Связь и информатизация

ПОЧТА

У нас очень мало фактов, чтобы подробно рассказать о почтовой связи в нашей местности в XIX - начале ХХ веках. Известно, что почтовыми трактами, связывавшими Москву с другими городами империи, были, в том числе, Дмитровский и Санкт-Петербургский. А ближайшими к нам почтовыми станциями - Хлебниково и Чёрная Грязь. Возможно (!), почту перевозили и по Рогачёвскому тракту.

В «Семейной хронике Крестовниковых» есть одно интересное воспоминание купца Н.А.Найдёнова, семья которого долгие годы вела дела с семьёй Крестовниковых. Оно касается середины XIX века. «В то время денежных переводов не существовало, да и почта отправлялась едва ли чаще одного раза в неделю, а потому деньги пересылались большей частью с отъезжающими – с оказией…Работал у Александра Козьмича Николай Максимович Голубков. Человек честный, он пользовался доверием хозяина. Перед Пасхою Александр Козьмич велел Голубкову отвезти на фабрику в Поляну потребную для расчёта рабочих более или менее значительную сумму денег. «Я не поеду, - сказал Голубков. – Я не почтальон деньги возить. Меня ещё, пожалуй, убьют». Очевидно, в то время профессия почтальона, действительно, была опасной.

Когда точно появилось первое почтовое отделение в окрестных деревнях, пока неизвестно. Но точно известно, что в 1908 году почта была в Хлебниково, Мытищах, Химках, Пушкино, а в 1912 году работала в Пучках. Там же был телефон. Перед войной Пучковскую почту возглавляла Н.Т.Францева, с нею работали два почтальона. А в каждом колхозе был свой разносчик газет и писем.

Вспоминает О.Суморина:

- Мой отец Алексей Александрович Мулюкин работал на Центральном почтамте. В 1922 году он был направлен в Лобню, чтобы наладить здесь почтовую связь.

В Путеводителе по Подмосковью за 1926 год написано, что в посёлке Лобня (на Восточной стороне) находятся почта, телефон, телеграф. По воспоминаниям М.Чистовой, ещё до войны у станции Лобня было большое почтовое отделение. Оно находилось в обычном доме между Вокзальной и Советской улицами. Начальником почты был Архангельский.

В 1970-1987 годах краснополянское почтовое отделение возглавляла Нина Фадеевна Агеева, а пришла она работать на почту в 1957 году.

В 1977 году в новом доме на ул.Батарейная,2 открылась новая почта. На девяти участках микрорайона Депо тогда работали 14 человек. Был свой телеграф, переговорный пункт. Журналы и газеты приходили мешками. В конце 90-х годов 10-тысячное население микрорайона Депо осталось без телеграфа и телефона – Долгопрудненский узел связи перевёл их на ул.Дружбы,6. Правда, были установлены уличные таксофоны. А вот чтобы послать телеграмму, деповчанам нужно было ехать на Москвич.

В начале 1989 года в Лобне было 6 отделений связи.

В 1993 году произошло разделение электросвязи и почтовой отрасли. Почтовая связь стала самостоятельной структурой. Это принесло финансовые трудности. К тому же у почты забрали доставку пенсий, приём коммунальных платежей (несмотря на то, что работники были обучены, контрольно-кассовые аппараты закуплены). В 1995 году Федеральное управление почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи РФ, а в 1996 году преобразовано в Департамент почтовой связи Министерства связи РФ. Почтовые предприятия России получили хозяйственную и коммерческую самостоятельность.

В 1995 году закрылось почтовое отделение на ул.Дружбы (Москвич), так как большое помещение использовалось лишь наполовину. Это было экономически невыгодно. В то время в Лобне было 5 почтовых отделений, которые относились к Долгопрудненскому узлу почтовой связи. Лишь три отделения были рентабельны, то есть приносили прибыль.

Одним из рентабельных отделений в начале 1997 года было отделение «Лобня-основная» на ул.Ленина,5. Тогда там работали заведующая Ольга Ильинична Завьялова, два оператора с большим трудовым стажем – Валентина Дмитриевна Артюхова и Нина Николаевна Филимонова и почтальоны. Пришлось торговать книгами, установить платный ксерокс. Так зарабатывали деньги.

Вся страховая почта (посылки, бандероли, ценные письма) поступала в почтовое отделение «Лобня-2» (заведующая Галина Николаевна Теплова) в Букино, а оттуда распределялась по всем лобненским отделениям. Письма из Лобни сначала везли в районный узел связи в Мытищи, а уже оттуда – в Москву. Конечно, можно было везти и напрямую, но своего транспорта не было, а за аренду машины нужно было отдать 10 млн. рублей.

В конце 90-х годов была введена новая услуга – экспресс-почта. Её отправляли вне всякой очереди, однако это было дорогое удовольствие.

Чтобы поддержать почту, Администрация выдала бесплатный патент на право торговли книгами, художественными открытками, канцтоварами. Поддерживали и иным способом. Например, краснополянское отделение «Лобня-4» долгое время находилось на первом этаже дома №2 по ул.Аэропортовская. Помещение было довольно ветхое и холодное. В 1997 году оно переехало в помещение (площадью примерно 100 кв.м) бывшего универмага на первом этаже дома №29 по ул.Краснополянская.

Была и ещё одна проблема у почтовиков, хотя она, наверно, вечная. Это разломанные почтовые ящики в многоэтажках. В 90-е годы была настоящая «чума»: журналы воровали, письма раскидывали или жгли прямо в ящиках. В штате узла связи даже был человек, который ремонтировал почтовые шкафы, но по тарифу.

Почтовое отделение «Лобня-основная» в 1999 году возглавила Елена Васильева. Под её началом было 13 сотрудников, из них 8 почтальонов, которые обслуживали три микрорайона: Центральный, Южный и Восточный (это 8 тыс. абонентских ящиков). Почтальоны ежедневно разносили 300-400 писем. Ежемесячно на почту приходило 200 посылок. 3-4 мешка занимали поздравительные открытки. Выписывали в те годы около ста наименований газет и журналов. Больше всего «Лобню» - 560 экземпляров и «Московский комсомолец» - 321 экземпляр.

Вспоминает Е.Васильева:

-Подписка раньше составляла 60% дохода, а в 2000 году – всего 10%. Поэтому мы вынуждены были продавать книги, ручки, бумагу, хозтовары, принимали заказы на фотоуслуги. Сложилась странная ситуация: почта – федеральное предприятие, но вынуждено содержать себя за счёт хозрасчётной деятельности. В месяц мы зарабатывали 50-60 тыс. рублей.

В начале 2000-х годов почту в Депо возглавляла Тамара Ивановна Евдокушина. Под её руководством работали пять почтальонов. Всего 400 экземпляров газет в день разносили они по микрорайону. А письма вообще были редкими. Кстати, с 1 января 2000 года конверт для писем по России стал стоить 2 руб. 80 коп.

В 2002 году пять почтовых отделений в Лобне продолжали подчиняться Долгопрудненскому узлу почтовой связи, а он – Управлению Федеральной почтовой связи. Кустовым отделением, куда приходили все письма, газеты, журналы, посылки, было букинское. Оно обслуживало 19 городских ящиков для сбора почтовых отправлений. Выемка корреспонденции осуществлялась ежедневно. В начале 2000-х годов явно стала ощущаться нехватка кадров. Да и здания отделений ветшали, косметический ремонт не спасал ситуацию.

В декабре 2003 года из Минсвязи РФ было выделено ФГУП «Почта России» с филиалами в регионах. Один из них - Управление Федеральной почтовой связи Московской области. Дмитровский почтамт объединил почту Лобни, Дубны, Талдома, Долгопрудного и части Мытищинского района. Управляющей почтовой связью городов Лобня и Долгопрудный была назначена Е.Васильева. Проще стало решать вопросы внутри предприятия, связанные с пересылкой почтовых отправлений. Была создана общая база данных. Сотрудникам (51 человек в Лобне) подняли зарплату. Почта стала модернизироваться. Все пять лобненских отделений были компьтеризированы. В двух отделениях – на ул.Ленина,5 и ул.Циолковского,13 – установили закрытые терминалы, напрямую отправляющие электронные переводы до места назначения и осуществляющие контроль за их получением. Стал внедряться корпоративный стиль «Почты России». Был реорганизован сортировочный пункт. Он стал единым на базе Долгопрудного. Это дало возможность ещё раньше доставлять газеты и журналы.

Однако у реорганизации были и определённые минусы. «Почта России» замыкала на себе всю материальную базу, необходимую для почтовых отделений. Как вспоминала Е.Васильева, иногда приходилось самим закупать бланки для работы. Дмитров руководит финансовыми потоками и подписной кампанией.

Усложнилась и работа почты. Через почтовые отделения идут социальные выплаты. Увеличилось количество заказной корреспонденции, которую вручают лично адресату, требуя паспорт. Разносят почтальоны рекламу, а вот подписка падает.

Городские власти старались помогать лобненским почтовикам. Почтовые отделения были освобождены от арендной платы за занимаемые помещения, ежеквартально получали выплаты от города.

28 июня 2006 годы открылось после капитального ремонта почтовое отделение (начальник Е.Жукова) на ул.Ленина,5. На открытии присутствовал заместитель директора УФПС Московской области И.Герасимов.

В 2007 году куратором почтовых отделений г.Лобня стала Ольга Ивановна Румик. Так как финансовое положение «Почты России» было не лучшим, почтовым отделениям приходилось, кроме своих прямых обязанностей, предлагать самые разнообразные услуги. Так, «Почта России» заключила договоры с некоторыми банками, и почтовые отделения стали принимать плату по кредитам. Сотрудничая с Управлением соцзащиты, производили социальные выплаты и выплату субсидий. Занимались электронными денежными переводами и др. Для осуществления многих функций в 2007 году была проведена замена старого компьютерного оборудования.

К 2008 году сложилась тяжёлая ситуация с кадрами: не хватало операторов почтовой связи, начальников почтовых отделений. Низкие зарплаты не привлекали жителей города. Особенно проблемными были краснополянское и луговское отделения почты.

В 2010 году под руководством управляющей почтовой связи по городу Лобня О.Румик работало пять почтовых отделений. Из 70 человек, необходимых по штатному расписанию, 30 работали почтальонами, в каждом отделении было по 4-5 операторов, есть вакансии.

В последнее время почтовые отделения города постепенно стали отвечать требованиям времени по своему внешнему виду и технической оснащенности.

28 апреля 2010 года отделение почтовой связи на улице Циолковского отметило свое второе рождение, оно открылось после реконструкции, длившейся семь месяцев. Его сотрудники обслуживают около 25 тысяч жителей города, здесь же восемь тысяч пенсионеров ежемесячно получают пенсии и пособия.

С каждым годом растет количество подписчиков. Люди хотят видеть в своем почтовом ящике больше газет и журналов.

Расширяется спектр услуг. Люди оплачивают коммунальные услуги. Почтовики доставляют телеграммы, пенсии, счета, принимают заказные письма, посылки, делают ксерокопии документов, предоставляют горожанам возможность доступа в Интернет.

За последние три года приобрели современный вид почтовые отделения на ул. Ленина, в микрорайоне Букино, планируется реконструкция почты в микрорайоне Красная Поляна, а затем и в Луговой. А в канун Нового года жители микрорайона Депо получили подарок. Распахнуло двери почтовое отделение Лобня-3 (начальник Н.Зубарева). Семь месяцев, пока не функционировало здание почты, отдел выдачи пенсий приютил Молодежный культурно-спортивный центр «Депо», а за другими почтовыми услугами жители микрорайона отправлялись в Букино или на ул.Ленина.

ТЕЛЕФОН

Дата появления первого телефона на лобненской земле пока не установлена. Однако есть воспоминания председателя ревкома фабрики Т.Булычёва:

- Накануне Московского вооружённого восстания в конце октября 1917 года на общем собрании был избран ревком. Были организованы красногвардейские посты в конторе фабрики, где находился телефон с Москвой, у складов, у телеграфа и телефона, почтового отделения в Пучках и на станции Лобня. Разговор по телефону, приём и передача телеграмм могли быть только с разрешения ревкома».

Думаю, что и на станции Лобня был телефон для связи с Москвой. Известно, что при строительстве железной дороги в 1902 году была сделана двухпроводная телеграфная линия.В 1941-1942 годах телефонисткой на станции работала Наталья Ефремовна Грошенкова.

По воспоминаниям В.Тимофеева, перед войной в Краснополянском райкоме был телефон. На хлопкопрядильной фабрике «Красная Поляна» существовала своя АТС. В 1948 году там было всего 35 абонентских телефонных точек, в 1961 – 150. В 1963 году она размещалась в крохотном помещении, у которого в стенах были щели, а центральное отопление работало только днём. В одной комнате находились коммутатор и щит реле соединительных линий, сильно шумевшие во время работы. А летом работе телефонисток мешал треск в громозащите.

В архиве есть сведения, что ещё в 1965 году на ул.Дружбы,9 проектировалась городская АТС.

Вспоминает В.Ширинских:

- В 70-е годы большой задачей было обеспечение горожан телефонами. Решили построить АТС. Сначала предлагали возвести здание там, где сейчас находится «Звонница». Но мы нашли для неё другое место – у пруда на Москвиче. Так появилась АТС-577.

В 1994 году газета «Лобня» писала: «Ещё 5-7 лет назад в Лобне было достаточное количество уличных телефонов-автоматов. Но в конце 80-х – начале 90-х годов они стали объектами вандализма и грабежа. Сейчас их очень мало, но они стали бесплатными». Так, бесплатные автоматы стояли у здания телеграфа на Москвиче.

В связи с тяжёлым финансовым положением в 1995 году Долгопрудненский узел электросвязи смог установить небольшое количество новых номеров. Поэтому правительством области было принято решение о том, что ДГУЭС будет развивать телефонию совместно с коммерческими структурами. Так с 15 ноября 1995 года в город пришла фирма «Эрланг», которая планировала построить новую АТС на 4000 номеров.

В 1997 году началась установка уличных телефонов-автоматов в городе. С 1 октября бесплатные автоматы были заменены на те, которые работают с использованием магнитной карточки. Это вызвало недовольство жителей, а в Красной Поляне кто-то даже перевернул новую телефонную будку у бывшей проходной завода. (Смешно и грустно, но та будка претерпела ещё 6 выкорчёвываний из земли, а один раз её даже перебросили через заводской забор). Но к новшеству постепенно стали привыкать. Магнитную карточку за 4000 рублей (на 2 разговора по 3 минуты) можно было приобрести на почте.

Ещё в 1994 году отдел информационных технологий Администрации города совместно с НПП «Лобелек» начали проведение обучения сотрудников муниципальных служб управления и других заинтересованных предприятий основам работы на компьютере. Обучение на базе школы №8 вёл Ю.Кочкин, заместитель начальника отдела.

В июне 1997 года началось подключение новой цифровой станции на 10 тыс. номеров. Первая очередь – 1000 номеров. Телефонный номер можно было купить за 11,5 млн. рублей. Пять миллиардов рублей в оборудование станции вложила индустриально-финансовая корпорация «Эрланг». А установку телефонов осуществлял Долгопрудненский узел электросвязи. 7000 абонентов обслуживала АТС-577.

В начале третьего тысячелетия проблема телефонной связи в нашем городе ещё оставалась достаточно острой, несмотря на то, что во всех микрорайонах (на улицах, в круглосуточных магазинах) были установлены телефоны-автоматы. Поэтому в 2001 году совместная деятельность Администрации города и Мытищинского узла электросвязи была направлена на наращивание объёмов услуг связи для населения. В Красной Поляне шло строительство АТС-579, прокладывался телефонный кабель в частный сектор. Были решены вопросы о выделении 100 номеров для обеспечения телефонами работников бюджетной сферы и льготных категорий граждан, о передаче в ведение Мытищинского узла электросвязи ведомственной АТС ВНИИ кормов, её реконструкции и модернизации в целях улучшения телефонной связи в Луговой. Был также разработан перспективный план развития телефонии в городе.

В 2001 году были организованы корпоративные каналы доступа в городские, региональные и глобальные компьютерные сети, в том числе Интернет.

Безусловным прорывом в телефонизации Лобни было введение в строй в 2002 году АТС-579 на 1000 номеров в Красной Поляне. Это позволило обеспечить индивидуальными телефонами почти всех граждан льготной категории одного из крупнейших микрорайонов города.

За 2002 год была построена телефонная канализация в четвёртом микрорайоне, проложен кабель к жилам домам ул.Нестериха и установлено 4 телефона льготникам, проживавшим на этой улице. Была телефонизирована вторая школа.

Кроме обеспечения горожан индивидуальными номерами, велись работы по установке таксофонов. Во всех микрорайонах города появились как обычные таксофоны (72 шт.), так и универсальные (доступ к городской, междугородней и международной связи) на ул.Ленина,2/2, Некрасова,11, Чайковского,15 и ул.Иванищенко (профилакторий).

Было закончено строительство современной информационной широкополосной сети кабельного телевидения (один канал для трансляции городских программ, второй – областных программ) в микрорайоны Москвич, Южный, Красная Поляна, частично четвёртый. Расширялась городская компьютерная сеть.

Благодаря совместным усилиям Администрации города, ООО «ЛОБЕЛЕК ИС» и НП «Лобненское информационное сообщество» шла реализация плана развития электросвязи и информационно-технического обслуживания компьютерных систем и сетей г.Лобня. Они участвовали в городских информационных проектах и на долевых условиях инвестировали средства в строительство городской компьютерной сети. Был создан ряд серверов, организован прямой оптико-волоконный канал в сеть Интернет пропускной способностью 2 Мб/с, смонтирована приёмная спутниковая антенна, соединяющая с провайдером Европа-он-лайн. В 2002 году городская компьютерная сеть охватывала микрорайон Москвич (улицы Мирная, Победы, Ленина, Дружбы), микрорайон Центральный (улицы Ленина, Крупской, Некрасова, Чехова, Маяковского), микрорайон Букино (улицы Авиационная, Борисова, Заречная).

В 2004 году была оказана материальная помощь в приобретении мобильных телефонов участникам войны, инвалидам первой и второй групп, несовершеннолетним узникам фашизма.

В начале 2000-х годов уменьшились услуги телеграфной связи, например, за 2001-2005 годы её объёмы снизились на 40%. Телеграммы перестали посылать.

Была проведена модернизация сервера, на котором находится городской портал, являющийся официальным сайтом Администрации города.

Началась реализация областного пилотного проекта по отработке технологий системы электронного документооборота с электронной цифровой подписью. С этой целью на базе ООО «Лобелек ИС» был развёрнут удалённый центр регистрации по изготовлению сертификатов открытых ключей и контроля формирования и использования закрытых и открытых ключей ЭЦП в электронных документах.

В течение 2004 года были созданы десятки сайтов различных организаций. Услуги Интернета предоставляли несколько провайдеров.

В 2005 году в рамках целевой программы «Информационная система города Лобня» на период 2004-2008 годов» были построены четыре ВОЛС (волоконно-оптическая линия связи) протяжённостью около 3 км административной телекоммуникационной сети (АГТС) города, которая охватывает микрорайоны Центральный, Москвич, Букино, Южный. АГТС постепенно объединяла все важнейшие муниципальные службы. Было создано 10 автоматизированных рабочих мест работников паспортных столов домоуправлений, проведено обучение, внедрена новая информационная система «Муниципальный реестр населения», первичными данными была наполнена база данных «Паспортный стол»/ «Избиратель». Также были созданы два автоматизированных рабочих места в отделе архитектуры и градостроительства Администрации города, включённых в геоинформационную подсистему «Электронная карта города Лобня». Была разработана подсистема «Реестр жилого и нежилого фонда», укомплектовано девять автоматизированных рабочих мест кассиров УМП «РКЦ».

В течение 2005 года почти в два раза выросло количество пользователей Интернетом, в том числе в Красной Поляне и Луговой. В Лобне работали несколько провайдеров по предоставлению услуг Интернета, которые используют различные технологии для подключения пользователей. Существенно выросли собственные информационные ресурсы города: росло количество городских тематических сайтов, жители создавали собственные WEB-странички, чаты. Данные ресурсы формировались в основном как по личной инициативе лобненцев, так и при поддержке НП «Лобненское информационное сообщество».

В 2006 году монополия Мытищинского узла электросвязи была нарушена приходом в город нескольких операторов: ОАО «Лобненский народный телефон», ООО «Телепорт ТВ», ОАО «Центральный телеграф». В результате конкуренции более 3 тыс. лобненцев и их семьи стали обладателями телефонов.

Услугами Интернета пользовались 4,5 тыс. горожан. В рамках программы «Информационная система города Лобня» были построены волоконно-оптические линии связи городской административной телекоммуникационной сети, которая охватила практически всю Лобню, за исключением Красной Поляны и Луговой. Все автоматизированные рабочие места работников паспортных столов ДУ были подключены к ГТС и начали работать в единой информационной системе «Реестр населения города Лобня».

В 2007 году льготным категориям граждан было установлено 950 номеров телефонов. На 2 тыс. увеличилось количество абонентов Интернета. Был введён в строй новый информационный портал Администрации города с использованием современных технологий.

В 2008 году была смонтирована телефонная номерная ёмкость в Южном микрорайоне. Было подключено 950 номеров телефонов для льготной категории граждан. Провели кабель ВОЛС на ул.Комиссара Агапова, что позволило телефонизировать этот микрорайон.

В 2008 году на 1,5 тыс. увеличилось количество абонентов Интернета, доступ к нему имели 8 тыс. человек. В 2009 году к Интернету присоединились ещё 1,5 тыс. абонентов. Были проведены работы по подготовке подключения к сети Интернет жителей микрорайона Восточный. К 2009 году острота проблемы установки в Лобне телефона была снята. В тот год было подключено ещё 650 номеров телефона. 900 человек стали телевизионными абонентами.

В 2010 году в городе продолжалось расширение сети Интернет и телефонии. Сейчас с уверенностью можно сказать, что в Лобне нет районов с недоступной телефонной связью и подключением к Интернету. Количество абонентов, подключённых к сети Интернет, превысило 10 тысяч. Продолжала расширяться городская сеть видеонаблюдения. К видеоконтролю в 2010 году были подключены 8 камер на участке Букинское шоссе – ул.Батарейная. Общее число камер, установленных в городе, превысило 120 штук. Проводились подготовительные мероприятия по переходу на предоставление в электронном виде муниципальных и иных услуг органами исполнительной власти, местного самоуправления и учреждениями города.

«ЦЕНТРТЕЛЕКОМ»

Ещё в 1980 году был создан Линейный цех по г.Лобня Долгопрудненского узла связи. В 1992 году Лобня вышла на прямую связь с Москвой и другими городами Московской области. В 1995 году Линейный цех возглавил Виктор Сергеевич Кабалин.

Вспоминает В.Кабалин:

- В 1996 году на лобненской АТС, рассчитанной на 10 тысяч номеров, было только 7 тысяч абонентов. Проектную мощность не могли использовать из-за нехватки средств. В тот год пришлось убрать четыре телефонных будки, так как варвары выдрали трубки, раскурочили корпуса телефонов. Часты были хищения металлических крышек люков, проводов. Были большие неплатежи за телефон, естественно, не хватало средств на запчасти. Наши телефонные коммуникации, проложенные в земле, имели солидный возраст, обветшали. Многие колодцы весной заливало талой водой. Поэтому бывали срывы телефонной связи.

Ещё в начале 90-х годов большой популярностью среди лобненцев пользовалась справочная служба 577-44-01. В просторной комнате на первом этаже АТС на ул.Победы работали две её сотрудницы – опытные телефонистки. В час приходилось отвечать на 30-40 звонков, нередко из других городов. Самой горячей порой было утро. Причём, приходилось не только давать телефон, но и объяснять, как приехать в город, как найти улицу, где находятся магазины и т.п. К сожалению, вечером начинали развлекаться подростки и алкоголики, порой с оскорблениями. С 10 апреля 1998 года услуга справки-информации «05» Долгопрудненского узла электросвязи стала платной. За каждую справку, полученную по телефону, нужно было заплатить 3 рубля по счёту.

За период 2001-2003 годов Мытищинский узел связи ввёл в эксплуатацию АТС-579 на 1000 номеров в Красной Поляне, в 2003 году совместно с Администрацией города создал номерную ёмкость на 1000 номеров на АТС-центр.

В 2004 году в Лобне был установлен 871 телефон, в том числе 507 –льготникам.

Были приобретены многофункциональные таксофоны для замены существовавшего парка таксофонов. В 2005 году в Лобне была введена станция на 1400 номеров. 400 номеров получили граждане льготных категорий. Был проведён кабель в дома, где не было технической возможности для установки телефонов. Мытищинский узел электросвязи полностью заменил существовавшие таксофоны на многофункциональные с выходом на междугородние и международные разговоры.

С 1 января 2006 года ОАО «ЦентрТелеком» стал предоставлять местную и внутризоновую телефонную связь, а междугороднюю и международную – ОАО «Ростелеком». В 2006 году Лобню (а также города Долгопрудный, Юбилейный, Королёв и Мытищинский район) обслуживал Мытищинский узел электросвязи Московского филиала ОАО «ЦентрТелеком». Это 40 городских и 9 сельских телефонных станций ёмкостью 150 тысяч номеров. Обслуживал узел 863 универсальных таксофона, 79 тысяч радиоточек и телеграф. Предоставлял услуги современной связи с помощью мультисервисной сети Московской области, доступ к сети Интернет по выделенным каналам и коммутируемым линиям, каналы передачи ТВ, звукового вещания и т.д. В Лобне было установлено 1000 номеров телефонов для льготной категории граждан и работникам бюджетной сферы.

В 2007 году Мытищинский узел связи подвёл линию кабельного телевидения на ул.Комиссара Агапова.

В 2010 году компания «ЦентрТелеком» провела реконструкцию городской сети связи с применением новой технологии, было начато переключение абонентов с координатной АТС на цифровую. В течение года более 1000 абонентов подключили к сети Интернет, телевидению.

Летом 2010 года акционеры ОАО «ЦентрТелеком» приняли решение о присоединении к российской национальной телекоммуникационной компании – ОАО «Ростелеком». Создаётся крупнейшая российская компания отрасли, предоставляющая все виды телекоммуникационных услуг – от местной телефонной связи до высокоскоростного доступа в Интернет.

СВЯЗЬ В ЛУГОВОЙ

АТС ВНИИ кормов была введена в строй в 1993 году. Предполагалось, что после завершения строительства АТС будет передана на баланс Минсвязи с включением полной ёмкости (1000 номеров) в абонентскую сеть Лобни. Но оказалось, что соединительные линии в Лобне были выполнены в 4-проводной системе, а АТС Луговой – в 2-проводной. Поэтому Долгопрудненский узел связи разрешил выход на сеть Минсвязи только 500 номеров ВНИИК.

С 1995 года институт проводил работы по переводу своей АТС на радиорелейную линию. Были выполнены трассовые изыскания, разработан рабочий проект, приобретено радиорелейное оборудование. Но запустить станцию не удалось, так как было необходимо приобрести каналообразующее оборудование, смонтировать его и выполнить пусконаладочные работы. Именно на этом этапе, когда выяснилось, что стоимость всех работ более 400 млн. рублей, стало очевидно, что осуществить этот проект невозможно.

АТС приходила в негодность. И 500 абонентов в любой момент могли остаться без связи. В 1997 году Долгопрудненский узел электросвязи отключил входящую связь на Луговой, так как институт задолжал 140 млн. рублей. А исходящая связь была оставлена наполовину.

В посёлке Луговая, в 30 км от столицы, в начале 1997 года не было ни одного телефона-автомата. При острой необходимости приходилось бежать в Научный городок на почту, а она работала только до 18.00. Самое интересное, что телефонный кабель по посёлку был проложен ещё в 1989 году. Этого добилась через Моссовет общественность посёлка. Жителям было обещано, что на каждой улице будет телефон-автомат. Увы.

Только к июню 1997 года первый автомат заработал у поселковой администрации.

В 2000 году в ведении институтской АТС были: ведомственная станция УАТС-49 на 300 номеров, директорская связь, часофикация, кабельное хозяйство (15 км линий). Всё это обслуживали начальник АТС А.Ларичев и электромонтёр Т.Бурова.

В 2001 году был практически решён вопрос о передаче АТС в ведение Мытищинского узла связи.

«ЛОБНЕНСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕЛЕФОН»

ОАО «Лобненский народный телефон» начало свою деятельность 25 апреля 2002 года. Возглавил его Сергей Александрович Петелин.

Предприятие было создано при активном участии Администрации города Лобня. Была поставлена задача – телефонизировать Луговую.

Демонтаж оборудования старой АТС ВНИИ кормов происходил постепенно, без остановки станции. Если старое оборудование занимало несколько комнат, то новейшее оборудование уместилось в небольшом шкафу. Были построены заново некоторые участки линии между Луговой и Лобней.

К 2004 году компания провела большие работы по переоборудованию АТС ВНИИ кормов: была установлена и смонтирована АТС, проложена волоконно-оптическая линия связи, вёлся монтаж оборудования на АТС-577. Фирма установила 35 телефонов льготным категориям граждан. Совместно с фирмой «Селена-ТВ» начались работы по созданию в Луговой кабельного телевидения.

Благодаря большому объёму работ, выполненных в 2005 году фирмой «Лобненский народный телефон» по телефонизации Луговой, включая частный сектор, потребности луговчан были полностью удовлетворены. В микрорайоне Депо была установлена АТС, на 50% выполнена распределительная сеть. Подготовительные работы проводились также в микрорайонах Букино, Красная Поляна и Южный.

В 2006 году компания подключила 1800 абонентов телефонной связи, увеличила на 300 абонентов распределительную сеть телефонии в Южном микрорайоне, смонтировала АТС на 500 абонентов на Москвиче и на 300 абонентов в Букино. По договорённости с Администрацией было установлено 100 телефонов льготникам. В 2006 году услугами Интернета пользовались около 350 абонентов компании.

В 2007 году фирма обслуживала 2300 абонентов, подключила 50 номеров телефонов для льготной категории граждан.

В 2010 году фирма предоставляла услуги от имени компании «КОМСТАР» (более 100 каналов телевидения).

«СЕЛЕНА-ТВ»

В 1992 году по инициативе А.Тишкова была создана фирма «Селена-ТВ», чтобы объединить кабельное телевидение, существовавшее с 80-х годов в Букино, с ремонтом, монтажом и обслуживанием местных телеантенн. (До этого антенны обслуживала иногородняя организация – «Орбита-сервис»). Офис фирмы был размещён на ул.Букинское шоссе,27, возглавлял фирму Глеб Блинов.

Для работы в новых условиях были подобраны квалифицированные специалисты по обслуживанию антенного хозяйства. Вся техгруппа во главе с главным инженером С.Коротковым имела опыт работы в крупнейшем тресте страны «Мостелемонтаж». К сожалению, при передаче домов от ведомств городу не был проведён ремонт антенн. Поэтому «Селена ТВ» не могла быстро их привести в порядок без дополнительного финансирования со стороны города. Фирма обслуживала Букино, Депо, Третий микрорайон, Центральный (кроме домов Спецжелезобетонстроя), часть домов по Мирной, Крупской, Кольцевой, Красную Поляну, Луговую и Южный.

В 90-е годы у многих появились домашние видеомагнитофоны. В 1995 году в помещении «Селены-ТВ» открылся клуб видеолюбителей. Вступив в него, можно было, не покупая видеокассет, смотреть новые видеофильмы, мультфильмы, шедевры отечественного и зарубежного кинематографа.

В 1996 году «Селену-ТВ» возглавил Юрий Васильевич Пащенков. В штате организации в начале года было почти 20 человек (рабочие и инженеры). Так как оборудование постоянно усложнялось, было решено направить сотрудников на обучение в «Останкино». «Тарелки», которые устанавливали сотрудники фирмы на балконах, в то время принимали 13 телеканалов, даже из Саудовской Аравии. Стоило это примерно 600 долларов за установку «под ключ» и годовую гарантию. Так как в 90-е годы чехарда была и на Центральном ТВ, приходилось часто перенастраивать усилители, потому что телесигнал ни с того, ни с сего то усиливался, то ослаблялся. В 1996 году собственные сети были проложены по Центральному, Третьему микрорайонам и Букино. Рядом работал театр «Камерная сцена», а «Селена-ТВ» показывала их спектакли.

В 1997 году по решению Администрации города с целью улучшения обслуживания населения были созданы ещё две организации. В результате ЛПТО ГХ стало обслуживать Луговую и Птицефабрику, ООО «Телемост» - Москвич и Красную Поляну, а ООО «Селена-ТВ» - все остальные микрорайоны.

За это время «Селена-ТВ» провела реконструкцию антенного хозяйства в Букино и Центральном микрорайоне, затем в Сельхозтехнике. В результате к 1999 году многие лобненцы стали смотреть не 6 каналов, а 10. К сожалению, кабель был небольшим, поэтому кабельное ТВ можно было увидеть не всем. Показывали 15-минутную рекламу и программу «Акцент», которую делала ТРК «Лобня».

Осенью 2005 года «Селена-ТВ» провела кабель в Луговую. У луговчан появилось кабельное ТВ.

К 2007 году развитие «Селены-ТВ» шло по нескольким направлениям. Во-первых, эксплуатация городской мультисервисной кабельной сети, во-вторых, предоставление услуг по трансляции эфирного и спутникового телевидения (18 каналов плюс цифровое ТВ), доступу в Интернет. Было зарегистрировано 3 тыс. абонентов. Фирма (12 сотрудников) вела строительство кабельных сетей, узлов передачи данных и систем коллективного приёма ТВ, занималась установкой индивидуальных эфирных и спутниковых антенн. «Селена-ТВ» первой в городе перешла на цифровое телевидение и одной из первых в области.

ООО «Селена-ТВ» - участница городских социальных программ. Её специалисты производили монтаж телеантенн и обеспечение доступа в Интернет в муниципальных учебных заведениях, подключение к Интернету больницы и аптек, информационное обеспечение спортивных мероприятий, проводимых во Дворце спорта.

«ЛОБЕЛЕК»

Это предприятие связи было создано в августе 1990 года. Возглавил его Сергей Александрович Свиридов. Название означает Лобненские электронные коммуникации. Главными направлениями деятельности являются предоставление услуг в области информационных технологий, сервисное обслуживание компьютерной техники, подключение к городской компьютерной сети, Интернету.

В 1990-1994 годах специалисты фирмы работали над созданием баз данных муниципальных служб: отдела учёта и распределения жилой площади, Центра занятости населения и других. Компьютеризировали ряд городских школ.

С 1992 года в «Лобелеке» действовал городской региональный узел сети «РЕЛКОМ» с выходом в сеть Euronet и Интернет. Его создание ознаменовало начало новой эпохи в городе – сетевого обмена информацией – и обеспечило доступ городских служб к электронной почте.

В 1992-1996 годах «Лобелек» обеспечивал электронный обмен данными в рамках международного научного проекта SeaWiFS, участниками которого были научные подразделения NASA и лаборатория оптики океана Института океанологии РАН.

В 1994 году на базе «Лобелека» был организован отдел информационных технологий Администрации, в который перешла часть высококвалифицированных специалистов. С этого времени «Лобелек» обеспечивал техническую работу электронного канала связи с сетью Администрации Московской области.

В 2000 году совместно с отделом информационных технологий создали официальную WEB-страницу Администрации города Лобня, которая была размещена на городском WEB-сервере.

«Лобелек» участвовал в создании информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях для Главного управления по делам ГО и ЧС Московской области.

В 2000 году в Лобне пользователи ПК подключались к

Наши рекомендации