Ценовая политика предприятия

Предприятие разрабатывает ценовую политику исходя из особенностей товара, возможности изменения цен и условий производства (издержек), ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения.

Ценообразование на предприятии представляет сложный процесс, состоящий из

нескольких взаимосвязанных этапов:

· постановка цели (задачи ценообразования);

· определение уровня спроса на данный вид продукции;

· оценка издержек производства и степени регулирования цен на продукцию;

· анализ цен и товаров конкурентов;

· выбор метода ценообразования;

· расчет исходной цены изделия;

· учет влияния на цену дополнительных факторов;

· установление окончательной цены.

Оптимально установленная цена на производимый товар (услугу) должна полностью обеспечивать возмещение всех издержек по производству и реализации продукции, а также получение определенной нормы прибыли.

Тема 5. 1. Планирование деятельности предприятия

1. Понятие планирования.

2. Виды планирования.

3. Бизнес-план предприятия.

1.Понятие планирования

Каждое предприятие независимо от сферы его деятельности и масштабов производства должно планировать свою деятельность.

Планирование – это определение целей развития предприятия, методов и средств их достижения.

Исходной предпосылкой планирования должен быть принцип, в соответствии с которым деятельность предприятия должна быть рентабельна, и обеспечивать денежное поступление прибыли в объёме, достаточном для удовлетворения потребностей предприятия и выплаты налогов.

Планирование представляет собой непрерывный процесс принятия решений, в ходе которых устанавливаются и постоянно уточняются цели и задачи развития предприятия. В современных условиях наиболее эффективным является вариантное (ситуационное) планирование, в котором используются принципы альтернативности и гибкости в планировании. При вариантном планировании разрабатывается несколько возможных вариантов будущего развития. Для каждого из них формируется свой вариант плана и определяется пусковой уровень, т.е. условия, при которых данный план вводится в действие.

2. Виды планирования

В практике производственно-хозяйственной деятельности предприятия применяют:

- стратегическое;

- долгосрочное;

- краткосрочное;

- текущее планирование.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Определяет место и роль предприятия в экономике страны. Составляется в виде наброска будущего развития предприятия на основе прогнозирования экономики, техники, технологий, политики, науки. Период такого планирования 10-15 лет.

На базе стратегического планирования осуществляется ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 3-5 лет. В этом планировании основные направления стратегического плана обосновываются и уточняются с учётом конкретной хозяйственной ситуации. Результатом долгосрочного планирования являются планы развития производства, реализации, финансовые планы и т.д.

КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ осуществляется на основе долгосрочного на период от 1 до 3-х лет. Показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего – ежегодно. ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Это планирование осуществляется на период до одного года, основой которого является краткосрочное планирование. Показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам: в первые 3 месяца – не изменяются, в последующие – подвергаются корректировке.

3.Бизнес-план предприятия

Бизнес-план предприятия – это определённая форма планирования деятельности предприятия. С помощью бизнес-плана:

4) определяют конкретные направления деятельности предприятия;

5) оцениваются затраты, соизмеряемые с ценами, по которым будут продаваться товары;

6) анализируется материальное и финансовое положение предприятия и т.д.

К основным разделам бизнес-плана можно отнести:

анализ рынка;

план производства;

организационный план;

анализ рисков;

финансовый план.

В разделе «анализ рынка» оценивается ёмкость рынка и анализируются предприятия-конкуренты. Оценивая ёмкость рынка, определяют:

4) потенциальную ёмкость рынка, т.е. то количество товаров, которое покупатели могут приобрести за определённое время;

5) потенциальный объём продаж, т.е. максимальное количество товаров, которое можно реализовать;

6) реальный объём продаж, т.е. то количество товаров, которое можно реально продать с учётом затрат на рекламу и соответствующего уровня цен.

Анализируя товары предприятий-конкурентов, оценивается их качество, уровень цен, системы скидок, условия продаж и т.д.

В разделе «план производства» рассчитывается производственная программа предприятия в натуральном выражении, производственная мощность предприятия, определяется потребность во всех видах материально-технических ресурсов, а также определяется себестоимость продукции.

В разделе «организационный план» характеризуется организационная структура предприятия, определяется потребность в кадрах по профессиям, форма привлечения к труду (постоянная работа, совместительство, надомная работа и т.д.) и указывается предполагаемый уровень заработной платы.

В разделе «анализ рисков» приводится перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого. Указываются меры по профилактике и нейтрализации рисков. Разрабатывается программа страхования от рисков.

В разделе «финансовый план» рассматриваются вопросы финансового обеспечения предприятия и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.

Раздел 6

Наши рекомендации