Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)

При переходе к новым рыночным инструментам регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемым в мировой прак­тике, возникла необходимость изменения организации таможенного контроля за товарами, находящимися во внешнеторговом обороте. Если раньше (до конца 80-х гг.) режим и процедура пропуска това­ров определялись в зависимости от того, кто являлся субъектом внешнеторговой сделки, то сейчас главным критерием является объект сделки, т. е. конкретный товар. В связи с этим для государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, разра­ботанная на базе Гармонизированной системы описания и кодиро­вания товаров (ГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС).

Девятизначный цифровой код ТН ВЭД означает:

первые шесть цифр — код товара по ГС;

первые шесть цифр плюс седьмая и восьмая цифры — код товара по КН ЕЭС;

девятая цифра — возможную детализацию в будущем тех или иных товарных позиций с учетом интересов России.

Правильное определение положения товара в номенклатуре (его классификация) имеет решающее значение для установления режима государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, под который этот товар подпадает.

Уклонение от установленного порядка перемещения через границу конкретного товара путем его неправильной классификации и/или указания неверных данных в таможенной декларации рассматривается таможенными органами как нарушение, влекущее за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В ТН ВЭД строго соблюдается принцип однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам в соответствии с при­мечаниями и основными правилами интерпретации ТН ВЭД. Однозначное понимание классификационных группировок является не­обходимым условием при определении ставок таможенных пошлин и иных платежей, сопоставлении данных о внешней торговле раз­личных стран и др. Единицы измерения, используемые в ТН ВЭД, соответствуют международным стандартам.

ТН ВЭД практически полностью совпадает с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров, поэтому ее применение в таможенно-тарифных и статистических целях осуществляется в соответствии с основными правилами классификации, а также по­яснениями и примечаниями, которые являются неотъемлемой и глав­ной частью ГС. Существует шесть основных правил.

1. Наименования разделов, групп, подгрупп даны только для удоб­ства пользования. С правовой точки зрения классификация товаров по группам должна осуществляться в соответствии с пояснениями и примечаниями к разделам, группам, позициям ГС. Если же в пояс­нениях или примечаниях нет иной оговорки, тогда товары должны классифицироваться согласно 2, 3, 4, 5 и 6-му правилам ГС.

Например, в 88-ю группу «Средства воздушного и космического транспорта; их части» должна включаться наряду с другими субпо­зиция 880250 «Космические аппараты (включая спутники) и их ракеты-носители». Подробный перечень товаров, которые должны или не должны включаться в 88-ю группу, приведен в пояснениях, в со­ответствии с которыми в товарную субпозицию 880250 включаются:

космические аппараты, являющиеся транспортными средствами (например, спутники связи, метеорологические спутники и т.п.); ракетоносители, те из них, которые используются для выведения полезного груза на траектории вокруг Земли или других небесных тел. Однако в эту позицию не должны включаться: военные ракетоносители или баллистические ракеты, «полезный» груз которых возвращается на поверхность Земли. Эти ракетоносители должны учитываться в товарной позиции 9306 «Бомбы, гранаты, торпеды, мины, реактивные снаряды, ракеты, боеприпасы и их части...».

2. Товар должен включаться в позицию независимо от того, нахо­дится ли он в комплектном или законченном производством виде. При этом комплектный или незаконченный производством товар должен иметь все основные признаки комплектного или закончен­ного производством изделия. В товарную позицию, к которой отно­сятся комплектные или законченные производством изделия, должны также включаться товары в несобранном или разобранном состоянии, например поставка мебели «жилая комната» в разобран­ном виде.

Согласно этому правилу товар, состоящий частично из смеси или соединений с другим материалом, при сохранении его целостности должен учитываться в той же позиции, что и товар без смеси и соединений. Например, йогурт в смеси с добавками сахара и фруктов должен включаться в товарную субпозицию 040310 «Йогурт».

Необходимо учитывать, что применение данного правила возможно только с учетом примечаний и пояснений к разделам и группам ГС. Например, в пояснении к разделу XV «Черные и цветные металлы и изделия из них» определено:

сплав черных и цветных металлов должен классифицироваться по металлу, который по весу в данном сплаве преобладает над весом любого другого металла;

сплав, состоящий из черных или цветных металлов с драгоцен­ными металлами (серебро, золото, платина), вес которых в общем весе сплава превышает 2%, должен учитываться в группе 71 «Драгоценные металлы...».

3. Если по каким-либо причинам товар можно классифицировать по двум или более позициям, то в этих случаях следует:

а) отдать предпочтение тому виду, который имеет более конкрет­ное по сравнению с другими наименование. Например, ворсяные текстильные коврики для салона автомобиля должны включаться в товарную позицию 5703 «Ковры и другие текстильные напольные покрытия...», а не в позицию 8708 «Запасные части и принадлеж­ности к автомобилям...», так как они конкретно описаны «коврики...», а не «принадлежности для автомобиля»;

б) товары, состоящие из различных материалов или компонентов, а также товары в виде наборов, которые предназначены для их реали­зации через розничную торговлю и не могут быть классифицированы согласно пункту «а» данного правила, должны классифицироваться по тому материалу или компоненту, признаки которого наиболее полно отражают специфический характер или назначение товара. Например, комплект подарочного набора, состоящий из ножниц (8213), расчески (9616), мыла туалетного (340111), туалетной воды (3303), зубной пасты (3306), зубной щетки (960321), уложенных в косметическую сумочку из текстильного материала (420212), должен включаться в товарную позицию 9605 «Несессеры дорожные для лич­ного туалета...».

Однако это правило не распространяется на «комплект» продук­тов, состоящий из одной банки креветок (160520), 1 кг пряников (190520) и 1 кг свежих огурцов (0707), уложенных в хозяйственную сумку (4202), так как ни один из перечисленных .товаров не может являться компонентом, отражающим специфический характер дан­ного набора.

В тех случаях, когда к товарам при их классификации не может быть применено правило 3 (пункты «а» и «б»), их следует включать в ту позицию, код которой является последним в цифровом ряду среди товаров, которым в равной степени отдается предпочтение.

4. Товары, которые не могут быть классифицированы в соответст­вии с тремя вышеперечисленными правилами, должны включаться в те позиции, которые наиболее близки им по содержанию или по назначению.

Это правило введено в номенклатуру для того, чтобы предоставить возможность классифицировать новые товары в. международной торговле. Используется оно крайне редко.

5. По данному правилу определяется классификация футляров, ящиков и подобных им упаковочных изделий, специально приспо­собленных для хранения и транспортировки определенного товара или набора товаров:

а) футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, ору­жия, чертежно-художественных инструментов, ювелирных изделий и другие подобные упаковки, специально приспособленные для данного товара или набора товаров, рассчитанные на длительное ис­пользование, поставляются и продаются обычно вместе с товарами, для которых они предназначены и классифицируются одним кодом вместе с товаром. Это правило применяется в тех случаях, когда упа­ковочные изделия поставляются вместе с их содержимым, хотя для удобства транспортировки они могут быть разделены.

Если же осуществляется поставка подобных товаров отдельно от изделий, для которых они предназначены, тогда они должны вклю­чаться в соответствующие их назначению товарные позиции.

Например, чемоданы, футляры, атташе-кейсы и другие подобные им изделия, поставка которых осуществляется в качестве самостоятельных, должны учитываться в позиции 4202 «Чемоданы, атташе-кейсы, футляры...».

Это правило также не распространяется на упаковочные материалы, которые не соответствуют основному характеру товара. Напри­мер, серебряные конфетницы должны учитываться в позиции 711311 «Ювелирные изделия...из серебра...», а не в позиции 1704 «Конди­терские изделия...»;

б) исключением из правила 5 является тара и подобные ей товары многоразового использования. Например, канистры для бензина должны учитываться в позиции 7310 «Цистерны, бачки... аналогич­ные емкости из черных металлов».

6. Классификация товаров в субпозициях должна производиться по их наименованиям и с учетом пояснений и примечаний к разделам, группам ГС. Например, необходимо классифицировать «галстук мужской трикотажный». Казалось бы, что его надо отнести к товар­ной позиции 6215 «Галстуки, галстуки-бабочки и шейные платки», но в пояснениях к этой товарной позиции определено, что «галстуки, галстуки-бабочки...из трикотажа или ручной вязки» должны вклю­чаться в позицию 6117 «Прочие готовые принадлежности одежды, трикотажные, детали одежды или принадлежности, одежды, трико­тажные». :

Содержание перечисленных шести основных правил дополняется детальными пояснениями и примечаниями к разделам, группам, от­дельным, товарным позициям.

Таможенные режимы

Основным документом, определяющим порядок внешнеторгового регулирования в Российской Федерации в современных условиях, является Таможенный кодекс Российской Федерации, принятый постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1993 с № 5223-1.

В соответствии с этим документом установлено несколько режимов пропуска товаров через таможенную границу Российской Федера­ции, которые различаются порядком оформления и, самое главное, предусматривают различный порядок и объемы таможенных плате­жей. Поэтому правильное применение того или иного таможенного режима позволит предпринимателю избежать чрезмерных финансо­вых затрат.

1. Выпуск, товаров для свободного обращения — режим, при кото­ром ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.

Выпуск товаров для свободного обращения предусматривает уплату таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей, а также соблюдение мер экономической политики и других ограничений.

2. Реимпорт товаров — режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соот­ветствии с таможенным режимом экспорта товаров, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Под режим реимпорта товары могут быть помещены при следую­щих условиях:

· товары должны быть ввезены на таможенную территорию в течение 10 лет с момента вывоза;

· товары должны находиться в том же состоянии, в котором они были в момент вывоза, кроме изменений вследствие естествен­ного износа либо убыли при нормальных условиях транспорти­ровки и хранения и в других случаях, определяемых Государст­венным таможенным комитетом Российской Федерации (ГТК России).

При реимпорте товаров в течение трех лет с момента вывоза тамо­женные органы возвращают уплаченные суммы вывозных (экспорт­ных) таможенных пошлин и налогов. В то же время лицо, перемеща­ющее товары, возвращает суммы, полученные в качестве выплат или в результате иных льгот, предоставленных при вывозе товара.

3. Транзит товаров — режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к ним мер экономической политики.

При помещении товаров под режим транзита товары должны;

· оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследст­вие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, и не использоваться в каких-либо иных целях, кроме транзита;

· доставляться в таможенный орган назначения в сроки, опре­деленные таможенным органом отправления исходя из возможностей транспортного средства, намеченного маршрута и других условий перевозки, но не более предельного срока — 2 тыс. км за 1 месяц.

Транзит товаров по территории Российской Федерации может осуществляться в любых направлениях, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

В случае если у таможенного органа Российской Федерации име­ются основания полагать, что перевозчик либо его транспортное сред­ство не могут гарантировать соблюдения положений Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенный орган Российской Фе­дерации вправе допустить помещение товаров под таможенный режим транзита лишь при условии надлежащего оборудования транс­портного средства, таможенного сопровождения либо перевозки товаров таможенным перевозчиком в порядке, определяемом Кодексом и нормативными актами Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Расходы, возникшие у перевозчика в связи с обеспечением над­лежащего оборудования транспортного средства либо перевозкой товаров таможенным перевозчиком, государственными органами Российской Федерации не возмещаются.

Транзит товаров производится с разрешения таможенного органа Российской Федерации, за исключением случаев, когда Правитель­ство Российской Федерации устанавливает ограничения транзита товаров в качестве ответной меры на дискриминационную или дру­гую ущемляющую интересы российских лиц акцию иностранных государств и их союзов.

В некоторых случаях .таможенные органы Российской Федерации могут предоставлять разрешение на транзит товаров только при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, включая внесе­ние на депозит причитающихся сумм.

Документы на товары, подлежащие вручению таможенному органу назначения; доставляются в том же порядке, что и товары, к кото­рым они относятся.

При аварии или действии непреодолимой силы товары могут быть выгружены. В этом случае перевозчик обязан:

· принять все необходимые меры для обеспечения сохранности товаров и недопущения какого-либо их использования;

· незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган Российской Федерации об обстоятельствах дела, месте нахожде­ния товаров и транспортных средств;

· обеспечить перевозку товаров в ближайший таможенный орган Российской Федерации или доставку должностных лиц таможен­ного органа Российской Федерации к месту нахождения товаров.

Таможенные органы Российской Федерации не возмещают пере­возчику расходов, понесенных в связи с принятием вышеуказанных мер. Ответственность за транзит товаров несет перевозчик. При выдаче товаров без разрешения таможенного органа Российской Федерации, их утрате или недоставлении в таможенный орган назначения перевозчик должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате соответственно при таможенных режимах выпуска для свободного обращения или экспорта, за исключением случаев, когда товары оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо недостача произошла в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения вследствие неправомерных по законодательству Российской Федерации действий органов или должностных лиц иностранного государства.

4. Таможенный склад — режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к ним мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под тамо­женным контролем с предоставлением льгот.

Под режим таможенного склада могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Феде­рацию, вывозу из Российской Федерации, а также иных товаров, перечень которых определяется Государственным таможенным ко­митетом Российской Федерации.

Товары могут находиться в режиме таможенного склада в течение трех лет. Указанный срок для отдельных категорий товаров может ограничиваться Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, а для отдельных лиц — иными таможенными ор­ганами Российской Федерации. Срок хранения товаров в режиме таможенного склада не может быть менее одного года.

По истечении установленного срока товар должен быть заявлен к помещению под иной таможенный режим либо помещен на склад временного хранения, владельцем которого является таможенный орган Российской Федерации.

С товарами, помещенными под режим таможенного склада, могут производиться следующие операции:

· обеспечение сохранности этих товаров;

· подготовка товаров к продаже и транспортировке, например: дробление партий, формирование отправок, сортировка, упаковка, переупаковка, маркировка, погрузка, выгрузка, перегрузка и другие

подобные операции.

При помещении под режим таможенного склада товары, пред­назначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, освобождаются от таможенных пошлин, налогов либо уплаченные суммы возвращаются, если такое освобождение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров. При осво­бождении от таможенных пошлин, налогов или возврате уплачен­ных сумм товары должны быть вывезены не позднее трех месяцев со дня помещения под данный режим.

Если товары не вывезены в установленные сроки, уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты по ставкам, уста­навливаемым Центральным банком Российской Федерации по предоставляемым им кредитам.

Таможенный склад может быть открытого типа, т.е. доступным для использования любыми лицами, и закрытого типа, т.е. предназ­наченным для хранения товаров определенных лиц. Таможенные склады закрытого типа создаются только в случае, если нецелесооб­разно создавать склад открытого типа.

Владельцами таможенных складов могут быть таможенные органы Российской Федерации либо российские лица.

Таможенные склады, учреждаемые таможенными органами Рос­сийской Федерации, являются таможенными складами открытого типа.

Таможенный склад может учреждаться при наличии лицензии Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Лицензия не требуется, если учредителем таможенного склада является таможенный орган Российской Федерации.

5. Магазин беспошлинной торговли — режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной террито­рии Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможен­ными органами Российской Федерации) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к ним мер экономической поли­тики.

В таможенном режиме магазина беспошлинной торговли могут реализовываться любые товары, за исключением товаров:

· запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию;

· запрещенных к вывозу из Российской Федерации;

· запрещенных к реализации на территории Российской Феде­рации;

· иных товаров, перечень которых определяется Государствен­ным таможенным комитетом Российской Федерации.

Товары, помещенные под таможенный режим магазина беспош­линной торговли, реализуются непосредственно в специальных ма­газинах (магазины беспошлинной торговли).

Магазин беспошлинной торговли может учреждаться российским лицом при наличии лицензии Государственного таможенного коми­тета Российской Федерации.

С момента ликвидации магазина беспошлинной торговли по ис­течении срока действия, при аннулировании или отзыве лицензии магазин становится складом временного хранения.

6. Переработка товаров на таможенной территории — режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных (импортных) таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Феде­рации.

Иностранные товары и продукты их переработки освобождаются от вывозных (экспортных) таможенных пошлин и налогов.

К операциям по переработке товаров относятся:

· изготовление товара, включая монтаж, сборку и подгонку .под другие товары;

· переработка и обработка товаров;

· ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в порядок;

· использование некоторых товаров, которые содействуют про­изводству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе пе­реработки.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации может устанавливать ограничения на отдельные операции по переработке товаров и условия их проведения, включая возможность и порядок использования российских товаров.

Переработка товаров на таможенной территории производится при наличии лицензии таможенного органа Российской Федерации, ко­торая выдается российскому лицу при условии, если:

· вывезенные товары могут быть идентифицированы в продук­тах переработки, за исключением случаев, определяемых Государ­ственным таможенным комитетом Российской Федерации;

· переработка способствует вывозу продуктов переработки либо использованию производственных мощностей Российской Феде­рации;

· выполнены иные требования, которые устанавливаются Госу­дарственным таможенным комитетом Российской Федерации. Переработка товаров на таможенной территории должна произ­водиться в сроки, устанавливаемые таможенным органом Россий­ской Федерации, и в порядке, определяемом Государственным тамо­женным комитетом Российской Федерации. Сроки определяются на основе экономически оправданной продолжительности процесса переработки товаров и распоряжения продуктами их переработки.

Таможенные органы Российской Федерации могут устанавливать в таможенных целях обязательное количество выхода продуктов пере­работки, образующихся в результате переработки товаров.

При вывозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом экспорта производится возврат сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условиях, если соблюдаются положения Таможенного кодекса и если продукты переработки вывозятся в срок не. позднее двух лет со дня перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации.

От вывозных таможенных пошлин и налогов освобождаются иностранные товары и продукты их переработки. К указанным това­рам и продуктам не применяются меры экономической политики:

7. Переработка товаров под таможенным контролем — режим, при котором иностранные товары используются в установленном поряд­ке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к ним мер экономической политики для переработки под таможенным контро­лем с последующим выпуском для свободного обращения или поме­щения продуктов переработки под иной таможенный режим.

В соответствии с этим режимом с товарами могут производиться операции, аналогичные тем, которые осуществляются при режиме переработки товаров на таможенной территории.

Товары под таможенным контролем перерабатываются при нали­чии лицензии таможенного органа Российской Федерации.

Переработка товаров под таможенным контролем не может ис­пользоваться для уклонения от соблюдения мер экономической по­литики и правил определения страны происхождения товаров.

8. Временный ввоз (вывоз) — режим, при котором использование товаров на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения к ним мер эко­номической политики.

Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в не­изменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных, условиях транспортировки и хранения.

В случаях, определяемых Государственным таможенным комите­том Российской Федерации, временный ввоз (вывоз) товаров допус­кается только при представлении обязательства об обратном вывозе (ввозе) и обеспечении уплаты таможенных платежей.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе определять категории товаров, которые не могут ввозиться (вывозиться) временно.

Разрешение на временный ввоз (вывоз) товаров предоставляется таможенным органом. Сроки временного ввоза (вывоза) товаров устанавливаются таможенным органом Российской Федерации исходя из цели и обстоятельств такого ввоза (вывоза) и не могут быть более двух лет. Для отдельных категорий товаров Государственный таможенный комитет Российской Федерации может устанавливать более короткие или более продолжительные предельные сроки временного ввоза (вывоза).

Случаи полного освобождения в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов опре­деляются Правительством Российской Федерации.

В иных случаях, а также при несоблюдении лицом, перемеща­ющим товары через таможенную границу Российской Федерации, условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов может применяться частичное освобождение от уплаты тамо­женных пошлин, налогов в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный месяц уплачивается 3% от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможен­ным режимом экспорта.

Общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при вре­менном ввозе (вывозе) с частичным освобождением от уплаты тамо­женных пошлин, налогов не должна превышать суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на момент ввоза (вывоза), если бы товары были выпущены для свободного обраще­ния или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта.

В случае если указанные суммы станут равными, то товары счи­таются выпущенными для свободного обращения или вывезенными в соответствии с таможенным режимом экспорта при условии, что к ним не применяются меры экономической политики.

В день истечения установленных сроков невозвращенные временно ввезенные (вывезенные) товары должны быть заявлены к иному таможенному режиму либо помещены на склады временного хране­ния, владельцами которых являются таможенные органы Россий­ской Федерации.

Лицо, временно вывезшее товары и не возвратившее их в уста­новленные сроки, не несет ответственности перед таможенными органами Российской Федерации лишь в том случае, если факт унич­тожения или безвозвратной утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы, недостачи в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения либо выбытия из владения вследствие неправомерных по законодательству Российской Федерации действий органов или долж­ностных лиц иностранного государства подтвержден консульскими учреждениями Российской Федерации за границей.

9, 10. Свободная таможенная зона и свободный склад — режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (мес­тах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без приме­нения к ним мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.

В соответствии с этими режимами с товарами допускается совер­шение производственных и иных коммерческих операций, за исклю­чением розничной продажи.

Свободная таможенная зона создается по решению Правительства Российской Федерации.

Для учреждения свободного склада требуется лицензия Государст­венного таможенного комитета Российской Федерации.

Товары могут находиться в свободных таможенных зонах и на свободных складах без ограничения сроков.

При ввозе иностранных и российских товаров в свободные тамо­женные зоны или помещении их на свободные склады таможенные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики к ним не применяются. При ввозе товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть тамо­женной территории Российской Федерации и при вывозе товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов за пределы Российской Федерации таможенные пошлины, налоги взимаются и меры экономической политики применяются в зависи­мости от происхождения товаров.

По просьбе заинтересованного лица таможенные органы Россий­ской Федераций удостоверяют происхождение товара сертификатом в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

При отсутствии сертификата товар рассматривается как россий­ский в целях взимания вывозных таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики при вывозе и как иностранный в иных целях.

При ввозе товаров, предназначенных для вывоза за пределы Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, в свободные таможенные зоны или при помещении их на свободные склады такие товары освобождаются от таможенных по­шлин, налогов либо уплаченные суммы возвращаются, если такое освобождение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров. Фактический вывоз таких товаров должен быть осущест­влен не позднее шести месяцев со дня возврата таможенных пош­лин, налогов или освобождения от них.

При возвращении товаров, подлежащих вывозу за пределы Рос­сийской Федерации, с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации либо при неосуществлении фактического, вывоза в течение установленных сроков уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации по предоставляемым им кредитам.

При ликвидации свободного склада по истечении срока действия лицензии либо по желанию владельца, а также при аннулировании или отзыве таможенными органами Российской Федерации лицен­зии на учреждение свободного склада с даты принятия такого реше­ния свободный склад становится складом временного хранения. Общий срок нахождения товаров на складе временного хранения не может превышать шести месяцев.

11. Переработка товаров вне таможенной территории — режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и по­следующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

При переработке товаров вне таможенной территории могут осу­ществляться операции, аналогичные тем, которые проводятся при режиме переработки товаров на таможенной территории.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе устанавливать ограничения на отдельные операции по пере­работке товаров вне таможенной территории.

Данный режим не может быть использован в случаях:

· если при вывозе товаров необходимы возврат ввозных тамо­женных пошлин, налогов, освобождение от них либо получение выплат, предоставляемых при вывозе;

· если товары до вывоза были выпущены в свободное обраще­ние с полным освобождением от ввозных таможенных пошлин, налогов;

· в иных случаях, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Переработка товаров вне таможенной территории производится при наличии лицензии таможенного органа Российской Федерации, которая выдается российскому лицу при условии, если:

· таможенный орган Российской Федерации считает возможным установить, что продукты переработки образовались в результате переработки вывезенных товаров;

· переработка товаров вне таможенной территории не наносит серьезного ущерба интересам российской экономики.

Товары вне таможенной территории перерабатываются в сроки, устанавливаемые таможенным органом Российской Федерации в по­рядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Рос­сийской Федерации. Сроки определяются на основе экономически оправданной продолжительности процесса переработки товаров.

Таможенные органы Российской Федерации могут устанавливать в таможенных целях обязательное количество выхода продуктов пе­реработки, образующихся в результате переработки товаров.

Товары, вывозимые на переработку, облагаются вывозными та­моженными пошлинами, налогами с последующим возвратом их сумм при выпуске продуктов переработки для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации. Проценты на воз­вращаемые суммы не начисляются.

По решению таможенного органа Российской Федерации товары могут освобождаться от таможенных пошлин, а налоги, взимаемые с товаров, могут возвращаться при вывозе на переработку вне тамо­женной территории.

Полное или частичное освобождение продуктов переработки от ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется в случае, если эти продукты заявляются для свободного обращения лицом, полу­чившим лицензию на переработку товаров вне таможенной террито­рии, либо его таможенным брокером.

Полное освобождение от ввозных таможенных пошлин, налогов предоставляется, если таможенный орган Российской Федерации удо­стоверится в том, что целью переработки был ремонт вывезенных товаров, осуществляемый безвозмездно в силу положений законода­тельства или договора, за исключением случаев, когда при первона­чальном выпуске товаров для свободного обращения учитывались их недостатки.

Частичное освобождение от ввозных таможенных пошлин, нало­гов предоставляется при возмездном ремонте вывозимых товаров и при осуществлении других операций по переработке. Суммы таможенных пошлин, налогов определяются исходя из ставок, применя­емых к продуктам переработки, помноженных на стоимость ремонта или других операций по переработке.

Замена продуктов переработки иностранными товарами допуска­ется в порядке, определяемом Государственным таможенным коми­тетом Российской Федерации.

Наши рекомендации