Вопрос 63. Сущность и виды цен

Функции цен

Экономическая сущность цены проявляется в выпол­няемых ею функциях. Функции цен тесно связаны с действием объективных экономических законов. Функции цен нельзя отождествлять с конкретными задача­ми, которые решаются с их помощью на различных этапах раз­вития общества.

Функцию цены характеризует совокупность общих свойств, которые объективно присущи ей как экономической категории. Эти качества определяют роль и место цены в хозяйственном механизме и активно воздействуют на экономические процес­сы. При всем разнообразии теоретических трактовок, присущих функциям цены, их проявлений на практике большинство эко­номистов признает за данной категорией пять основных функ­ций; учетно-измерительную, перераспределительную, стимули­рующую, балансирующую и размещения производства. Для нас важна также и социальная функция цены. Рассмот­рим кратко каждую из них в отдельности.

Функция учета и измерения затрат общественного трудаопре­деляется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, кото­рый позволяет организовать стоимостной учет самых различ­ных хозяйственных процессов, измерение из результатов. На­пример, объем заготовленного топлива эквивалентен сумме цен (включая транспортно-заготовительные расходы) на этот товар. Объем произведенной или реализованной товарной продукции фирмы равен суммарной стоимости ее изделий или услуг. Реа­лизуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительные свойства това­ров и услуг, исходя из затрат труда. Цена демонстрирует, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной про­дукции. Опадает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения товаров, так и размер прибыли.

В условиях рынка цена способна существенно отклоняться от издержек. Интерес производителя заключается в том, чтобы получить максимальную прибыль от продажи товара, а покупатель стремится к минимальной цене покупки. Чтобы противо­стоять конкурентам, производитель товара вынужден постоян­но контролировать издержки, сравнивать их с затратами конку­рентов и выстоять в конкурентной борьбе благодаря снижению затрат, улучшению товара, и именно поэтому учетно-измерительная функция цены столь важна для разработки системы мар­кетинга, формирования товарной и ценовой политики пред­приятий.

Учетная функция цены зачастую вступает в противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняется от издержек производства и реа­лизации. Это приводит к выводу, что взаимосвязи между раз­личными функциями цены должны быть предметом специаль­ных маркетинговых исследований.

Как известно, товарная и ценовая политика базирует­ся на основе жизненного цикла товара. Пребывание товара на рынке ограничено по времени. Он обязательно вытесняется более качественным или более дешевым.

Жизненный цикл товара подразделяется на пять стадий: внедрение, рост, зрелость, насыщение и спад. Основная масса товаров проходит все эти стадии. Отличия бывают по времени, интенсивности, характеру перехода из одной стадии в другую. На основе учетно-измерительной функции цены, предприни­матели имеют возможность учитывать изменения конъюнкту­ры рынка, связанные с переходом товара из одной стадии его жизненного цикла в другую. Например, стадия внедрения но­вого товара характерна отсутствием прибыли от его реализа­ции, значительными издержками производства в расчете на еди­ницу и повышенными затратами на маркетинг. Стадия роста характеризуется увеличением спроса на товар, резким наращи­ванием продаж и прибыли. Стадия зрелости связана с падением темпов роста продаж, замедлением роста прибыли, дополни­тельным увеличением затрат на маркетинговые мероприятия. Стадия насыщения охватывает период жизни товара в котором сокращаются темпы роста продаж и стабилизируется прибыль, Последняя стадия — спад, характеризуется резким снижением как продаж, так и прибыли. Границу между отдельными ста­диями конечно достаточно условна.

В настоящее время в России возрастает значение функции цены как средства более рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса, фирма сама определяет, в ка­кую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономи­ки инвестировать капитал. Но в условиях современной россий­ской экономики, при монополизме многих производителей, сла­бой конкуренции, при наличии инфляции, масштабы перелива капиталов пока невелики. Более развита торгово-посредническая деятельность) где оборот капитала быстрее, а норма при­были велика. Пока предприниматели мало используют свои ка­питалы для развития производства.

Нельзя далее не обратить особого внимания на такую важ­ную функцию цены как сбалансирование спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связь производства и по­требления, предложения и спроса. Цена свидетельствует о дис­пропорциях в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве, равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или посредством изме­нения цены (одновременно бывает и то, и другое).

Балансирующую функцию в той или иной степени выполня­ют все виды рыночных цен. В обстановке свободного рынка, естественной конкуренции благодаря этой своей функции цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства.

Балансирующая функция цены выступает основным факто­ром регулирования предложения товаров на основе учета их спроса. Естественное взаимодействие спроса и предложения, обес­печение их равновесия на основе цен реально лишь на свобод­ном рынке.

Характеристика зависимости цены и спроса может обозна­чаться следующим:

а) спрос эластичный (при незначительных повышениях це­ны объем продаж возрастает в значительно больших размерах);

б) спрос стабилен, когда имеет место равенство между изме­нением цены и объема продаж;

в) спрос неэластичен (когда при существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно).

Значение стимулирующей функции цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятству­ют росту выпуска и потребления разных товаров.

Посредством цен реально стимулировать или замедлять на­учно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улуч­шение качества продукции, изменение структуры производства и потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьи­рования уровнем прибыли в цене, надбавками, скидками с цены.

Цена в рыночной экономике выступает в качестве критерия оценки рациональности принятия решения, связанного, ска­жем, с приобретением средств производства, строительством но­вых объектов, осуществлением любых хозяйственных операций. Стимулирующей функцией обладает такая рыночная цена, ко­торая позволяет производителю выгодно продавать свой товар. В наибольшей степени в такой функции эффективны цены, даю­щие наиболее высокую прибыль в сравнении с другими товара­ми.

С точки зрения национальных интересов России, в условиях рыночной экономики на первый план выходит задача не только и не столько стимулирования роста или сокращения потребле­ния определенных товаров и услуг, сколько наращивания их конкурентоспособного производства, улучшения качества для достижения конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Не менее важное значение имеет и такая функция цены, как распределение и перераспределение. Эта функция цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных фак­торов. Цены выступают инструментом распределения и перерас­пределения национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, региона­ми, фондами накопления и потребления, различными социаль­ными группами населения. С помощью цены перераспределяется создаваемая стоимость между производителем и потребителем, между отдельным слоями общества. Особенно рельефно эта функция проявляется в це­нах, регулируемых государством. Когда цена на товар установ­лена выше его стоимости, часть ее перераспределяется в пользу продавца, следовательно, потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец имеет увеличен­ные доходы.

Но основное - решение социальных задач (социальная функция). При этом усиливается важность конкретного товара в «потребитель­ской корзине» населения, необходимость ограничения опасных привычек (например, курения, алкоголя) и т.д.

Отклоняясь от стоимости, цена помогает перераспределять национальный доход. Через эту функцию цены происходит взаи­моувязка доходов и расходов производителя и потребителя.

Вместе с тем, не следует забывать, что цены - далеко не единственный инструмент распределения и перераспределения. Так, особую роль здесь играет финансово-кредитная система. Например, если поставлена задача поднять жизненный уровень определенной части населения, то этого эффективнее достигнуть, используя финансы, в частности оперируя денежными доходами населе­ния (размер заработной платы, пенсий, стипендий) или став­ками налогов. Применение цен в данных областях менее эф­фективно, так как изменение цен обычно затрагивает все население, и кто здесь больше выигрывает или проигрывает, определить труднее.

Воздействие цен на распределительно-перераспре­делительные процессы в обществе более заметно проявляется в течение продолжительного периода времени.

Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бывает как целенаправленной, так и противоречивой. Например, стимулирующая функция цены содействует реали­зации функции сбалансирования спроса и предложения, спо­собствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом. Цена может играть и иную роль (при ее снижении), что ведет к сокращению предложения товаров. В свою очередь это приводит к соответствию спроса и предложения, когда по­следнее превышает спрос.

Распределительная функция цены действует совместно с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуя переливу капиталов в те сферы хо­зяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма прибыли.

Понятие «система цен» употребляется в двух смыслах:какполный перечень всех видов цен и как устойчивые соотношения между средними ценами на различные группы товаров.

Теория и практика ценообразования выработали три подхода к формированию цен на товары: 1) государственные цены, в основе которых лежат издержки производства товара (затратный подход); 2) рыночные (свободные) цены, формируемые на основе спроса и предложения, 3) договорные цены.

В перечень государственных цен Г.А. Тактаров включает следующие виды:

· Расчетная (индивидуальная) цена, монополистическая цена.

· Оптовая цена предприятия.

· Оптовая цена промышленности.

· Розничная цена.

Заготовительная (закупочная) цена.

Существуют и другие, более подробные классификации, привязанные к нынешней статистике в РФ. Одна из них по М.С. Абрютиной. Рассмотрим далее ее систематизацию видов рыночных цен.

Систему цен можно представить, преж­де всего, двумя взаимосвязанными подсистемами: цены внут­реннего рынка и цены внешней торговли.

Рассмотрим далее более подробную классификацию по признакам цены.

Первый признак цены — принадлежность к типу рынка или каналу реализации.

Все цены внутреннего рынка переходного периода — фикси­рованные, регулируемые и свободные — могут быть упорядоче­ны:

1) По принадлежности к типу рынка, на котором они образо­вались:

— цены оптового рынка;

— цены биржевого оборота;

— цены потребительского рынка.

2) Кроме этого, исторически образовались и действуют устойчи­вые каналы реализации, которые, в отличие от типа рынка, свя­заны с реализацией одного вида товара или услуг. Такими кана­лами реализации являются:

— закупки сельскохозяйственного сырья;

— прямая реализация сельскохозяйственных продуктов хо­зяйствами-производителями организациям розничной торгов­ли и общественного питания (без посредника-заготовителя);

— рынок недвижимости и строительного подряда;

— электро-, тепло- и газоснабжение;

— реализация рыночных производственных услуг.

Перечисленные типы рынков и каналы реализацииохваты­вают все виды цен и тарифов внутреннего рынка.

Этот признак обозна­чает устойчивые связи между одним или несколькими типами субъектов торговой деятельности с теми или иными субъектами спроса, т. е. между продавцом и покупателем. Данный тип устой­чивой связи сочетается с дополнительными признаками: характе­ром торговли (оптовый рынок); объектом торговли (рынок не­движимости), степенью вмешательства государства (например, энергоснаб­жжение, указывает на то, что рыночные цены здесь не являются свободными) и т. п.

Данная классификация является относительно новой, она отражает те изменения в ценообразовании, которые берут на­чало 2 января 1992 года (дата претворения в жизнь либерализа­ции цен) и обозначает переход от плановой, централизованно управляемой - к рыночной экономике.

Наблюдение уровня и ди­намики цен в современной статистике проводится регулярно по оптовому рынку, биржевому обороту, потребительскому рынку, а также по внешней торговле.

Второй признак цены — это степень вмешательства государ­ства в ценообразование. Цены и тарифы на услуги могут быть фиксированными, регулируемыми и свободными. Монопольно ус­танавливаемые цены торговой фирмой, предприятием относят­ся к свободным ценам. Это, можно сказать, «абсолютно свобод­ные» цены.

Третий признак цены — объект сделки купли-продажи.По объекту сделки цены распределяются на две большие группы: это цены на товары и цены на рыночные услуги (тарифы).

В свою очередь каждая из этих двух групп цен дифференцируется в соответствии с признаком назначения (использо­вания) объекта сделки купли-продажи.

1) Классификация цен на товары сегодня в ста­тистике России:

Цены на товары производственно-технического назначения:

— цены на сырье;

— цены на металл и металлоизделия;

— цены на топливо;

— цены на строительные материалы и т. д.

Цены на потребительские товары:

— цены на продовольственные товары (безалкогольных на­питков);

— цены на непродовольственные товары;

— цены на алкогольные напитки.

2) По признаку назначения объекта сделки купли-продажи ус­луг различают тарифы на производственные услуги и тарифы на потребительские услуги.

Производственные рыночные услуги (грузовой транспорт, во­доснабжение, услуги очистных сооружений, лабораторные ана­лизы, ремонтные работы, информационно-вычислительное об­служивание, мелиорация, ветеринарные услуги и т. п.) исполь­зуются предприятиями и организациями нефинансового сектора экономики, т. е. производственными предприятиями (реальным сектором экономики) и коммерческими организациями сферы услуг. Отсюда следует, что цены (тарифы) на производственные рыночные услуги оказывают влияние на себестоимость товаров и услуг, создаваемых предприятиями и организациями нефинансово­го сектора.

Особо следует выделить тарифы на электроэнергию, тепло и газ. Дело в том, что эти блага — не просто услуги, а товары плюс услуги по их доставке. Целесообразно не включать эти три вида материальных благ ни в товары, ни в услуги, а показывать их в классификации для анализа цен самостоятельно. При этом не­обходимо так построить классификатор, чтобы тарифы на про­изводственное потребление электроэнергии, теплоэнергии и газа не агрегировались с тарифами на их потребительское ис­пользование, поскольку тарифы для коммерческих пользовате­лей и потребителей-субъектов личного потребления государство устанавливает на различных уровнях.

Потребительские рыночные услуги имеют своим назначением личное потребление (индивидуальное или коллективное), их стоимость исчезает в момент потребления. Цены на потребитель­ские услуги оказывают влияние на уровень жизни и на воспроиз­водство рабочей силы, т. к. влияют на здоровье, образование, про­фессиональную подготовку.

Потребительские рыночные услуги, так же как и потреби­тельские товары, приобретают домашние хозяйства (население), государственные учреждения (школы, больницы и т.п.), НКО (некоммерческие организации, обслуживающие домашние хо­зяйства).

Перечень потребительских услуг включает: бытовые услуги, жилищно-коммунальные, услуги учреждений культуры, туриз­ма, здравоохранения, образования, ритуальные услуги.

Услуги торговли не имеют тарифов, т. к. их стоимость вклю­чается в стоимость продаваемых товаров.

Четвертый признак цены — происхождение товара или услуги, вид деятельности по их созданию.

Цены могут быть распределены по отраслевому признаку:

— цены на промышленные товары;

— цены на продукцию сельского хозяйства;

— цены на продукцию строительства;

— тарифы на услуги транспорта и связи;

— тарифы на бытовые и коммунальные услуги и т. д.

Именно этот принцип классификации цен был положен в основу построения прейскурантов цен при централизованном ценообразовании и продолжает доминировать в учебной лите­ратуре настоящего времени. Этот признак следует использовать в классификации цен как дополнительный, а не как основной.

Пятый признак цены отражает характер торговли: продается ли товар партиями — оптом или в розницу — поштучно, в раз­вес, мелкими упаковками.

Один и тот же продавец может продавать товар, например, крупу, сахар-песок и мешками, и в развес, и крупными, и мел­кими упаковками. Существование оптово-розничной торговли не отменяет различия между оптовой и розничной: цена на еди­ницу товара в оптовой торговле всегда ниже, чем при отпуске его в розницу.

Услуги по своей природе не могут реализовываться партия­ми, их реализация предполагает адресность, единичность каж­дого пользователя услугой. Значит, данный признак присущ только ценам на товары, которые так и называются: оптовые цены, розничные цены.

В этом пункте (пятый признак) обнаруживаем перекрещива­ние с первым признаком классификации и, крометого, терми­нологическую неувязку. Торговля существует оптовая и розничная, а также оптово-розничная, но рынки в статистике делятся на оптовый и потребительский.

Шестой признак цены — избирательный. Цены могут рассматриваться либо как цены реализации (продаж), либо как цены приобретений.

Цены продаж группируются по субъектам торговой деятель­ности — производственным предприятиям, торгующим орга­низациям, коммерческим организациям сферы услуг (круп­ным; средним; малому бизнесу, в т. ч. юридическим лицам и ПБОЮЛ; «неформалам»; «нелегалам»).

Цены приобретения группируются по покупателям-субъектам спроса: предъявителям текущего производственного и инвести­ционного спроса, субъектам потребительского спроса.

К субъектам потребительского спроса относятся домашние хозяйства (население), государственные учреждения (школы, больницы и т. п.), НКО (некоммерческие организации, обслу­живающие домашние хозяйства на общественных началах или за плату, возмещающую расходы, но не приносящую прибыль).

Седьмой признак цены — экономическое пространство. Одни цены формируются на внутреннем рынке, другие — во внеш­ней торговле. Внутренние и внешнеторговые цены покупок и про­даж одних и тех же товаров, как правило, находятся на разных уровнях. Цены экспорта и импорта формирует мировой рынок. Номенклатура товаров экспорта и импорта различна.

Россия вывозит, главным образом, минеральное сырье, ле­соматериалы, металлы, а ввозит — машины и оборудование, продовольственные товары, продукцию химической промыш­ленности.

Внутренние цены испытывают влияние внешнеторговых цен.

Отечественные и импортные товары конкурируют на внут­реннем рынке. Цены экспорта оказывают влияние на всю эко­номику страны и на общий уровень внутренних цен, а также являются существенным фактором изменения курса националь­ной валюты (поэтому для экономики России вступление в ВТО грозит тем, что наши предприятия могут не выдержать конкуренцию с иностранными при полном открытии рынка и повышении внутренних цен на наши энергоресурсы).

Восьмой признак цены касается структуры цены. Одни цены включают издержки доставки товара до пункта отправления по железной дороге или другим видам транспорта (цена франко-станция отправления), другие цены на товары включают издер­жки доставкидо станции назначения (цена франко-станция назначения). Этот признак цены особенно важен во внешней тор­говле, т. к. влияет и на цены экспорта, и на цены импортных товаров во внутренней торговле.

Из названных выше признаков цены для построения систе­мы цен следует отобрать базовые, которые образуют основу си­стемы цен, оставив остальные для использования в качестве дополнительных — для раскрытия отдельных ценовых блоков или для выборки цен по определенным признакам из различ­ных блоков.

Предварительно все цены делятся на цены внутреннего рын­ка и внешнеторговые цены. Базовыми признаками цен внутрен­него рынка следует считать, во-первых, принадлежность к рын­кам и каналам реализации как к подсистемам этого рынка, во-вторых, виды товаров и услуг по своему назначению. Выбор базовых признаков обязывает составить полный перечень их раз­новидностей, вариантов. Нельзя ограничиваться, например, указанием на оптовый и потребительский рынок, забывая при этом о рынках недвижимости, строительного и бытового под­ряда, закупках сельскохозяйственной продукции. Далее, пере­числяя товары и услуги, нельзя переходить от признака назна­чения товара, не исчерпав его до конца, к признаку происхож­дения товара, подменяя один признак другим.

Кроме того, следует условиться, какие цены систематизиру­ются — цены продаж или приобретения. Целесообразно ввести в систему в качестве основного признака также характер цен, распределив их на фиксированные и регулируемые государ­ством, с одной стороны, и свободные, с другой стороны. Та­ким образом, пять признаков из восьми безусловно должны быть использованы в построении единой системы цен. (В дальнейшем будем говорить о схеме классификации цен, т. к. создание полной системы цен потребовало бы многотомного издания). Оставши­еся три признака найдут свое место в анализе цен. Цены франко-станция назначения и франко-станция отправления, как уже было сказано, найдут достаточно подробное отражение в разделе о внешнеторговых ценах. Признак происхождения товаров (изделия из натурального сырья или из заменителя; то­вары сельскохозяйственного происхождения; отечественный или импортный товар и т. п.) следует оставить для углубленного ана­лиза цен.

Признак оптовых и розничных цен может вполне вписаться в понятие рынков и каналов реализации. Оптовые цены имеют ответвления: биржевые цены, заку­почные.

И, наконец, о неувязке понятий: розничные и потре­бительские цены. На потребительском рынке все цены — потре­бительские, но не все — розничные. Например, услуги не про­даются оптом. Значит, термин «розничные» тарифы также не имеет смысловой нагрузки. Торговать в розницу могут при опре­деленных обстоятельствах и субъекты оптовой торговой деятель­ности. Эта акция пополняет ресурсы потребительского рынка, увеличивает розничный товарооборот.

Потребительские цены — экономический аналитический тер­мин. Розничные цены — термин живой торговой деятельности. Все розничные цены входят в состав цен потребительских.

Наши рекомендации