к полному учету влияния лесов на глобальный бюджет парниковых газов.
Лесная сертификация
К концу 2011 года по схеме FSC (Лесного попечительского совета) в Российской Федерации было сертифицировано 30 млн га лесов. По схеме PEFC (Программа подтверждения схем лесной сертификации) в Российской Федерации сертифицировано существенно меньше – 177 тыс. га. В настоящее время по площади сертифицированных лесов Россия занимает второе место в мире после Канады. Сертифицированные леса представляют 26% площади всех лесов Российской Федерации, переданных в аренду для лесозаготовок. В 2010 году арендаторы заготовили 123 млн м3 из 176 млн м3 (70%) общего объема лесозаготовок в стране. Средний прирост сертифицированных лесов составляет около 2,7 млн га в год. Площадь сертифицированных лесов в Российской Федерации увеличится с 24 млн га в 2010 году в 2,6-4,2 раза и достигнет 103 млн га по инновационному сценарию к 2030 году. Расходы на сертификацию будут продолжать снижаться ввиду конкуренции органов по сертификации. Целесообразна гармонизация стандарта PEFC и FSC в России, чтобы иметь возможность выдавать два сертификата после проведения одной сертификации.
Нелегальная древесина
По официальным данным Рослесхоза, нелегальная заготовка в 2010 году составила около 1,3 млн м3. Это менее 1% общего объема лесозаготовок в стране и соответствует лучшим мировым стандартам в лесном секторе. По оценкам ВВФ России и Всемирного банка, до 20% заготовок (порядка 35 млн м3) имеет незаконное происхождение. Общий размер экономического ущерба бюджету Российской Федерации от незаконного оборота древесины может достигать от 13 млрд до 30 млрд руб. ежегодно.
Инерционный сценарий предусматривает уменьшение незаконного оборота рубки к 2030 году на 5-10%, умеренный – на 20-30%, инновационный – на 70-80%. Предполагается, что закон об обороте круглых лесоматериалов и другие российские инициативы по легализации древесины станут максимально эффективны к 2030 году. Ни при одном сценарии не реалистично ожидать сокращения объемов незаконного лесопользования свыше 80%, то есть ниже 4% лесозаготовок в стране. Для эффективного и устойчивого решения проблемы необходимо решение макроэкономических задач, выходящих за рамки лесного сектора, в первую очередь безработицы и низкого уровня доходов на селе.