Анализ хозяйственной деятельности предприятия

ГОУ ВПО

Владимирский государственный университет

Кафедра финансы и экономика туризма

Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономический анализ» Специальности: 080502.3, 080105

Составитель: Моргунова Р.В.

Владимир 2010

УДК 658.1

ББК 65.291.9

М 45

Рецензенты:

Доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой «Менеджмент» ВлГУ

Филимонова Н.М.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Владимирского государственного университета

Р.В.Моргунова Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономический анализ» . Владимирский Государственный Университет.- В., 2010 г.- 40 стр.

© моргунова р.в., 2010 г.

© Владимирский Государственный Университет, 2010 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ .. 4

1.АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ .. 5

Краткая характеристика . 5

Анализ хозяйственной деятельности предприятия . 5

Обзор по ассортименту или ассортиментным группам . 6

Анализ структуры продукции . 6

Сегментация и анализ клиентов предприятия . 7

Анализ сбыта продукции . 7

Анализ основных средств предприятия . 8

Анализ использования оборудования . 9

Анализ трудовых ресурсов предприятия . 10

Анализ себестоимости продукции . 12

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДРИЯТИЯ .. 14

Приложения .. 25

Сокращения, используемые в работе .. 47

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа является самостоятельным учебно-научным исследованием. Она имеет своей целью закрепить и систематизировать знания, полученные при изучении экономической теории и по другим учебным дисциплинам, научить студентов применять знания для анализа и выработки решений по конкретным проблемам.

В процессе выполнения курсовой работы развиваются навыки научного труда, аналитической работы, использования научной литературы и информационно-справочных материалов.

Курсовая работа в учебном плане имеет важную контрольную функцию. Качество ее выполнения, уровень защиты отражает умение студента использовать категориальный аппарат экономической теории для анализа хозяйственной практики, для выработки практических предложений.

При выполнении курсовой работы главная задача студента состоит в том, чтобы аргументировано раскрыть поставленную тему, на основе анализа различных точек зрения выработать свою или указать, почему из многообразия позиций выбирается данная.

В работе нужно избегать отвлеченных рассуждений. Используемый материал должен быть направлен на достижение целей, поставленных в задании. В первой части работы рекомендуется изложить основные теоретические положения данной темы, а во второй – попытаться увязать теорию с фактическим положением дел в изучаемой области. Для этого, к примеру, проанализировать опыт реализации экономических реформ на отдельных предприятиях, в отраслях, регионах. Излагая тему, студент должен показать способность осмысленно пользоваться экономической литературой, ясно выражать мысли, обрабатывать фактический материал, грамотно делать выводы и обобщения, увязывать теоретические постулаты с хозяйственной практикой.

Завершающая часть работы – Заключение Оно должно содержать выводы, обобщающие исследование, практические рекомендации, мнение о целесообразности дальнейшей разработки темы и возможные направления этой разработки.

Необходимой частью работы, позволяющей судить об уровне компетентности студента, является список использованной литературы. В него должны включаться как цитированные источники, так и вся использованная литература с тем условием, что она содержит сведения по данной теме. Однако список не должен быть перегружен.

Оформление курсовой работы должно соответствовать определенным нормам. Работу пишут на листах белой бумаги формата А4. Первый лист титульный. Далее лист с оглавлением или планом. Каждый раздел работы должен иметь заголовок и начинаться на новом листе. Нумерация страниц – обязательна, счет идет с титульного листа. Текст размещается не на всем листе – необходимо оставлять поля.

Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Экономический анализ»

АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Краткая характеристика

Непосредственно анализу хозяйственной деятельности предшествует краткая характеристика исследуемого предприятия. Она должна включать следующее:

· Полное наименование предприятия, его организационно – правовая форма

· Юридический и почтовый адреса

· Сведения о размере и структуре уставного капитала, учредителях (акционерах)

· Данные о руководстве

· Сфера деятельности компании, перечень основных видов продукции / оказываемых услуг

· Сегмент, занимаемый предприятием на рынке

· Профиль основных конкурентов

· Окончательный SWOT анализ

· Заканчиваем краткую характеристику описанием стадии жизненного цикла, на которой находиться предприятие в данный момент

Пример заключительной части краткой характеристики см. Приложение 1.

Далее переходим непосредственно к анализу предприятия.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия

В начале приводится небольшая сводная таблица основных данных о предприятии.

Пример см. Приложение 2

Затем приводится схема организационной структуры предприятия.

Пример см. Приложение 3

Определить тип организационной структуры и объяснить удачность или проблемы вашей организационной структуры.

Затем следует рассчитать коэффициенты управляемости и сделать соответствующие выводы. Они рассчитываются по следующей формуле:

коэффициент управляемости = 1 (руководитель) N

где N – количество работников, находящихся в прямом подчинении у рассматриваемого руководителя.

Следующий шаг – заполнение приведенных ниже таблиц:

Таблица 1

Показатели Условные обозначения Базисные значения (0) Фактические значения (1) Изменение
Абсолютное (+,- ) Относительное (%)
Объем товарной продукции, тыс. руб. ТП        
Количество работников, чел Ч        
Выработка на одного работающего, тыс. руб. СВ        

Выбираются года предшествующие и последующие изменениям, произошедшим на предприятии. Не менее 3 лет. Если предприятие существует год и меньше, то выбирается сравнение плановых и фактических показателей и делаются выводы.

Пример см. Приложение 4

Обзор по ассортименту или ассортиментным группам

Далее проводиться обзор по ассортименту или ассортиментным группам предприятия. Делается вывод о превосходстве или равномерном распределении продукции, даются предположения причины такой ситуации.

Пример см. Приложение 5

Анализ структуры продукции

Пример см. Приложение 6

Выводыо качестве планирования на предприятии, обоснованности закладываемых норм, успешности деятельности в целом. Также делается вывод о том, за счет чего можно достичь оптимальной структуры продукции.

При использовании средних цен расчет производится по формуле

∆ВПс = (Ц1 – Ц2) VВП1

где Ц1, Ц2 - средняя оптовая цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно,

VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители за 1 год.

Пример расчета см. Приложение 7

Выводо преобладающих и незначительных долях продукции, причины такого распределения, ориентация предприятия на определенные продукты.

Сегментация и анализ клиентов предприятия

Для создания продукции, которая будет пользоваться спросом на рынке, предприятию необходимо знать свои целевые сегменты потребителей. Сегментация клиентов проводится по различным факторам: по виду собственности, по объемам потребления и так далее.

Каждый сегмент характеризуется, определяется его существенность, факторы, имеющие наибольшее значение для потребителей, входящих в него.

Пример см. Приложение 8

В итогевыявляем те группы клиентов и сегменты рынка, которые наиболее перспективны, а также те, доли которых необходимо увеличить/уменьшить, (за счет чего?) проблемные и неохваченные сегменты. Это важно для последующего нахождения РЕЗЕРВОВ.

Анализ сбыта продукции

Описываются каналы сбыта продукции, технология обработки заказов, работы с поставщиками. Выявляются существенные факторы, влияющие на бизнес – процессы предприятия на каждом этапе.

Также приводится перечень постоянных партнеров и клиентов предприятия, меры по стимулированию сбыта продукции.

Пример см. Приложение 9

Делается выводо правильной или не очень верной сегментации, выделяются клиенты, которые заслуживают пристального внимания, дается оценка работы логиста предприятия. Также обозначаются перспективные каналы сбыта и возможности их более эффективного использования.

Анализ основных средств предприятия

Для комплексного анализа деятельности компании необходимо проанализировать также основные фонды предприятия, степень их использования, эффективность и так далее.

Таблица 2

Показатели движения и состояния ОС

Наименования показателей Методы расчета Экономическая интерпретация показателей
1. Показатели движения
1.1. Коэффициент поступления ввода (КВВ) Стоимость вновь поступивших ОС Стоимость ОС на конец отчетного года Доля поступивших ОС за период
1.2. Коэффициент обновления (Коб) Стоимость новых ОС Стоимость ОС на конец отчетного года Доля новых ОС на предприятии
1.3.Коэффициент выбытия ОС (Квыб) Стоимость всех выбывших ОС Стоимость ОС на начало отчетного года Доля выбывших ОС за период
1.4.Коэффициент прироста (Кпр) Сумма прироста ОС Стоимость ОС на начало отчетного года Темп прироста ОС
2. Показатели состояния
2.1. Коэфициент износа (Ки) Сумма износа Первоначальная стоимость начальных ОС Доля стоимости ОС перенесенная на продукцию Ки = 1 - Кг
2.2. Коэффициент годности (Кг) Остаточная стоимость ОС Первоначальная стоимость начальных ОС Уровень годности ОС Кг = 1 - Ки

После таблицы приводится перечень данных ОС предприятия, расшифровывается их структура.

Анализ использования оборудования

Анализ работы оборудования основан на системе показателей, характеризующих его использование по численности, времени работы и мощности.

Для анализа количественного использования оборудования его группируют по степени использования (рис.1).

анализ хозяйственной деятельности предприятия - student2.ru

Рис. 1. Состав наличного оборудования

Для характеристики степени привлечения оборудования рассчитывают:

- коэффициент использования парка наличного оборудования (Кн):

Кн = Количество действующего оборудования Количество наличного оборудования

- коэффициент использования парка установленного оборудования (Ку):

Ку = Количество действующего оборудования Количество установленного оборудования

-коэффициент использования оборудования сданного в эксплуатацию (Кэ):

Кэ = Количество установленного оборудования Количество наличного оборудования

Если значения показателей близки к единице, то оборудование используется с высокой степенью загрузки, а производственная программа соответствует производственной мощности.

Для характеристики экстенсивной загрузки оборудования анализируют использование оборудования по времени: баланс времени работы и коэффициент его сменности.

Таблица 3

Показатели, характеризующие фонд времени использования оборудования

Показатель фонда времени Условное обозначение Формула расчета Примечания
Календарный фонд Тк. Тк. = Тк.д . 24 Тк.д . – число календарных дней за анализируемый период, дн.
Номинальный (режимный) фонд Тн Тн = Тр.см.. tcм Тр.см . – число рабочих смен за анализируемый период tcм – продолжительность рабочей смены, час
Эффективный(реальный) фонд Тэф. Тэф. = Тн .– Тпл Тпл – время планового ремонта, час
Полезный (фактический) фонд Тф. Тф. = Тэф. – Тпр. Тпр – время внеплановых простоев, час

Уровень внутрисменного использования оборудования характеризует коэффициент загрузки оборудования Кз, который позволяет оценить потери времени работы оборудования из-за планово-предупредительных ремонтов и т.д:

Кз = Тф / Тк или Тф / Тн или Тф / Тэф

Пример см. Приложение 10

Выводы по каждой из таблиц, за счет чего произошли изменения? Удовлетворительны ли значения коэффициентов? Если нет, то почему. Возможности улучшения.

Наши рекомендации