К погрузочно-разгрузочным работам
Погрузочно-разгрузочные работы производят, как правило, меха-низированным способом согласно требованиям ГОСТ 12.3.009--76 ССБТ «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности».
Работы по погрузке, разгрузке и перемещению тяжестей назы-вают такелажными. Стропальные и такелажные работы могут выполнять лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинскую комиссию, обучение и проверку знаний по безопасности труда, пожарной безо-пасности и оказанию первой помощи и имеющие удостоверение на право производства таких работ.
При выполнении такелажных работ вручную предельная норма переноски тяжестей для мужчин 50, для женщин -- 20 кг. Подростки и женщины допускаются только к работам по перемещению штучных (кирпич, легкая арматура и т.п.) и навалочных (песок, гравий и т.п.) грузов, пустой тары, пиломатериалов; работа производится в спецодеж-де и рукавицах. Нельзя также оставлять груз на наклонной плоскости. Работающим следует находиться вне зоны возможного падения грузов.
Способы укладки грузов должны обеспечивать: устойчивость шта-белей, пакетов и грузов, находящихся в них; безопасность работающих на штабеле или около него; возможность применения и нормального функционирования средств защиты работающих и пожарной техни-ки, а также соблюдение требований к охранным зонам линий элек-тропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.
Такелажные работы с грузом более 50 кг и подъемом груза на высоту более 3 м производятся только механизированным способом с помощью кранов, автопогрузчиков, электрических и ручных лебедок, талей, блоков, домкратов, полиспастов. Вспомогательными приспособ-лениями являются цепи, веревочные и стальные канаты (тросы), коль-ца, стропы, захваты, клещи, тара и др. Для крепления груза приме-няют канаты и калиброванные цепи. Для подвязки груза без узлов применяют стропы -- отрезки гибких канатов сравнительно неболь-шой длины. Стропы выбирают такой длины, чтобы угол между вет-вями (в натянутом состоянии) не превышал 90°.
Запрещается устанавливать груз в местах временных перекры-тий, залегания труб, газо- и паропроводов, кабелей и т.п., а также на-ходиться на перемещаемом грузе.
Запрещается также пользоваться неисправными или изношен-ными чалочными приспособлениями, срок испытания которых истек; поправлять ударами кувалды, лома и т.п. ветви стропов, которыми обвязан грз'з; удерживать руками или клещами соскальзывающие при подъеме груза стропы; уравновешивать груз собственным весом.
№64. Перевозка людей
При перевозке людей травмы происходят вследствие опрокиды-вания транспортных средств, наезда на препятствие, управления транспортом в состоянии алкогольного опьянения, падения людей из кузова, движения с повышенной скоростью на поворотах неровной дороги, перевозки людей стоя, самооткрывания бортов, посадки и вы-садки на ходу, несогласованных действий водителя и пассажиров, на переправах и в других случаях.
Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуще-ствляться водителями, имеющими стаж управления транспортными средствами данной категории более 3 лет и удостоверение на право управления транспортными средствами категории «С», а при пере-возке более 8 человек -- категорий «С» и «Д»,
Грузовой автомобиль с бортовой платформой и кузовом-фургоном, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован си-деньями, закрепленными на высоте 0,3--0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. Сиденья, расположенные вдоль заднего и бокового борта, должны иметь прочные спинки. Скорость движения не должна превышать 60 км/ч.
Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также в кузов е-фур гоне не должно превышать количества оборудо-ванных для сиденья мест. Запрещена перевозка людей в кузовах са-мосвалов, самоходных шасси, в транспортных прицепах, а также на навесных, прицепных и других машинах.
Переезд на грузовых автомобилях, которые не приспособлены для перевозки пассажиров, разрешается лицам, сопровождающим грузы (не более б человек); их фамилии должны быть указаны в путевом листе. Запрещается перевозить людей при транспортировании длин-номерных грузов, если уложенный груз превышает высоту борта, а также при транспортировании огнеопасных и ядовитых грузов.
При перевозке оборудования и других грузов в сопровождении грузчиков необходимо принимать меры, предупреждающие падение людей из кузова. Материалы при этом должны быть равномерно раз-мещены по всей площади кузова автомобиля, а штучные грузы сло-жены и укреплены так, чтобы не было их смещения.
При сопровождении груза на автомобиле рабочие должны рас-полагаться в кузове на отдельных местах, расположенных ниже уров-ня бортов.
Запрещается садиться на борта кузова, ездить на подножке, крыше кабины, стоять в кузове, садиться или высаживаться во время движения автомобиля не только на перегоне, но и при маневрирова-нии на стройплощадке.
Запрещается оставлять место для сопровождения рабочих на по-лу кузова автомобиля между грузом и передним или задним бортом, так как при торможении они могут быть прижаты смещенными грузами.
Во время транспортировки груза рабочие обязаны подчиняться шоферу и выполнять все его указания. Они должны следить за гру-зом и в случае его смещения немедленно оповестить шофера.
Рабочим нельзя находиться в кузове автомобиля при транспор-тировке порожних бочек из-под опасных материалов.