Общая характеристика преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта
Глава 27 УК РФ, объединяющая основные составы транспортных преступлений, впервые введена в Уголовный кодекс. Речь идет об объединяющем все эти составы видовом объекте, каким является безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта. Эксплуатация транспорта любого из названных видов всегда связана с повышенной опасностью: а) для лиц, пользующихся транспортом;
б) для лиц, им управляющих, или обслуживающих управление;
в) для лиц, находящихся в зоне движения; г) для имущества транспортных предприятий и организаций, перевозимого имущества, иного имущества (движимого и недвижимого), находящегося в зоне движения. Поэтому нормы гл. 27 обладают системностью, определенным внутренним единством, и выделение их в самостоятельную главу представляется оправданным. Так же как включение этой главы в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" УК РФ, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта, являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе.
Рассмотрение понятия "безопасность движения и эксплуатации транспорта" в части соотношения терминов "движение" и "эксплуатация", приводит к мысли, что второе из них имеет более широкое содержание, включая, во-первых, движение транспортных средств, а во-вторых, деятельность по обеспечению их исправности и нормальному использованию устройств (дорожных знаков, сигнализации и т.д.), обеспечивающих безопасное (безаварийное) движение транспорта. Поэтому, в принципе, составы транспортных преступлений могли бы характеризоваться с применением только термина "эксплуатация".
По объективной стороне преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой действия или бездействие, содержанием которых является заведомое нарушение установленных на транспорте правил безопасности. Эти правила носят многоуровневый характер: законы (например, от 25 августа 1995 г. "О федеральном железнодорожном транспорте"), правительственные постановления (например, Правила дорожного движения РФ), ведомственные приказы и инструкции (например, Инструкция по устройству и обслуживанию железнодорожных переездов). Сложность и многообразие правил безопасности вынудили законодателя сделать нормы об ответственности за транспортные преступления бланкетными. Отсюда - обязанность органов предварительного расследования и суда, многократно подтвержденная судебной практикой, - не ограничиваясь воспроизведением общей формулы соответствующего состава транспортного преступления, указывать какие именно нормы безопасности нарушены, в каком нормативном акте они содержатся (раздел, глава, статья, пункт и т.д.). Отсутствие такой конкретизации влечет неустранимое сомнение в законности и обоснованности выводов по делу.
Для характеристики объективной стороны транспортных преступлений важно также, что, как правило (кроме ст. 270 и 271 УК РФ) имеет место материальное описание составов, т.е. преступление будет считаться оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.
Субъективная сторона транспортных преступлений характеризуется всегда преступной неосторожностью в форме самонадеянности или небрежности по отношению к последствиям. Констатация же умышленного причинения вреда жизни, здоровью, имуществу с использованием транспортного средства (для наезда, тарана и т.д.) должна влечь квалификацию деяния по соответствующим статьям об ответственности за преступления против личности или собственности.
Субъект рассматриваемых деяний в большинстве случаев специальный, а именно - лица, управляющие транспортным средством или иные лица, профессионально обязанные соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, в том числе обеспечивать его безопасную эксплуатацию (ст. 263-266, 269-271 УК РФ). Уголовная ответственность за транспортные преступления наступает с шестнадцатилетнего возраста.
Субъектами преступлений, предусмотренных ст. 267 и 268 УК РФ, могут быть любые лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
Понятие вины и ее формы.
Вина́ — это важнейшая составляющая субъективной стороны состава проступка или деликта, внутреннее отношение лица к совершаемому действию (бездействию) и причинённым вследствие этого последствиям.
Вина в уголовном праве является элементом субъективной стороны состава преступления, обязательным условием уголовной ответственности. Согласно господствующей в настоящее время психологической теории вины, она определяется как психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию, предусмотренному уголовным законом, и его последствиям.
Формы вины
В уголовном праве различается две формы вины — умысел и неосторожность. В рамках умысла выделяется прямой и косвенный умысел, в рамках неосторожности — преступное легкомыслие и преступная небрежность. Выделяют также преступления с двойной (смешанной) формой вины.
Умышленная форма вины предполагает осознание виновным сущности совершаемого деяния, предвидение его последствий и наличие воли, направленной к его совершению.
Неосторожность характеризуется легкомысленным расчётом на предотвращение вредных последствий деяния лица, либо отсутствием предвидения наступления таких последствий. Неосторожность встречается реже, чем умысел, однако по своим последствиям неосторожные преступления могут быть не менее опасными, чем умышленные.
Уголовный закон также может предусматривать ситуацию, когда в результате умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые не охватывались умыслом лица. Уголовная ответственность за такое преступление наступает только в случае, когда в отношении этих последствий имела место вина в форме легкомыслия или небрежности. Такое преступление называется преступлением с двойной формой вины и в целом считается совершенным умышленно.