В сфере уголовного судопроизводства
Необходимость тесного, прочного и постоянного международного сотрудничества в сфере контроля над преступностью обусловлена многими объективными факторами. Среди этих факторов определяющими, на мой взгляд, являются следующие.
Во-первых, Российская Федерация настойчиво, хотя и противоречиво, непоследовательно пытается освободиться от наследства советского режима и "развитого" социализма и стремится к развитию гражданского общества и построению правового государства. В связи с этим Российское государство предпринимает серьезные усилия по интеграции в мировую экономику, политическую и идеологическую системы, международное правовое пространство и другие сферы международного сотрудничества.
Во-вторых, глобализация мировых экономических, политических и иных процессов, несмотря на многочисленные протесты ее противников, затрагивает все сферы жизни личности, общественной и государственной деятельности различных стран, в том числе и в области негативных явлений, каким является, в частности, преступность.
В-третьих, отдельные виды преступной деятельности приобрели и продолжают приобретать не только региональный, но и международный характер, не признавая государственных границ. Яркими примерами совершения преступлений международными преступными сообществами являются террористические акты, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, незаконный оборот огнестрельного и иного оружия, радиоактивных материалов и некоторые другие преступные посягательства.
Перечисленные объективные факторы вынуждают международное сообщество укреплять, усиливать и углублять сотрудничество в сфере борьбы с различными преступлениями, совершаемыми международными преступными сообществами.
Международное сотрудничество России в правовой сфере базируется на нормах Конституции РФ; многочисленных международных конвенциях, декларациях, пактах и договорах; региональных и двусторонних международных договорах РФ; нормах различных отраслей отечественного права, в том числе уголовно-процессуального закона.
Среди них находятся, например:
1) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
2) международный Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению, в какой бы то ни было форме (1988 г.);
3) Европейская конвенция о выдаче (1957 г.) <1>;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 23. Ст. 2348.
4) Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.) <1>;
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 23. Ст. 2349.
5) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам <1>, заключенная между государствами - членами Содружества Независимых Государств (1993 г.) и др.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472.
Актуальность международного сотрудничества в области уголовного судопроизводства нашла свое выражение в появлении в уголовно-процессуальном законе нового, специального раздела, посвященного правовому регулированию вопросов взаимодействия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс, с соответствующими государственными органами и должностными лицами иностранных государств (ст. 453 - 473 УПК).
Отечественный законодатель на основе международных актов, ратифицированных Советским Союзом и Российской Федерацией, сформулировал основания, условия и порядок осуществления международного сотрудничества в области уголовного судопроизводства. Формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью осуществляются в настоящее время на уровне деятельности:
1) разнообразных международных организаций;
2) в рамках непосредственных контактов государств на основе многосторонних и двусторонних соглашений.
К международным организациям, занимающимся проблемами в сфере борьбы с преступностью и в области уголовного процесса, относятся:
1) Организация Объединенных Наций. Эта организация учредила, в частности, Комитет по предупреждению и контролю над преступностью и Комиссию по предупреждению преступности и содействию уголовному правосудию;
2) международные суды. В настоящее время действуют:
а) Международные военные и уголовные трибуналы, учреждаемые Советом Безопасности ООН;
б) Международный уголовный суд в качестве постоянно действующего института, призванного рассматривать наиболее тяжкие преступления с точки зрения международного уголовного права;
в) Европейский суд по правам человека, призванный обеспечивать защиту законных интересов граждан в случаях нарушения положений Европейской конвенции о защите прав и основных свобод и не нашедших надлежащей охраны на национальном уровне. Деятельность этого Суда в 2006 г. обошлась России больше чем в 1 млн., а в 2007 г. - более 4 млн. евро <1>;
--------------------------------
<1> См.: Дымарский В. Есть женщины в русских судах // Российская газета. 2008. 3 июля.
3) международная организация уголовной полиции (Интерпол). В МВД России имеется Национальное центральное бюро Интерпола, которое обеспечивает взаимодействие органов внутренних дел с полицией иностранных государств и Генеральным секретариатом Интерпола.
Таким образом, уголовно-процессуальный закон регулирует следующие основные, главные направления международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью:
1) оказание правовой помощи в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела;
2) выдача лица, совершившего преступное посягательство, для уголовного преследования или исполнения судебного приговора;
3) передача лица, виновного в совершении преступления и осужденного к лишению свободы, для отбывания этого вида наказания в государстве, гражданином или подданным которого оно является.
Таким образом, можно считать, что данное отдельное уголовно-процессуальное производство содержит в себе целый ряд, как минимум три, особых производств <1>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник А.В. Смирнова, К.Б. Калиновского "Уголовный процесс" (под общ. ред. А.В. Смирнова) включен в информационный банк согласно публикации - КНОРУС, 2008 (4-е издание, переработанное и дополненное).
<1> Другие авторы выделяют: 1) международно-правовую помощь по уголовным делам; 2) передачу производства по уголовным делам; 3) возбуждение уголовного преследования по просьбе иностранного государства; 4) экстрадицию (выдачу) лица для привлечения к уголовной ответственности; 5) передачу осужденных для отбывания наказания в государстве, гражданами или подданными которого они являются (Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб., 2005. С. 257).