Соблюдение конфиденциальности
Необходимо сказать несколько слов о конфиденциальности всего комплекса предварительных переговоров. Тот, кто создает новый бизнес, вынужден рассказывать о нём всем – иначе как он найдёт партнеров, поставщиков, покупателей? Но, делясь информацией о бизнесе, и прежде всего – ключевых параметрах своей бизнес-модели, предприниматель рискует поделиться хорошей идеей со своим конкурентом, поскольку никогда нельзя быть уверенным в том, что человек, которому вы рассказали нечто важное, не захочет использовать эти знания себе на пользу. Получается, что с одной стороны, бизнес-план является публичным документом (предназначенным для неограниченного круга лиц), но с другой же стороны – документом секретным или по меньшей мере конфиденциальным), что очень пугает и путает многих начинающих предпринимателей. В вопросе режима доступа к этому важному документу лучше всего придерживаться нескольких простых правил, первым из которых является включение сразу же после титульного листа бизнес-плана меморандума о конфиденциальности.
Этот документ составляется в целях предупреждения лиц, знакомящихся с бизнес-планом, о конфиденциальности приводимой в нем информации. В таком меморандуме может содержаться напоминание о том, что читающий бизнес-план берет на себя ответственность и гарантирует нераспространение содержащихся в нем сведений без предварительного согласия автора (или инициатора) проекта. В меморандуме может содержаться запрет на копирование, на передачу проекта третьим лицам и требование о возврате проекта автору, если бизнес-план не вызывает интереса у инвесторов и они не собираются вкладывать деньги в проект.
Конечно, одним включением в бизнес-план меморандума конфиденциальности обойтись невозможно (факт несанкционированного использования сложно доказать), поэтому сам бизнес-план должен содержать ровно столько информации, сколько необходимо для выяснения сути проекта и приведения доказательства его реализуемости, но не более того. В бизнес-плане лучше не раскрывать, в чем состоят ключевые преимущества проекта, особенно если они могут быть легко скопированы сторонними пользователями документа.
В то же время, не следует делать любую мало-мальски существенную информацию конфиденциальной: потенциальным партнерам или инвесторам она необходима для принятия своего решения о возможности сотрудничать с предпринимателем, представившим бизнес-проект.
В целом, можно порекомендовать ограничить доступ к бизнес-плану лиц, не имеющих к проекту непосредственного отношения.
Резюме бизнес-плана
Любой бизнес-план всегда начинается с кратких выводов по проекту, содержащихся в резюме. Этот раздел пишется в самую последнюю очередь, но именно он должен быть самым первым разделом бизнес-плана. Выводы должны быть краткими – не более 1 – 2 страниц. Резюме – это самостоятельный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес-плана. Это будет единственная часть, которую будут читать большинство потенциальных инвесторов, поэтому резюме предназначено им и должно содержать следующую информацию:
· Размер заемных средств, для какой цели предполагается их привлечь;
· Предполагаемые сроки поступления кредита и его погашения, порядок выплат;
· Кто ещё собирается инвестировать в проект;
· Размер собственных средств;
· Показатели эффективности проекта.
Краткие выводы по проекту должны быть убедительными, их задача – дать читателю возможность быстро понять базовые идеи и перспективы вашего бизнеса и решить, стоит ли тратить дополнительное время на чтение вашего проекта. Следовательно, цель этого раздела – заинтересовать и даже «соблазнить» потенциального читателя.
Резюме – это суть предложения, результат уже написанного бизнес-плана. В нем предельно просто и лаконично должна быть изложена сущность бизнеса: что вы собираетесь делать, чем ваш будущий продукт (услуга) будет отличаться от продукции конкурентов и почему потребители заинтересуются им, каких затрат потребует реализация проекта и каковы источники их получения. Здесь обязательно приводится информация об объемах будущих продаж, выручке, прибыли, уровне рентабельности и, наконец, срок, в течение которого вы сможете гарантированно вернуть все заемные средства, а также срок окупаемости капитальных вложений.
Резюме оформляется после того как бизнес-план полностью подготовлен, все его разделы просчитаны, а в его деталях наблюдается полная ясность.
Особенности бизнес-планирования на предприятиях малого бизнеса
Малые предприятия составляют костяк любой сильной экономики, обеспечивая занятость значительной части населения и удовлетворяя потребности мелких ниш рынка, экономически недоступных для крупного и среднего бизнеса. К малым предприятиям можно отнести значительную часть предприятий сферы сервиса.
Малый бизнес в силу своих незначительных размеров имеет ряд особенностей, охватывающих практически все стороны бизнес-планирования деятельности предприятия.
В малом бизнесе применяются другие технологические (технические) решения, а соответственно – и организация производства:
· Зачастую малый бизнес применяет более гибкие, но менее совершенные технологии, в том числе технологии непромышленные, устаревшие – даже в рамках вновь создаваемых производств. Это связано с тем, что современные технологии зачастую предполагают значительные объемы производства (а следовательно – и сбыта, который невозможен в таких масштабах на рынке, где действует предприниматель) и инвестиций (которых у малого бизнеса также нет).
· Самозанятость предпринимателя. Как правило, владельцы малого бизнеса занимаются не только стратегическим планированием и управлением, но и выполнением множества производственных, маркетинговых и иных функций (предприниматель может сам вести бухгалтерский учет, заниматься продажей своей продукции/услуг, и т.д.). Самозанятость предпринимателя бывает сложно описать в бизнес-модели адекватно, без серьезных упрощений.
· Непостоянство численности персонала. В малом бизнесе нередко имеют место сезонные работы, на которые приглашаются работники со стороны, что ведет к рискам, связанным с нехваткой рабочей силы. На крупных и средних предприятиях как правило сезонные работы дополняют друг друга, и значительная часть работников этих предприятий постоянно находится в штате.
В малом бизнесе могут применяться технологии ведения учета и составления отчетности, отличные от технологий средних и крупных предприятий.
· Малые предприятия зачастую ведут упрощенный учет, следствием чего является необязательность наличия бухгалтерского баланса.
· На таких предприятиях чаще всего невозможен анализ финансово-экономических коэффициентов – из-за отсутствия баланса, представляющего собой базу для расчетов.
· Хозяйственные операции, в отличие от предприятий среднего и крупного бизнеса, нередко носят несистемный, стохастический характер. Поэтому даже если баланс составляется, а бухгалтерский учет ведется в полном объеме, из-за влияния фактора случайности на денежные потоки, а следовательно и состояние баланса малого предприятия – невозможно полноценно использовать финансовые коэффициенты.
· Многие финансовые показатели, в частности, та же дебиторская и кредиторская задолженности, не могут быть спрогнозированы привычными методами, поскольку к ним неприменим закон больших чисел – число должников и средняя задолженность изменяются случайным образом, а не находится на достаточно стабильном уровне, поскольку производство, закупка сырья и реализация продукции отражают скорее динамичность рынка, а не производственные процессы.
· Управленческие решения в малом бизнесе принимаются зачастую на основе небольшого числа укрупненных показателей, без изучения деталей и вникания в тонкости.
В малом бизнесе существуют особые подходы к финансированию бизнеса.
· Если рассматривать индивидуальных предпринимателей, то личные средства физического лица являются одновременно и средствами предпринимателя, то есть действующего бизнеса.
· Между предпринимателем – физическим лицом и бизнесом – юридическим лицом существует неразрывная связь: частные средства владельца бизнеса легко могут быть вовлечены в бизнес (более того – часть расходов, связанных непосредственно с созданием и ведением бизнеса, инициатор проекта может оплатить из собственных средств, не вовлекая их в официальный оборот).
· У владельцев малого бизнеса практически отсутствуют альтернативы для краткосрочного вложения свободных денежных средств в ходе реализации проекта, что наряду с короткими сроками инвестиционной фазы (обычно до года) позволяет отказаться от дисконтирования инвестиций, взяв их в нулевом периоде по номиналу.
Ведение малого бизнеса связано со сложностями с изучением рынка и продвижением продукции.
· Недостаточная подготовка предпринимателей, постоянная экономия средств и, самое главное, нехватка времени на проведение полномасштабных, научно подкрепленных маркетинговых исследований ведут к тому, что предприятия малого бизнеса максимальное внимание уделяют рекламе, при этом изучение потребителей осуществляется на основе мнений работников, занятых в продажах или как-то иначе общающихся с клиентами (например, техническая поддержка).
· Необходимость применения нестандартных, «быстрых» (хотя и не столь точных) маркетинговых инструментов.
· Изучение спроса прежде всего через прямые продажи (по принципу «сначала ввяжемся в бой, а там посмотрим»).
Малый бизнес очень динамичен, планировать в нем на дальнюю перспективу нецелесообразно. При разработке бизнес-планов используются малые горизонты прогнозирования.
· Если крупные и средние предприятия могут работать для приближения к некоторому идеальному результату – выполнению своей миссии – то владельцы и руководители малых предприятий имеют более приземленные цели создания в ближайшей перспективе постоянного, стабильного источника доходов, и не более того.
· Поскольку финансы малых предприятий зачастую имеют непосредственную связь с личными финансами их основателей, последние заинтересованы в минимальных сроках окупаемости инвестиций и в выходе на запланированные объемы производства, продаж и прибыли.
В то время как средний и крупный бизнес ориентирован на реализацию среднесрочных и долгосрочных целей, и прежде всего развитие – малый бизнес ориентирован на конечный, сиюминутный результат – получение прибыли.
Если на средних и крупных предприятиях инвестиционный проект как правило бывает тесно увязан с существующими видами деятельности и представляет собой расширение бизнеса, на малых предприятиях инвестиционные проекты представляют собой открытие нового направления бизнеса и рассматриваются как правило как отдельный проект, без учета взаимосвязи существующего и планируемого бизнеса.
Для проектов малого бизнеса характерны небольшие размеры инвестиций в приобретение основных средств (машин, оборудования, зданий и сооружений), что позволяет в ряде случаев учитывать эти затраты в проекте без дисконтирования. По сути дела, предприниматель, имея необходимые средства на начало реализации проекта, не сможет вложить их часть на короткий срок сколько-нибудь эффективно.
В целом, для реализации инвестиционных проектов малого бизнеса зачастую достаточно положительного кэш-фло на всех этапах и соблюдения интересов инвесторов (получение определенной регулярной суммы доходов, которые можно вывести из бизнеса). Однако в случаях привлечения стороннего финансирования ставка дисконтирования должна определяться исходя из критериев оценки проекта инвестором: для господдержки ставка дисконтирования должна находиться на уровне прогнозируемой инфляции (ставки рефинансирования), для заемных инвестиций – по стоимости денег (проценты по кредиту), для частных инвесторов – исходя из максимально возможных ставок по долгосрочным вкладам на предполагаемую сумму инвестиций.
Высокие риски, связанные с ведением малого бизнеса, недостаточные гарантии от самого бизнеса, а также то, что малые предприятия плохо вписываются в действующие шаблоны оценки проектов среднего и крупного бизнеса, зачастую приводят к отсутствию у банков требований о предоставлении бизнес-плана: в этом случае залоговое обеспечение кредита оказывается для банка важнее создаваемого бизнеса.
Невнимание к описанным особенностям малого бизнеса приводит к усложнению бизнес-планов малых предприятий, перегруженности проектов излишней информацией и несущественными деталями, превращению модели бизнеса из действенного инструмента управления в выхолощенный «научный труд». Учет же указанных особенностей позволит предпринимателям повысить осведомленность о своем бизнесе, улучшить понимание происходящих в нем процессов, научиться строить более эффективные бизнес-модели, учитывающие только важные параметры, но не второстепенные.
Особенности бизнес-планирования на предприятиях сферы сервиса
Главное отличие сферы услуг от других сфер заключается в том, что её основной целью является удовлетворение определенных потребностей в услугах конкретного человека: выполнение заказов, как правило, не оптом, а с учетом индивидуальных запросов и вкусов, что предопределяет индивидуальный характер производства на предприятиях сферы услуг.
Одна из наиболее важных отличительных черт сферы услуг заключается в характере проектирования этих услуг в процессе, используемом для их создания. Здесь необходимо учитывать ряд весьма важных факторов:
· Месторасположение предприятия по предоставлению услуг в основном определяется месторасположением потребителей, а не исходных материалов или какими-либо другими факторами (исключение из этого правила составляет туризм, «привязанный» к конкретным достопримечательностям);
· Потребности и желания потребителей обычно идут впереди соображений эффективности;
· Календарное планирование работ зависит в основном от потребителей;
· Определение качества затруднительно, поскольку его оценка по-разному проводится потребителем и лицом, оказывающим услуги;
· Успех бизнеса определяется прежде всего навыками работы с людьми сотрудников;
· Производственные мощности обычно рассчитываются по «пиковому» спросу со стороны потребителей, а не по среднему уровню спроса;
· Создание запасов продукции в периоды низкого спроса для их использования при пиках спроса обычно не представляется возможным;
· Эффективность работы сотрудника предприятия сферы сервиса с трудом поддается измерению, поскольку низкая производительность может быть обусловлена отсутствием спроса со стороны потребителей, а не плохой работой служащего;
· Крупные предприятия в сфере услуг нетипичны;
· Маркетинг и производство иногда трудно отличить (не говоря уже про то, чтобы отделить) друг от друга.
Характерная особенность предприятий сферы услуг – это совмещение процесса производства работ и услуг с их реализацией без помощи торгующих и других посреднических организаций. Необходимо понимать, что сама по себе услуга – это особый вид товара, это мероприятие или выгода, предлагаемые любому лицу, но не приводящие к завладению чем-либо. Услуга является объектом продажи в виде действий, результатом которых является тот или иной полезный эффект.
Услугам свойственны следующие характеристики:
· Неосязаемость (услуги нельзя увидеть до момента приобретения, попробовать на ощупь, услышать);
· Неотделимость от источника (при оказании услуги обязательно присутствие объекта, который её непосредственно оказывает);
· Непостоянство качества (качество услуги во многом определяется состоянием источника, уровнем его квалификации, настроения);
· Несохраняемости во времени (услуги нельзя хранить).
Предприятия сферы услуг можно разделить на три категории:
1. Коммерческие предприятия (например – ателье, парикмахерские, автомастерские, аудиторские компании и т.п.);
2. Некоммерческие и общественные организации (ассоциации, фонды, и т.п.);
3. Бюджетные организации (государственные унитарные предприятия, МВД, МЧС, медицинские учреждения и т.п.).
В каждой из этих категорий будут свои особенности разработки бизнес-плана, обусловленные юридическим статусом организации, её целями и задачами. Так, коммерческие предприятия ставят своей целью получение прибыли и её максимизацию (в целом или в расчете на 1 рубль затрат), тогда как для анализа деятельности некоммерческих и бюджетных организаций понятие прибыли неприменимо (задача НКО – выполнять возложенные на них обязательства в полном объёме в соответствии с установленным бюджетом).
Все эти особенности найдут отражение в бизнес-модели организации (даже если у неё бизнеса, как такового, то есть занятия, ориентированного на получение прибыли, нет).
Литература
1. Абрамс Б. Как составить наилучший бизнес-план для любой отрасли и сферы деятельности. Forbes и Стэнфордская школа бизнеса рекомендуют. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 382 с.
2. Адамс Боб. Бизнес-план за несколько часов. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 469 с.
3. Беликова, Т.Н. Учет и отчетность в малом бизнесе. – М.: Эксмо, 2010. – 304 с.
4. Виноградова М.В. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: учебное пособие. – 3-е изд., испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 280 с.
5. Гайнутдинов Э.М. Бизнес-планирование: учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 2011. – 207 с.
6. Жаров Дмитрий Финансовое моделирование в Excel. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 170 с.
7. Зорина Т.Г. Методологические основы сегментации рынка. – Мн.: Экоперспектива, 2007. – 94 с.
8. Как провести исследование рынка для малого бизнеса. – Мн.: Международная финансовая корпорация, 2000. – 16 с.
9. Как составить бизнес-план для получения финансирования. – Мн.: Международная финансовая корпорация, 2000. – 20 с.
10. Каплан А.В. Решение экономических задач на компьютере. – М.: ДМК Пресс, 2004. – 600 с.
11. Лосев Владимир. Как составить бизнес-план. Практическое руководство с примерами готовых бизнес-планов для разных отраслей. – М.: ООО «ИД Вильямс», 2011. – 208 с.
12. Плакунов М.К. Планирование на малых и средних предприятиях средствами Excel. – СПб.: Питер, 2004. – 156 с.
13. Попов В.М. Бизнес-планирование. – М.: Кнорус, 2009. – 480 с.
14. Романова М.В. Бизнес-планирование: учебное пособие. – М.: ИД. «Форум»: Инфра-М, 2008. – 240 с.
15. Ротер Майк, Шук Джон. Учитесь видеть бизнес-процессы: практика построения карт потоков создания ценности. – М.: Альпина Бизнес-букс, 2008. – 136 с.
16. Рябых Д. Бизнес-планирование на компьютере. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.
17. Сухова Л.Ф. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 160 с.
18. Теплова Т.В. 7 ступеней анализа инвестиций в реальные активы. Российский опыт. – М.: Эксмо, 2009. – 368 с.
19. Ушаков И.И. Бизнес-план. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.
20. Цвиркун А.Д. Бизнес-план. Анализ инвестиций. Методы и инструментальные средства. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2009. – 320 с.
21. Ширшова В.В. Теория и практика инвестиционных расчетов. – Мн.: Изд-во Гревцова, 2009. – 296 с.
Приложение 1. Пример построения бизнес-модели и её анализа при разработке бизнес-плана
Приводимая далее бизнес-модель основана на реальном примере, однако содержит в основном концептуальное содержание бизнес-проекта, без деталей и подробностей. Вместе с тем, пример бизнес-модели содержит некоторые шаблоны, которые возможно использовать для описания другого планируемого бизнеса, а также дает представление, в каком ключе следует описывать те или иные аспекты бизнеса. В этом и заключается его практическая польза.
Проект создания пиццерии в поселке … Койгородского района.