Вопрос 63. Сущность и виды цен
Функции цен
Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях. Функции цен тесно связаны с действием объективных экономических законов. Функции цен нельзя отождествлять с конкретными задачами, которые решаются с их помощью на различных этапах развития общества.
Функцию цены характеризует совокупность общих свойств, которые объективно присущи ей как экономической категории. Эти качества определяют роль и место цены в хозяйственном механизме и активно воздействуют на экономические процессы. При всем разнообразии теоретических трактовок, присущих функциям цены, их проявлений на практике большинство экономистов признает за данной категорией пять основных функций; учетно-измерительную, перераспределительную, стимулирующую, балансирующую и размещения производства. Для нас важна также и социальная функция цены. Рассмотрим кратко каждую из них в отдельности.
Функция учета и измерения затрат общественного трудаопределяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостной учет самых различных хозяйственных процессов, измерение из результатов. Например, объем заготовленного топлива эквивалентен сумме цен (включая транспортно-заготовительные расходы) на этот товар. Объем произведенной или реализованной товарной продукции фирмы равен суммарной стоимости ее изделий или услуг. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительные свойства товаров и услуг, исходя из затрат труда. Цена демонстрирует, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Опадает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения товаров, так и размер прибыли.
В условиях рынка цена способна существенно отклоняться от издержек. Интерес производителя заключается в том, чтобы получить максимальную прибыль от продажи товара, а покупатель стремится к минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара вынужден постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов и выстоять в конкурентной борьбе благодаря снижению затрат, улучшению товара, и именно поэтому учетно-измерительная функция цены столь важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятий.
Учетная функция цены зачастую вступает в противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации. Это приводит к выводу, что взаимосвязи между различными функциями цены должны быть предметом специальных маркетинговых исследований.
Как известно, товарная и ценовая политика базируется на основе жизненного цикла товара. Пребывание товара на рынке ограничено по времени. Он обязательно вытесняется более качественным или более дешевым.
Жизненный цикл товара подразделяется на пять стадий: внедрение, рост, зрелость, насыщение и спад. Основная масса товаров проходит все эти стадии. Отличия бывают по времени, интенсивности, характеру перехода из одной стадии в другую. На основе учетно-измерительной функции цены, предприниматели имеют возможность учитывать изменения конъюнктуры рынка, связанные с переходом товара из одной стадии его жизненного цикла в другую. Например, стадия внедрения нового товара характерна отсутствием прибыли от его реализации, значительными издержками производства в расчете на единицу и повышенными затратами на маркетинг. Стадия роста характеризуется увеличением спроса на товар, резким наращиванием продаж и прибыли. Стадия зрелости связана с падением темпов роста продаж, замедлением роста прибыли, дополнительным увеличением затрат на маркетинговые мероприятия. Стадия насыщения охватывает период жизни товара в котором сокращаются темпы роста продаж и стабилизируется прибыль, Последняя стадия — спад, характеризуется резким снижением как продаж, так и прибыли. Границу между отдельными стадиями конечно достаточно условна.
В настоящее время в России возрастает значение функции цены как средства более рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса, фирма сама определяет, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал. Но в условиях современной российской экономики, при монополизме многих производителей, слабой конкуренции, при наличии инфляции, масштабы перелива капиталов пока невелики. Более развита торгово-посредническая деятельность) где оборот капитала быстрее, а норма прибыли велика. Пока предприниматели мало используют свои капиталы для развития производства.
Нельзя далее не обратить особого внимания на такую важную функцию цены как сбалансирование спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. Цена свидетельствует о диспропорциях в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве, равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или посредством изменения цены (одновременно бывает и то, и другое).
Балансирующую функцию в той или иной степени выполняют все виды рыночных цен. В обстановке свободного рынка, естественной конкуренции благодаря этой своей функции цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства.
Балансирующая функция цены выступает основным фактором регулирования предложения товаров на основе учета их спроса. Естественное взаимодействие спроса и предложения, обеспечение их равновесия на основе цен реально лишь на свободном рынке.
Характеристика зависимости цены и спроса может обозначаться следующим:
а) спрос эластичный (при незначительных повышениях цены объем продаж возрастает в значительно больших размерах);
б) спрос стабилен, когда имеет место равенство между изменением цены и объема продаж;
в) спрос неэластичен (когда при существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно).
Значение стимулирующей функции цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления разных товаров.
Посредством цен реально стимулировать или замедлять научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли в цене, надбавками, скидками с цены.
Цена в рыночной экономике выступает в качестве критерия оценки рациональности принятия решения, связанного, скажем, с приобретением средств производства, строительством новых объектов, осуществлением любых хозяйственных операций. Стимулирующей функцией обладает такая рыночная цена, которая позволяет производителю выгодно продавать свой товар. В наибольшей степени в такой функции эффективны цены, дающие наиболее высокую прибыль в сравнении с другими товарами.
С точки зрения национальных интересов России, в условиях рыночной экономики на первый план выходит задача не только и не столько стимулирования роста или сокращения потребления определенных товаров и услуг, сколько наращивания их конкурентоспособного производства, улучшения качества для достижения конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Не менее важное значение имеет и такая функция цены, как распределение и перераспределение. Эта функция цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. С помощью цены перераспределяется создаваемая стоимость между производителем и потребителем, между отдельным слоями общества. Особенно рельефно эта функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Когда цена на товар установлена выше его стоимости, часть ее перераспределяется в пользу продавца, следовательно, потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец имеет увеличенные доходы.
Но основное - решение социальных задач (социальная функция). При этом усиливается важность конкретного товара в «потребительской корзине» населения, необходимость ограничения опасных привычек (например, курения, алкоголя) и т.д.
Отклоняясь от стоимости, цена помогает перераспределять национальный доход. Через эту функцию цены происходит взаимоувязка доходов и расходов производителя и потребителя.
Вместе с тем, не следует забывать, что цены - далеко не единственный инструмент распределения и перераспределения. Так, особую роль здесь играет финансово-кредитная система. Например, если поставлена задача поднять жизненный уровень определенной части населения, то этого эффективнее достигнуть, используя финансы, в частности оперируя денежными доходами населения (размер заработной платы, пенсий, стипендий) или ставками налогов. Применение цен в данных областях менее эффективно, так как изменение цен обычно затрагивает все население, и кто здесь больше выигрывает или проигрывает, определить труднее.
Воздействие цен на распределительно-перераспределительные процессы в обществе более заметно проявляется в течение продолжительного периода времени.
Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бывает как целенаправленной, так и противоречивой. Например, стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом. Цена может играть и иную роль (при ее снижении), что ведет к сокращению предложения товаров. В свою очередь это приводит к соответствию спроса и предложения, когда последнее превышает спрос.
Распределительная функция цены действует совместно с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуя переливу капиталов в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма прибыли.
Понятие «система цен» употребляется в двух смыслах:какполный перечень всех видов цен и как устойчивые соотношения между средними ценами на различные группы товаров.
Теория и практика ценообразования выработали три подхода к формированию цен на товары: 1) государственные цены, в основе которых лежат издержки производства товара (затратный подход); 2) рыночные (свободные) цены, формируемые на основе спроса и предложения, 3) договорные цены.
В перечень государственных цен Г.А. Тактаров включает следующие виды:
· Расчетная (индивидуальная) цена, монополистическая цена.
· Оптовая цена предприятия.
· Оптовая цена промышленности.
· Розничная цена.
Заготовительная (закупочная) цена.
Существуют и другие, более подробные классификации, привязанные к нынешней статистике в РФ. Одна из них по М.С. Абрютиной. Рассмотрим далее ее систематизацию видов рыночных цен.
Систему цен можно представить, прежде всего, двумя взаимосвязанными подсистемами: цены внутреннего рынка и цены внешней торговли.
Рассмотрим далее более подробную классификацию по признакам цены.
Первый признак цены — принадлежность к типу рынка или каналу реализации.
Все цены внутреннего рынка переходного периода — фиксированные, регулируемые и свободные — могут быть упорядочены:
1) По принадлежности к типу рынка, на котором они образовались:
— цены оптового рынка;
— цены биржевого оборота;
— цены потребительского рынка.
2) Кроме этого, исторически образовались и действуют устойчивые каналы реализации, которые, в отличие от типа рынка, связаны с реализацией одного вида товара или услуг. Такими каналами реализации являются:
— закупки сельскохозяйственного сырья;
— прямая реализация сельскохозяйственных продуктов хозяйствами-производителями организациям розничной торговли и общественного питания (без посредника-заготовителя);
— рынок недвижимости и строительного подряда;
— электро-, тепло- и газоснабжение;
— реализация рыночных производственных услуг.
Перечисленные типы рынков и каналы реализацииохватывают все виды цен и тарифов внутреннего рынка.
Этот признак обозначает устойчивые связи между одним или несколькими типами субъектов торговой деятельности с теми или иными субъектами спроса, т. е. между продавцом и покупателем. Данный тип устойчивой связи сочетается с дополнительными признаками: характером торговли (оптовый рынок); объектом торговли (рынок недвижимости), степенью вмешательства государства (например, энергоснабжжение, указывает на то, что рыночные цены здесь не являются свободными) и т. п.
Данная классификация является относительно новой, она отражает те изменения в ценообразовании, которые берут начало 2 января 1992 года (дата претворения в жизнь либерализации цен) и обозначает переход от плановой, централизованно управляемой - к рыночной экономике.
Наблюдение уровня и динамики цен в современной статистике проводится регулярно по оптовому рынку, биржевому обороту, потребительскому рынку, а также по внешней торговле.
Второй признак цены — это степень вмешательства государства в ценообразование. Цены и тарифы на услуги могут быть фиксированными, регулируемыми и свободными. Монопольно устанавливаемые цены торговой фирмой, предприятием относятся к свободным ценам. Это, можно сказать, «абсолютно свободные» цены.
Третий признак цены — объект сделки купли-продажи.По объекту сделки цены распределяются на две большие группы: это цены на товары и цены на рыночные услуги (тарифы).
В свою очередь каждая из этих двух групп цен дифференцируется в соответствии с признаком назначения (использования) объекта сделки купли-продажи.
1) Классификация цен на товары сегодня в статистике России:
Цены на товары производственно-технического назначения:
— цены на сырье;
— цены на металл и металлоизделия;
— цены на топливо;
— цены на строительные материалы и т. д.
Цены на потребительские товары:
— цены на продовольственные товары (безалкогольных напитков);
— цены на непродовольственные товары;
— цены на алкогольные напитки.
2) По признаку назначения объекта сделки купли-продажи услуг различают тарифы на производственные услуги и тарифы на потребительские услуги.
Производственные рыночные услуги (грузовой транспорт, водоснабжение, услуги очистных сооружений, лабораторные анализы, ремонтные работы, информационно-вычислительное обслуживание, мелиорация, ветеринарные услуги и т. п.) используются предприятиями и организациями нефинансового сектора экономики, т. е. производственными предприятиями (реальным сектором экономики) и коммерческими организациями сферы услуг. Отсюда следует, что цены (тарифы) на производственные рыночные услуги оказывают влияние на себестоимость товаров и услуг, создаваемых предприятиями и организациями нефинансового сектора.
Особо следует выделить тарифы на электроэнергию, тепло и газ. Дело в том, что эти блага — не просто услуги, а товары плюс услуги по их доставке. Целесообразно не включать эти три вида материальных благ ни в товары, ни в услуги, а показывать их в классификации для анализа цен самостоятельно. При этом необходимо так построить классификатор, чтобы тарифы на производственное потребление электроэнергии, теплоэнергии и газа не агрегировались с тарифами на их потребительское использование, поскольку тарифы для коммерческих пользователей и потребителей-субъектов личного потребления государство устанавливает на различных уровнях.
Потребительские рыночные услуги имеют своим назначением личное потребление (индивидуальное или коллективное), их стоимость исчезает в момент потребления. Цены на потребительские услуги оказывают влияние на уровень жизни и на воспроизводство рабочей силы, т. к. влияют на здоровье, образование, профессиональную подготовку.
Потребительские рыночные услуги, так же как и потребительские товары, приобретают домашние хозяйства (население), государственные учреждения (школы, больницы и т.п.), НКО (некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства).
Перечень потребительских услуг включает: бытовые услуги, жилищно-коммунальные, услуги учреждений культуры, туризма, здравоохранения, образования, ритуальные услуги.
Услуги торговли не имеют тарифов, т. к. их стоимость включается в стоимость продаваемых товаров.
Четвертый признак цены — происхождение товара или услуги, вид деятельности по их созданию.
Цены могут быть распределены по отраслевому признаку:
— цены на промышленные товары;
— цены на продукцию сельского хозяйства;
— цены на продукцию строительства;
— тарифы на услуги транспорта и связи;
— тарифы на бытовые и коммунальные услуги и т. д.
Именно этот принцип классификации цен был положен в основу построения прейскурантов цен при централизованном ценообразовании и продолжает доминировать в учебной литературе настоящего времени. Этот признак следует использовать в классификации цен как дополнительный, а не как основной.
Пятый признак цены отражает характер торговли: продается ли товар партиями — оптом или в розницу — поштучно, в развес, мелкими упаковками.
Один и тот же продавец может продавать товар, например, крупу, сахар-песок и мешками, и в развес, и крупными, и мелкими упаковками. Существование оптово-розничной торговли не отменяет различия между оптовой и розничной: цена на единицу товара в оптовой торговле всегда ниже, чем при отпуске его в розницу.
Услуги по своей природе не могут реализовываться партиями, их реализация предполагает адресность, единичность каждого пользователя услугой. Значит, данный признак присущ только ценам на товары, которые так и называются: оптовые цены, розничные цены.
В этом пункте (пятый признак) обнаруживаем перекрещивание с первым признаком классификации и, крометого, терминологическую неувязку. Торговля существует оптовая и розничная, а также оптово-розничная, но рынки в статистике делятся на оптовый и потребительский.
Шестой признак цены — избирательный. Цены могут рассматриваться либо как цены реализации (продаж), либо как цены приобретений.
Цены продаж группируются по субъектам торговой деятельности — производственным предприятиям, торгующим организациям, коммерческим организациям сферы услуг (крупным; средним; малому бизнесу, в т. ч. юридическим лицам и ПБОЮЛ; «неформалам»; «нелегалам»).
Цены приобретения группируются по покупателям-субъектам спроса: предъявителям текущего производственного и инвестиционного спроса, субъектам потребительского спроса.
К субъектам потребительского спроса относятся домашние хозяйства (население), государственные учреждения (школы, больницы и т. п.), НКО (некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства на общественных началах или за плату, возмещающую расходы, но не приносящую прибыль).
Седьмой признак цены — экономическое пространство. Одни цены формируются на внутреннем рынке, другие — во внешней торговле. Внутренние и внешнеторговые цены покупок и продаж одних и тех же товаров, как правило, находятся на разных уровнях. Цены экспорта и импорта формирует мировой рынок. Номенклатура товаров экспорта и импорта различна.
Россия вывозит, главным образом, минеральное сырье, лесоматериалы, металлы, а ввозит — машины и оборудование, продовольственные товары, продукцию химической промышленности.
Внутренние цены испытывают влияние внешнеторговых цен.
Отечественные и импортные товары конкурируют на внутреннем рынке. Цены экспорта оказывают влияние на всю экономику страны и на общий уровень внутренних цен, а также являются существенным фактором изменения курса национальной валюты (поэтому для экономики России вступление в ВТО грозит тем, что наши предприятия могут не выдержать конкуренцию с иностранными при полном открытии рынка и повышении внутренних цен на наши энергоресурсы).
Восьмой признак цены касается структуры цены. Одни цены включают издержки доставки товара до пункта отправления по железной дороге или другим видам транспорта (цена франко-станция отправления), другие цены на товары включают издержки доставкидо станции назначения (цена франко-станция назначения). Этот признак цены особенно важен во внешней торговле, т. к. влияет и на цены экспорта, и на цены импортных товаров во внутренней торговле.
Из названных выше признаков цены для построения системы цен следует отобрать базовые, которые образуют основу системы цен, оставив остальные для использования в качестве дополнительных — для раскрытия отдельных ценовых блоков или для выборки цен по определенным признакам из различных блоков.
Предварительно все цены делятся на цены внутреннего рынка и внешнеторговые цены. Базовыми признаками цен внутреннего рынка следует считать, во-первых, принадлежность к рынкам и каналам реализации как к подсистемам этого рынка, во-вторых, виды товаров и услуг по своему назначению. Выбор базовых признаков обязывает составить полный перечень их разновидностей, вариантов. Нельзя ограничиваться, например, указанием на оптовый и потребительский рынок, забывая при этом о рынках недвижимости, строительного и бытового подряда, закупках сельскохозяйственной продукции. Далее, перечисляя товары и услуги, нельзя переходить от признака назначения товара, не исчерпав его до конца, к признаку происхождения товара, подменяя один признак другим.
Кроме того, следует условиться, какие цены систематизируются — цены продаж или приобретения. Целесообразно ввести в систему в качестве основного признака также характер цен, распределив их на фиксированные и регулируемые государством, с одной стороны, и свободные, с другой стороны. Таким образом, пять признаков из восьми безусловно должны быть использованы в построении единой системы цен. (В дальнейшем будем говорить о схеме классификации цен, т. к. создание полной системы цен потребовало бы многотомного издания). Оставшиеся три признака найдут свое место в анализе цен. Цены франко-станция назначения и франко-станция отправления, как уже было сказано, найдут достаточно подробное отражение в разделе о внешнеторговых ценах. Признак происхождения товаров (изделия из натурального сырья или из заменителя; товары сельскохозяйственного происхождения; отечественный или импортный товар и т. п.) следует оставить для углубленного анализа цен.
Признак оптовых и розничных цен может вполне вписаться в понятие рынков и каналов реализации. Оптовые цены имеют ответвления: биржевые цены, закупочные.
И, наконец, о неувязке понятий: розничные и потребительские цены. На потребительском рынке все цены — потребительские, но не все — розничные. Например, услуги не продаются оптом. Значит, термин «розничные» тарифы также не имеет смысловой нагрузки. Торговать в розницу могут при определенных обстоятельствах и субъекты оптовой торговой деятельности. Эта акция пополняет ресурсы потребительского рынка, увеличивает розничный товарооборот.
Потребительские цены — экономический аналитический термин. Розничные цены — термин живой торговой деятельности. Все розничные цены входят в состав цен потребительских.