Роль государства в регулировании
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Под внешнеэкономической политикой государства обычно понимается деятельность, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. Глубина или жесткость этого регулирования меняется от страны к стране. Различен и набор средств, с помощью которых оно осуществляется. Однако общим является одно – государство защищает свою национальную экономику, экономические интересы своих экспортеров за рубежом и национальных товаропроизводителей и потребителей, создает с помощью торгово-политического регулирования своеобразный механизм, связывающий экономические характеристики национального хозяйства с теми экономическими процессами, которые происходят за пределами национальных границ, смягчая их влияние на национальную экономику, содействуя оптимальному ее развитию.
В современной внешнеэкономической политике постоянно взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм.
Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность ему политикалиберализации связана со снижением всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.
Многочисленное количество инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей можно разделить на следующие группы:
• административные методы регулирования: запреты и ограничения экспорта и импорта, лицензирование и контингентирование ввоза и вывоза, добровольные ограничения экспорта и некоторые другие меры, нашедшие широкое применение в практике большинства стран мира;
• экономические средства управления и регулирования внешней торговли: таможенные пошлины, таможенные сборы, уравнительное пограничное налогообложение, акцизы и развитое внутреннее налогообложение, субсидии внутренним товаропроизводителям и многие другие меры, теория и практика которых хорошо разработаны во многих странах мира;
• технические барьеры в торговле: стандарты и технические нормы, методы определения соответствия стандартам, правила и нормы безопасности, системы сертификации многих товаров, санитарно-ветеринарные нормы и нормы здравоохранения, меры, связанные с защитой среды обитания человека, и др.;
• меры, содействующие национальным экспортерам и производителям товаров для экспорта;
• валютно-финансовые меры: маневрирование учетной ставкой, направленное воздействие на повышение или понижение национального валютного курса, использование кредитных механизмов и др.;
• торгово-договорные и другие аналогичные средства, обеспечивающие внешние правовые условия для развития внешней торговли страны.
Рыночной системе хозяйства в обычных условиях больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешней торговли, воздействующие на ввозимый в страны товар с помощью механизма цен: они удорожают товар, делают его менее конкурентоспособным и тем самым ограничивают сбыт. При этом за покупателем сохраняется свобода выбора товаров – национальных или импортных, и лишь несколько корректируется действие механизма рынка в пользу товаров отечественного производства.
Однако экономические инструменты, воздействующие на цену товара и через цены на объем экспорта и импорта, имеют свои «пределы возможностей». Они, как правило, могут эффективно действовать при следующих условиях: реальный и стабильный валютный курс, низкие и предсказуемые темпы изменения внутренних цен, отсутствие серьезных диспропорций (дефицитов прежде всего) между предложением и спросом на внутреннем рынке, нормальное состояние платежного баланса страны. Когда эти условия отсутствуют (иногда достаточно отсутствие одного из названных условий), экономические регуляторы теряют свою действенность и дополняются регуляторами административными.
ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ
Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы.Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях – при экспорте из данной страны.
Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
· фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
· протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
· балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Таможенные пошлины классифицируются:
По способу взимания:
• адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
• специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, $10 за 1т);
• комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более $10 за 11т).
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы.
Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары.
По объекту обложения:
• импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
• экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
• транзитные – пошлины которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
По характеру:
• сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной;
• антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национальных производств таких товаров;
• компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.
По происхождению:
• автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
• конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или иного стороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ);
• преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. С 1971 г. действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
По типам ставок:
• постоянные – не изменяются в зависимости от обстоятельств;
• переменные – могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).
По способу вычисления:
• номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе;
• эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.