Сущность и правовая природа судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений
Производство из публичных правоотношений – это институт гражданско-процессуального права, который представляет собой совокупность гражданско-процессуальных норм, регулирующих порядок рассмотрения и разрешения юридических дел, которые возникают из публичных правоотношений.
Термин “производство по делам, возникающих из публичных правоотношений” носит обобщающий характер. Предметом разбирательства в данном случае являются дела, которые вытекают из конституционного, финансового, бюджетного, налогового, земельного, административного и т.д., т.е. их таких правоотношений, где субъекты связаны между собой отношением власти и подчинения (вертикальные отношения). Следует заметить, что это неравенство наблюдается только в материальных правоотношениях. Когда эти субъекты в суде, то они являются равноправными полностью субъектами.
В теории возникает вопрос о наличии спора о праве в данном виде судопроизводства:
1. одни авторы считают, что в данном виде судопроизводства суду отведена специфическая роль, т.е. у суда функция не разрешения спора о праве, а функция осуществления судебного контроля за законностью деятельности органов государственного управления (М. К. Треушников);
2. другая группа авторов считают, в данном случае есть спор о праве, и суд его разрешает, но только этот спор не о “гражданском праве”, а об административном. Данная группа авторов предлагают называть заявления “административный иск” либо “публичный иск”.
Правовая природа норм, которые регулируют порядок в данной категории дел:
1. гражданско-процессуальные нормы, которые содержатся в ГПК, так как данный вид является одним из видов гражданского судопроизводства; следовательно, регулируется гражданско-процессуальными нормами;
2. административно-процессуальные номы, так как правовая природа всех процессуальных норм определяется спецификой в данном случае материальных правоотношений, поэтому суд применяет нормы конституционного, административного, финансового, земельного, валютного и т.д. права. Следовательно, мы можем говорить о существовании так называемого “административного процесса”.
Данные категории дел рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями Гл.гл. 23-26 ГПК РФ и других ФЗ".
Особенности всех категорий дел:
1. возбуждается путём подачи заявления заинтересованного лица
В данном заявлении должно быть указано, какие именно действия (бездействия), решения органов государственной власти должны быть признаны незаконными и какие конкретно права гражданина или организации они нарушают.
2. лица, которые участвуют в деле, именуются “заявитель” и “заинтересованные лица”;
3. сроки на подачу заявления в суд;
Напр., по делам об оспаривании действия (бездействия), решения органов государственной власти и должностных лиц – 3 месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав;
4. особенности родовой и территориальной подсудности (ч. 6 ст. 259, ст.ст.24, 26, 27 ГПК);
5. если до возбуждения производства по делу судья установит наличие спора о праве (гражданском), то заявление оставляется без движения и заявителю разъясняется необходимость оформления искового заявления (ч. 3 ст. 247 ГПК);
Если при этом нарушаются правила подсудности, то заявление подлежит возвращению.
Если спор о праве обнаруживается после возбуждения производства по делу, следует действовать по аналогии закона (ч. 4 ст. 1 ГПК); ч. 3 ст. 263 ГПК (регулирует сходную ситуацию в особом производстве), то заявление оставляется без рассмотрения;
6. дела данной категории дел рассмотриваются судьёй единолично
Исключение – ст. 260.1 ГПК (при расформировании комиссии референдума).
Не применяются правила по заочному производству.
Суд не связан доводами требований в заявлении.
7. сокращённые сроки рассмотрения дел:
1) дела об оспаривании нормативно-правовых актов – 1 месяц со дня поступления заявления (ч. 2 ст. 252 ГПК);
2) заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) органов управления, должностных лиц – 10 дней со дня подачи заявления (ч. 1 ст. 257 ГПК);
3) дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме (ч. 6-11 ст. 260 ГПК);
8. суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа управления; в случае неявки указанного лица, оно может быть подвергнуто штрафу до 1 тыс. руб. (ч. 4 ст. 246 ГПК);
9. распределение обязанностей по доказыванию;
На органы государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих ложится обязанность доказать законность обжалуемых действий или решений. Гражданин или организация освобождены от обязанности доказывания незаконности действий или решений, но они обязаны доказать факт нарушения своих прав ибо свобод.
Суд по своей инициативе может истребовать необходимые доказательства с целью правильного разрешения дела (ст. 249 ГПК), т.е. роль суда в данном судопроизводстве более активная, чем в исковом
10. распорядительные действия лиц, участвующих в деле;
Спорный вопрос:
1) Треушников, Ярков и другие авторы считают, что они не могут заключить мировое соглашение, отказаться от иска, признать иск, подать встречное заявление;
Но напр., ч. 3 ст. 252 ГПК по делам об оспаривании НПА: отказ заявителя не влечёт за собой прекращения производства по делу; и признание требования органом или должностным лицом, которые приняли оспариваемый акт, для суда не обязательно.
2) М. С. Шакарян, наоборот, считает, что распорядительные действия лиц, участвующих в деле, не только возможны, но даже и необходимы.