Ценовая политика предприятия
Предприятие разрабатывает ценовую политику исходя из особенностей товара, возможности изменения цен и условий производства (издержек), ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения.
Ценообразование на предприятии представляет сложный процесс, состоящий из
нескольких взаимосвязанных этапов:
· постановка цели (задачи ценообразования);
· определение уровня спроса на данный вид продукции;
· оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;
· анализ цен и товаров конкурентов;
· выбор метода ценообразования;
· расчет исходной цены изделия;
· учет влияния на цену дополнительных факторов;
· установление окончательной цены.
Оптимально установленная цена на производимый товар (услугу) должна полностью обеспечивать возмещение всех издержек по производству и реализации продукции, а также получение определенной нормы прибыли.
Тема 5. 1. Планирование деятельности предприятия
1. Понятие планирования.
2. Виды планирования.
3. Бизнес-план предприятия.
1.Понятие планирования
Каждое предприятие независимо от сферы его деятельности и масштабов производства должно планировать свою деятельность.
Планирование – это определение целей развития предприятия, методов и средств их достижения.
Исходной предпосылкой планирования должен быть принцип, в соответствии с которым деятельность предприятия должна быть рентабельна, и обеспечивать денежное поступление прибыли в объёме, достаточном для удовлетворения потребностей предприятия и выплаты налогов.
Планирование представляет собой непрерывный процесс принятия решений, в ходе которых устанавливаются и постоянно уточняются цели и задачи развития предприятия. В современных условиях наиболее эффективным является вариантное (ситуационное) планирование, в котором используются принципы альтернативности и гибкости в планировании. При вариантном планировании разрабатывается несколько возможных вариантов будущего развития. Для каждого из них формируется свой вариант плана и определяется пусковой уровень, т.е. условия, при которых данный план вводится в действие.
2. Виды планирования
В практике производственно-хозяйственной деятельности предприятия применяют:
- стратегическое;
- долгосрочное;
- краткосрочное;
- текущее планирование.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Определяет место и роль предприятия в экономике страны. Составляется в виде наброска будущего развития предприятия на основе прогнозирования экономики, техники, технологий, политики, науки. Период такого планирования 10-15 лет.
На базе стратегического планирования осуществляется ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 3-5 лет. В этом планировании основные направления стратегического плана обосновываются и уточняются с учётом конкретной хозяйственной ситуации. Результатом долгосрочного планирования являются планы развития производства, реализации, финансовые планы и т.д.
КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ осуществляется на основе долгосрочного на период от 1 до 3-х лет. Показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего – ежегодно. ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Это планирование осуществляется на период до одного года, основой которого является краткосрочное планирование. Показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам: в первые 3 месяца – не изменяются, в последующие – подвергаются корректировке.
3.Бизнес-план предприятия
Бизнес-план предприятия – это определённая форма планирования деятельности предприятия. С помощью бизнес-плана:
4) определяют конкретные направления деятельности предприятия;
5) оцениваются затраты, соизмеряемые с ценами, по которым будут продаваться товары;
6) анализируется материальное и финансовое положение предприятия и т.д.
К основным разделам бизнес-плана можно отнести:
анализ рынка;
план производства;
организационный план;
анализ рисков;
финансовый план.
В разделе «анализ рынка» оценивается ёмкость рынка и анализируются предприятия-конкуренты. Оценивая ёмкость рынка, определяют:
4) потенциальную ёмкость рынка, т.е. то количество товаров, которое покупатели могут приобрести за определённое время;
5) потенциальный объём продаж, т.е. максимальное количество товаров, которое можно реализовать;
6) реальный объём продаж, т.е. то количество товаров, которое можно реально продать с учётом затрат на рекламу и соответствующего уровня цен.
Анализируя товары предприятий-конкурентов, оценивается их качество, уровень цен, системы скидок, условия продаж и т.д.
В разделе «план производства» рассчитывается производственная программа предприятия в натуральном выражении, производственная мощность предприятия, определяется потребность во всех видах материально-технических ресурсов, а также определяется себестоимость продукции.
В разделе «организационный план» характеризуется организационная структура предприятия, определяется потребность в кадрах по профессиям, форма привлечения к труду (постоянная работа, совместительство, надомная работа и т.д.) и указывается предполагаемый уровень заработной платы.
В разделе «анализ рисков» приводится перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого. Указываются меры по профилактике и нейтрализации рисков. Разрабатывается программа страхования от рисков.
В разделе «финансовый план» рассматриваются вопросы финансового обеспечения предприятия и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.
Раздел 6