И усовершенствования социально-трудовых отношений
14.1. Специфика исследований проблем трудовой организации
в условиях рынка.
14.2. Сущность, цели и задачи социологических исследований
в сфере труда.
14.3. Регулирование и совершенствование социально-трудовых
отношений.
14.1. Специфика исследований проблем
трудовой организации в условиях рынка
Специфика исследований состоит в использовании специальных социологических и социально-психологических методов, которые взаимно дополняют друг друга и несут большое количество новой информации. Социологическое исследование включает пять взаимосвязанных этапов:
• подготовка исследования;
• сбор первичной информации, необобщенных сведений, подлежащих
дальнейшей обработке;
• подготовка собранной информации к обработке и ее обработка;
• анализ обработанной информации;
• написание по результатам исследования отчета с выводами и рекомен
дациями.
На первом этапе исследования составляются программа или проект исследования, устанавливается выборка (единица наблюдения), определяются методы сбора информации, проводится пробное (пилотажное) исследование. Программа исследования содержит общий контур исследования. В ней формулируются проблема, объект и предмет исследования, цели, задачи и гипотезы исследования, определяется его новизна, осуществляется операционализация понятий (когда теоретические характеристики и понятия каких-либо процессов и явлений переводятся на эмпириче-
Глава 14. Мониторинг социально-трудовой сферы
ский уровень, могут быть измерены), разрабатывается рабочий план исследования с установлением сроков, исполнителей, материальной базы.
Для сбора информации используют: анализ документов, опрос, эксперимент. Вот лишь некоторые проблемы, требующие исследования в условиях рыночной системы хозяйствования:
• проблемы, связанные с условием и содержанием труда;
• материальное положение работников и их социальная защита;
• перспективы развития трудовой организации в условиях разнообра
зия форм собственности, проблемы его выживания;
• трудовое поведение, факторы и условия, на него влияющие;
• проблемы, связанные с удовлетворенностью трудом, его мотивацией;
• отношение к труду и трудовая адаптация;
• трудовой конфликт, причины, пути разрешения и т д.
В настоящее время проблемы собственности и приватизации становятся крайне актуальными. Поэтому всегда необходим анализ не только их экономических, но и социальных аспектов. Рассматривая собственность с точки зрения социологии, мы видим, что она является объектом внимания людей, играет очевидную или скрытую роль в их жизни, трудовой и экономической деятельности, к ней стремятся, т. е. собственности свойственны социальные аспекты. В качестве наиболее универсальных можно назвать следующие:
• условия достижения, поддержания и реализации власти, господства
над людьми, подчинения конкретных индивидов, групп, субъектов;
• способ максимального богатства, самого привлекательного и легкого
вида дохода, получения перспективной прибыли, а не текущей зара
ботной платы;
• социальный престиж, условия вхождения в класс собственников, бо
лее привлекательный, нежели класс наемных работников;
• фактор свободы и самостоятельности, реализации предприниматель
ской психологии;
• возможность принятия управленческих решений;
• механизм защиты в трудовых отношениях, гарантии рабочего места,
контроля заработной платы, условий труда и реализации его продукта
и т. д.
Понимание социального значения собственности еще не дает полного ответа на вопрос о том, почему люди ведут себя определенным образом в конкретных ситуациях урегулирования отношений собственности, согласования и споров по поводу прав владения и распоряжения. Существует немало причин этого поведения. Попробуем сформулировать лишь некоторые из них.
Прежде всего, люди различаются в своих потребностях и интересах, поэтому вразной степени нуждаются в собственности как средстве их
Раздел 4. Развитие и регулирование социально-трудовых отношений
Глава 14. Мониторинг социально-трудовой сферы
реализации. Если одни стремятся быть собственниками во что бы то ни стало, то другим собственность безразлична, они не связывают с ней собственное благополучие вообще или не считают ее необходимой в каком-то частном случае.
Большое количество людей относится к государственной собственности как к наилучшему социально-экономическому устройству или, наоборот, рассматривает частную собственность как естественный образ жизни и способ решения всех проблем. Даже среди реальных собственников мы найдем противников приватизации, а среди не собственников — ее «бескорыстных» сторонников. Целые слои населения относятся к приватизации как к очередной политической кампании, либо «большой политике», в которую не следует вмешиваться и которая скоро пройдет. Поэтому они занимают либо пассивно-безразличную позицию, либо активно-критическую. Ведь собственность в случае приватизации — это не только блага иприбыль, но и ответственность. Все люди в разной степени способны к ответственности и это необходимо учитывать при изучении данного вопроса.
В отношении к собственности и приватизации наглядно проявляются социально-психологические факторы подражания. С одной стороны, естественны быстрые действия из-за боязни отстать от других, оказаться последним, упустить момент для занятия достойной позиции в новых условиях труда и хозяйствования; с другой — осторожность, вытекающая из стремления не выполнять рискованную роль лидера, а следовать уже реальным примерам благополучной реформы. При исследовании трудовой организации необходимо учитывать как разнообразие форм собственности, так и процент собственников (процент собственности у администрации; специалистов в области инженерного и экономического труда; работников, выполняющих квалифицированные функции, рабочих, предпринимателей, иностранных лиц и компаний и т. д.), так как это сказывается на социальных процессах и внутренних взаимоотношениях работников в трудовой организации.
Анализ изменения форм собственности позволит изучить как меняется менталитет отдельных работников, целых социальных групп, их трудовое поведение. Например, исчезают конфликты и забастовки, поскольку в сознании людей повышается цена рабочего времени, ослабевает необходимость строгого административного контроля за трудом, люди начинают освобождаться от иждивенческих отношений, ожиданий дотаций и т. д. Даже рабочие в случае изменения собственности начинают более критически и принципиально относиться к штату и персоналу, структуре и эффективности рабочих мест. Изменение трудового поведения можно заметить и на обыденном уровне. Сами работники начинают оценивать частные организации и предприятия более высоко, чем государственные, и судят об этом по заработной плате, качеству товаров,
стилю взаимоотношении с клиентами, ответственности и переживанию работников за авторитет предприятия.
Однако есть факты, показывающие, что изменение собственности не влияет на менталитет работника. Когда предприятие продолжает работать «по старинке», низок уровень оплаты труда, нет ожидаемого всплеска трудовой активности работников, сказывается фактор социальной инерции и т. д. И это тоже необходимо изучать.
В новых условиях хозяйствования должно изучаться и отношение работников к личному, чужому, общему. Людям свойственна сложная психология в этом вопросе. Если одни воспринимают чужое и общее как личное, то другие — личное как чужое и общее. Это может проявляться в отношении к собственности на средства производства в трудовых организациях и во влиянии этого отношения на трудовое поведение. Нельзя упускать из виду и процесс криминализации собственности, так как эти проблемы беспокоят разные слон населения.
14.2. Сущность, цели и задачи социологических исследований в сфере труда
Социологам (от лат. societas — общество и греч. logos — слово, учение) — наука об обществе, рассматривающая его как систему социальных общностей, групп, устанавливающая закономерности их развития, происходящих внутри них процессов и отношений, структуру имеханизм социально-трудовых отношений, а также социальные процессы в сфере труда.
Социально-трудовые отношения — отношения между социальными группами (общностями) и отдельными индивидами в процессе трудовой деятельности. Взаимодействие — универсальное свойство общностей и явлений. Если оно базируется на общности целей и интересов, то принимает форму сотрудничества, при различии, противоречии в интересах превращается в конфликтные взаимоотношения, соперничество. Любая организация, предприятие состоит из людей. Они являются центральным фактором любой модели управления и, нередко, наиболее уязвимым ее звеном. Именно люди принимают верные или ошибочные решения, выпускают высококачественную продукцию или «гонят брак», действуют на благо фирмы или в ущерб ее интересам.
Достаточно долго преобладал так называемый «технократический» подход к работнику. До конца XIX в., т. е. до начала промышленной революции, увеличение трудовой отдачи от работника достигалось в основном за счет увеличения рабочего времени и численности занятых. Иными словами, человеческие возможности использовались в основном экстенсивным образом. Развитие машинного производства потребовало большей регламентации действий работника, обеспечения соответствия деятельности человека и машины.
366 Раздел 4. Развитие и регулирование социально-трудовых отношений
Первым начал исследования в этой области американский инженер Ф. У. Тейлор в 90-х годах XIX в. на предприятиях компании «Мидвейл Стилл». Внедренная им жесткая система регламентации труда, определяющая способ выполнения, последовательность, темп трудовых действий, порядок чередования труда и отдыха, устанавливающая прямую связь оплаты труда с выполнением напряженных заданий, привела к резкому росту интенсивности и производительности труда. С появлением конвейерных и поточных производств регламентация трудовой деятельности усилилась. Это стало началом эры «физического работника», модели рабочего места с «малой свободой действий». Человек совершенствовался как физическая система, как механизм — отсюда и появившееся название «технократический подход». Все определяла техника — человек должен был адаптироваться к ней, добиваясь максимального соответствия технической системе. Следовательно, идеальным работником являлся тот, кто точно и беспрекословно выполнял поставленные задачи установленным способом. Более того, работник рассматривался как существо исключительно рациональное, ориентированное на увеличение вознаграждения и стремящееся избежать наказания в виде штрафа, понижения в должности или увольнения. Роль эмоций, взаимоотношений, ожиданий и социальных ценностей работников во внимание не принималась.
Как ни парадоксально, но тот же научно-технический прогресс, который породил «технократический подход» к кадрам, явился и основой принципиально новых позиций. Усложнение и совершенствование техники, систем управления предприятиями и организациями, необходимость снятия социальных противоречий в сфере труда, препятствующих эффективной совместной деятельности управленческого звена и рядовых исполнителей, потребовали нового работника — высококвалифицированного, умеющего принять самостоятельное решение (порой в нестандартной ситуации), хорошо понимающего смысл своей деятельности, способного к развитию и самообучению заинтересованного в достижении стоящих перед организацией целей. При решении этой задачи необходимо учитывать потребности работников (не только физиологические, но и социальные — в хороших взаимоотношениях, статусе в коллективе, информации, престиже деятельности, реализации своих способностей и т. п.), особенности их индивидуальных ожиданий от результатов деятельности, ценностных установок. Проведенный Элтоном Мэйо в 1929 г. на заводе «Вестерн-Электрик» в г. Хотторн эксперимент над бригадой работниц, длившийся пять лет, показал влияние социально-психологических факторов (взаимоотношения в группе, информированность, удовлетворение трудом) на результаты совместной деятельности. Результатом стала книга «Учение о человеческих отношениях», заложившая основы широко известной сегодня «теории человеческих отношений».
Глава 14. Мониторинг социально-трудовой сферы
Пристальное внимание к роли взаимоотношений в малой (контактной) группе продолжилось в 30-е годы. К. Левин и Дх. Морено разработали методику количественного их анализа («социометрию»). В 50-е годы встал вопрос о приобщении работников к участию в принятии управленческих решений (управление через соучастие). Д. Макгрегор создал теорию нового стиля руководства. 60—70-е годы обогатились теорией гуманизации труда, в основу которой легли разработки Ф. Херцберга о факторах, обеспечивающих привлекательность трудовой деятельности и удовлетворенность трудом.
На сегодняшний день понимание роли социальных процессов и отношений в сфере труда как важнейшего фактора повышения его эффективности стало аксиомой. Более того, социологи и психологи разрабатывают такие проблемы, как роль иррациональных побуждений в трудовой мотивации, значение игровых моментов в работе, специфика трудовых установок, совместной деятельности, обусловленная этническими и историческими особенностями людей и проч.
Социальные процессы в сфере труда — это процессы формирования, функционирования, развития (или деградации) социальных групп и отдельных работников. Среди них можно выделить следующие:
1. В качестве базового социального процесса социологи рассматрива
ют сам процесс труда. Действительно, значительную часть своей жизни
человек проводит на работе. Здесь он сталкивается со всем многообрази
ем социально-трудовых отношений. Трудовая деятельность во многом
определяет статус человека в организации и обществе, его материальный
достаток, уровень развития его способностей, а значит, и его запросы,
интересы, отношение к труду, даже способ проведения досуга, планы на
будущее.
2. Социальио-иитегративпые процессы — это процессы объединения
людей в социальную группу, формирования чувства причастности, об
щности новых работников в организации.
3. Ценностно-ориентационные — это процессы формирования пози
тивной трудовой мотивации работников, их заинтересованности в дости
жении целей совместной деятельности.
4. Изменяюще-поддерживающие процессы — связаны с различными ви
дами трудовых перемещений работников: движением между рабочими
местами, сменой места работы, профессионально-квалификационными
изменениями, развитием трудовой карьеры.
Итак, можно сделать вывод, что предметом экономики труда являются социально-трудовые отношения и социальные процессы в сфере труда. Основная цель проводимых исследований — повышение эффективности трудовой деятельности при обеспечении развития работников, удовлетворении их потребностей, формировании позитивных внутри коллективных отношений.
Раздел 4. Развитие и регулирование социально-трудовых отношении
Глава 14. Мониторинг социально-трудовой сферы
Задачи, решаемые в ходе социологических исследований, сложны и разнообразны, как сложна социальная структура предприятия, протекающие в ней социальные процессы. Во многом они будут определяться спецификой, содержанием и условиями деятельности. Однако можно выделить ряд наиболее общих задач.
1. Совершенствование системы управления организацией, повышение
обоснованности принятия управленческих решений — изучение социаль
ных процессов, влияющих на эффективность управления (разграничение
управленческих функций, рациональность иерархической системы,
стиль и методы руководства, степень участия рядовых исполнителей в
принятии решений, определение пределов компетенции иответственнос
ти и т. п.).
2. Повышение уровня стабильности трудового коллектива, внутрикол-
лективной сплоченности, формирование единой трудовой морали фир
мы на основе изучения факторов и масштабов сотрудничества и кон
фликтов, формальных и неформальных взаимосвязей, проблем лидер
ства, уяснения причин избыточной текучести кадров.
3. Развитие системы адаптации новых работников на предприятии, а
также работников к инновациям на основе исследования механизма фор
мирования «кадрового ядра», факторов, определяющих сроки и успеш
ность адаптации, оценки социальных последствий технических и органи
зационных новшеств, совершенствования системы подбора и расстанов
ки кадров.
4. Повышение трудовой активности работников на основе анализа
процессов формирования трудовой мотивации, факторов, ее определяю
щих, оценки действенности существующих и рекомендаций по разработ
ке новых систем стимулирования.
5. Изучение содержания, условий труда и разработка мер по их совер
шенствованию, гуманизации трудовой деятельности. Выявление факто
ров, способствующих повышению удовлетворенности трудом, разработка
рекомендаций по планированию трудовой карьеры.
6. Повышение качества трудовой жизни, в том числе за счет лучшего
удовлетворения потребностей работников, развития социально-бытовой
сферы в организации. Разработка социальных программ, программ соци
альной поддержки работников, планов социального развития организа
ции.
Многие из указанных задач актуальны для современной Украины. В период становления рыночных отношений важнейшими являются вопросы формирования новой трудовой мотивации, защиты трудовых прав работников, согласования экономических интересов «работодатель — наемный работник», обеспечения нормальных условий и охраны труда, должного уровня социальных гарантий, создания системы социального партнерства, не менее эффективной, чем в развитых странах с рыночной
экономикой. В период «первоначального накопления капитала», ломки старой и отсутствия новой системы управления трудом, считая, что вовремя выплаченная зарплата и дамоклов меч безработицы являются лучшим стимулом к труду, работодатели на довольно длительный период выпустили из поля зрения указанные проблемы. Однако сегодня все большее их число понимают: без учета социальных аспектов совместной деятельности, создания сплоченной, эффективно действующей команды единомышленников возможности предпринимателя существенно ограничены. На вооружение берутся западный опыт, методики, применявшиеся в Советском Союзе, современные отечественные разработки иприкладные исследования в сфере социологии труда в Украине обретают новую жизнь.