Тема 24. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
Понятие и основания особого производства по делам в отношении отдельных категорий лиц. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства.
Возбуждение уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц, особенности привлечения их в качестве обвиняемых по делам, возбужденным по факту или по иным основаниям. Порядок рассмотрения в суде представления прокурора о возбуждении уголовного дела. Порядок дальнейшего изменение положения обвиняемого в худшую сторону. Задержание, избрание меры пресечения и выполнения отдельных следственных действий в порядке особого производства. Направление дела в суд и рассмотрения дела.
Самостоятельная работа. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7– ФКЗ) // РГ от 21.01.2009. №7.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.11.2001 г. № 174-ФЗ (со всеми последующими изменениями)
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Смирнов А.В. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский. – 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2012.
2. Уголовно-процессуальное право: актуальные проблемы теории и практики. Учебник для магистрантов. / Отв. ред. В.А.Лазарева, руководитель авт. кол-ва А.А.Тарасов. Москва: Издательство Юрайт, 2012 .
3. Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996.
4. Чельцов-Бебутов М. А. Курс уголовно-процессуального права. СПб., 1995.
Дополнительная литература:
1. Судебная практика к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Сост. В.П.Божьев, Р.Д. Лисицин; Под общ. Ред. В.М. Лебедева; Науч. Ред. В.П. Божьев. – Спарк, 2005. – 1374 с.
2. Уголовно-процессуальное право: актуальные проблемы теории и практики. Учебник для магистрантов. / Отв. ред. В.А.Лазарева, руководитель авт. кол-ва А.А.Тарасов. Москва: Издательство Юрайт, 2012 .
3. Практика применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: практ. пособие / под ред. В.П. Верина – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 589с.
4. Уголовный процесс: учебник 3-е изд./ отв.ред. Гриненко В., 2012.
5. Уголовно-процессуальное право: актуальные проблемы теории и практики. Учебник для магистрантов. / Отв. ред. В.А.Лазарева, руководитель авт. кол-ва А.А.Тарасов. Москва: Издательство Юрайт, 2012 .
6. Уголовный процесс. Учебник для вузов. Баранов А.М., Булатов Б.Б. 3-е изд. пер. и доп., М.: Издательство Юрайт, 2012.
7. Уголовный процесс: учебник для бакалавра. Божевьев В.П., М.: Издательство Юрайт,2012.
Методические указания
Учебные вопросы
1. Понятие и основания особого производства по делам в отношении отдельных категорий лиц. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
2. Особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц.
3. Особенности применения мер процессуального принуждения в отношении отдельных категорий лиц и производства отдельных следственных действий с их участием.
4. Направление уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц в суд и его рассмотрение.
В целях создания полной и эффективной системы гарантий деятельности некоторых категорий выборных и должностных лиц УПК предусматривает ряд особенностей производства по уголовным делам, возбуждаемым в отношении указанных лиц, либо по которым указанные лица подозреваются или обвиняются в отношении преступления.
Эти особенности заключаются в том, что из общих правил, регламентирующих осуществление уголовного преследования, применение мер процессуального принуждения и порядок судебного разрешения уголовных дел, уголовно-процессуальным законом установлены изъятия.
Уголовно-процессуальные нормы, закрепляющие эти изъятия, являются дополнительными мерами защиты от воспрепятствования законной деятельности указанных лиц, расправы над ними за их принципиальную политическую или профессиональную позицию, от произвола и незаконного уголовного преследования и в совокупности составляют институт процессуального иммунитета некоторых категорий выборных и должностных лиц.
Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам:
1. член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутат, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
2. судья Конституционного Суда Российской Федерации, судья федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировой судья и судяи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;
3. Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации;
4. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;
5. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты Российской Федерации;
6. прокурор;
7. Председатель Следственного комитета Российской Федерации;
8. руководитель следственного органа;
9. следователь;
10. адвокат;
11. член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
12. зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы, зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:
в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора Российской Федерации;
в отношении Генерального прокурора Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;
в отношении Председателя Следственного комитета Российской Федерации - исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления;
в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Конституционного Суда Российской Федерации;
в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
в отношении иных судей - Председателем Следственного комитета Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;
в отношении Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации;
в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации;
в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации;
в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;
в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов - Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителем;
в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;
в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса - руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - Председателем Следственного комитета Российской Федерации;
в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации;
в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов.
По результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.
При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета Российской Федерации.
В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета Российской Федерации. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с указанным основанием.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном статьей 91 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.
Вопросы для самоконтроля:
1. В отношении кого применяется особый порядок производства по уголовным делам?
2. Каков порядок возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемого данных лиц?
3. Каковы особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц?