Количество и мощность предприятий
Решения о количестве и производительности материально-технических объектов обычно определяются факторами эффективности и маркетинга. Некоторые вполне определенные факторы говорят в пользу создания крупных централизованных предприятий, другие факторы – о предпочтительности небольших, рассеянных предприятий.
Фактором, доказывающим пользу крупных централизованных предприятий, наиболее часто является большая капиталоемкость перерабатывающей подсистемы. В качестве примеров можно назвать электростанции и госпитали, где требуется дорогое специальное оборудование. Предпочтительны и в тех случаях, когда требуется организованно собрать в одно место много людей или различных изделий. Примерами тут служат автосборочные предприятия, аэропорты, региональные склады сети универсальных магазинов.
Наиболее частая ситуация, говорящая в пользу большого количества мелких предприятий, это когда клиенты сильно рассредоточены и требуется обеспечить для них удобный доступ к предприятию. В качестве примера назовем банки, бистро, пожарные станции.
В некоторых типах производства принят комбинированный подход, где используются и крупные, и мелкие предприятия. Типичными примерами могут служить фабрики химической чистки и лаборатории по обработке фотоматериалов. В этих случаях обычно имеется большое количество маленьких рассредоточенных предприятий, осуществляющих непосредственный контакт с клиентурой, и централизованные капиталоемкие производственные центры, производящие обработку материалов.
Месторасположение предприятий
Решения о месторасположении предприятий обычно идут от общего к частному. Предположим, что изготовитель бытовой электронной аппаратуры решает вопрос о размещении завода по производству проигрывателей компакт-дисков. При принятии решения будут последовательно рассмотрены следующие вопросы: на каком континенте строить завод, в какой стране, в каком штате или в какой провинции, в каком городе, на какой площадке или в каком существующем здании. Конечно, не во всех случаях нужно рассматривать все эти уровни. Отделу ГИБДД Тверской области, естественно, нет никакой необходимости рассматривать возможность расположения своего офиса за пределами своего города и области.
Для удобства рассмотрения вопроса давайте выделим два уровня решений о месте расположения предприятия:
1) макроуровень – решение о континенте, стране, провинции и городе;
2) микроуровень – выбор конкретной площадки или здания для предприятия.
Факторы, учитываемые при принятии решения на каждом из этих уровней, будут различными.
Основные факторы, рассматриваемые на макроуровне, следующие:
1. Демографические и экономические факторы, влияющие на размер и развитие основных рынков сбыта продукции операционной системы.
2. Источники и транспортные расходы по доставке материалов, требующихся для операционной системы.
3. Количество и качество трудовых ресурсов.
4. Наличие достаточного количества энергии и воды.
5. Политическая стабильность.
6. Налоговая политика и поощрение экономического развития.
7. Вопросы защиты окружающей среды.
8. Стоимость земельного участка и строительства.
9. Условия проживания (например, климат, система образования, медицинское обслуживание, культура, отдых, преступность).
К важнейшим факторам на микроуровне относятся:
1. Ограничительные нормы на развитие промзоны, совместимость с соседствующими объектами.
2. Размер, конфигурация и другие технические аспекты площадки.
3. Наличие предпочтительных видов транспорта.
4. Объем транспортных перевозок у клиентов, подъезды.
5. Наличие и стоимость энергоснабжения и других услуг, в том числе пожарной охраны и удаления отходов.
6. Внешний вид площадки, который может соответствовать или не соответствовать характеру предприятия.
7. Близость к жилым массивам и другим объектам, необходимым для служащих.
8. Месторасположение конкурентов, особенно предприятий розничной торговли или по предоставлению услуг.
Для многих видов предприятий при решении вопроса о месте расположения доминирующим оказывается какой-нибудь один фактор. Например, пошивочные предприятия располагаются вблизи источников относительно дешевого труда, поэтому большая часть этой отрасли промышленности эмигрировала в развивающиеся страны. Заводы для производства алюминиевых банок для напитков обычно располагаются рядом с производством самих напитков в силу высоких затрат на перевозку пустых банок. Станции обслуживания автомобилей располагаются на улицах или на дорогах с интенсивным движением или на перекрестках, что облегчает подъезд к ним.
Управление запасами
Назначение запасов
Во всех товаропроизводящих операционных системах и большинстве систем сферы обслуживания имеются определенные запасы. В гостинице, например, необходимо иметь запас предметов для ванных комнат, уборки помещений, запас электрических лампочек, может быть даже запас продуктов питания и других вещей, требующихся для приема постояльцев.
Цель создания запасов – образование определенного буфера между последовательными поставками материалов и исключение необходимости непрерывных поставок. У вас тоже, наверное, имеется в буфете небольшой запас хлеба, чтобы не бежать в булочную каждый раз, когда вам нужно сделать пару бутербродов.
Существует три основных типа запасов:
1. Запасы исходных материалов, закупленных комплектующих деталей и расходуемых материалов для создания буфера между объемом закупок и объемом их потребления в производстве.
2. Запасы так называемого незавершенного производства, создающие определенный буфер между последовательными производственными операциями.
3. Запасы готовой продукции, которые являются буфером между производительностью операционной системы и скоростью отгрузки или продажи продукции.
Эти буферы обеспечивают оперативную гибкость. В частности, наличие запасов позволяет закупать материалы или производить товары экономически выгодными партиями даже в условиях достаточно постоянного спроса на продукцию системы.
Решения в управлении запасами и издержки
Расходование материалов из запаса обычно определяется спросом или скоростью их использования, т.е. не поддается регулированию со стороны лица, управляющего запасами. Поэтому они должны сосредоточить свое внимание на управлении поступлением материалов в запасы.
При управлении любыми запасами приходится постоянно принимать два решения: решение о времени выдачи заказа на закупку или производство товара для пополнения заказа и решение о количестве или объеме заказа.
Решения, принимаемые при управлении запасами, непосредственно влияют на четыре вида производственных издержек:
1. Стоимость предметов закупки. Цена при закупке может зависеть от скидок, которые предоставляются в зависимости от:
а) количества предметов, закупаемых по одному заказу;
б) общей стоимости заказа по нескольким позициям, выдаваемого одному поставщику;
в) времени года, в которое размещается заказ.
2. Издержки на оформление заказа, куда входят конторские расходы по оформлению заказа на закупку или производство. Сюда же входят транспортные расходы и расходы по приемке грузов. При заказах на производство в эти издержки входят расходы на наладку оборудования для выпуска заказанной партии.
3. Издержки на хранение материально-технических запасов:
а) стоимость капитала, инвестированного в запасы;
б) складские расходы (складские площади, энергоснабжение, персонал);
в) налоги и страховые сборы, зависящие от стоимости запаса;
г) падение ценности запасов из-за старения, порчи, краж.
4. Издержки, вызванные отсутствием запасов:
а) потерянное производственное время или сверхурочные работы, вызванные отсутствием важного для производства материала, деталей или другого ресурса;
б) стоимость отслеживания отложенных заказов клиентуры на готовую продукцию, которой не оказалось на складе;
в) издержки, связанные с частичными или срочными отгрузками в адрес клиентуры;
г) потерянный объем сбыта или даже утраченные клиенты.
Управление материально-техническими запасами имеет весьма важное значение для организации. Оно прямым образом влияет на маркетинг, финансовую службу и производственную функцию.