Тема 6: «Анализ производства и реализации продукции»

1. Задачи и источники информации

2. Анализ динамики и выполнения плана

3. Анализ ассортимента и структуры

4. Анализ качества и ритмичности

5. Резервы увеличения выпуска продукции

1.Объем производства и объем реализации продукции – это взаимосвязанные показатели, если на рынке существует спрос на товар, то предприятие стремится увеличить объем производства. В общем виде предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, который можно (продать) реально реализовать. Рост объема производства и реализации влияют на величину издержек, на прибыль и рентабельность, поэтому в анализе производства и реализации задачи:

1. определение степени выполнения плана и динамики этих показателей

2. определение влияния факторов на величины этих показателей

3. выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по их освоению

Источники для анализа :

бизнес-план, оперативная отчетность, отчет о прибылях и убытках, ведомость № 16.

Практическая работа

Задание 1. Установить эл.спроса на изделия А, В, С на внутреннем рынке и на внешнем отдельно.

Изделие А. Эл.cпроса по годам внутренний рынок

Год (период) Цена в тыс.руб. Объем спроса шт. Темп прироста % Коэн. Эл. спроса Затраты Выручка Приб
цены объем спроса
Изделие А
4,6 - - -
4,8 4,3
4,1 2,44
Изделие В
5,5 - - -
5,8 5,4 0,9 0,16
6,1 5,1 0,9 0,17
Изделие С
6,5 - - -
6,7 2,5 0,83
12,1 3,025

Изделие А

Темп прироста цены %:

4,8 : 4,6 х 100 % = 104,3

5 : 4,8 х 100 % = 104,1

Темп прироста объема спроса:

5000 : 5000 х 100 % = 100

4500 : 5000 х 100 % = 90

Коэффициент эл.спроса:

10 : 4,1 = 2,44

Выручка:

4,6 х 5000 = 23000

4,8 х 5000 = 24000

5 х 4500 = 22500

Затраты = (себестоимость х кол-во) или (выручка - прибыль)

4 х 5000 = 20000

4,2 х 5000 = 21000

4,4 х 4500 = 19800

Практическая работа по теме:

«Приемы и методы анализа»

Задание 1.

Выполнить вертикальный анализ товарной продукции, оформить диаграмму за 2002 и 2003 гг. Сделать выводы. Расчеты оформить таблицей.



Изд. Товарная продукция Отклонение в %
xxx2 год xxx3 год
млн.руб. % млн.руб. %
А 65,7 47,6 - 18,1
В 21,1 45,2 24,1
С 13,2 7,2 - 6
Всего 100% 100%  

% А= 50 : 76 х 100 = 65,7

% В= 16 : 76 х 100 = 21,1

% С= 10 : 76 х 100 = 13,2

С=13,2. В=45,2

       
  Тема 6: «Анализ производства и реализации продукции» - student2.ru   Тема 6: «Анализ производства и реализации продукции» - student2.ru

Тема 6: «Анализ производства и реализации продукции» - student2.ru Тема 6: «Анализ производства и реализации продукции» - student2.ru В=21,1. С=7,2

 
  Тема 6: «Анализ производства и реализации продукции» - student2.ru

Тема 6: «Анализ производства и реализации продукции» - student2.ru

А=65,7. А= 47,6

ххх2 год ххх3 год

ВЫВОД: в 2003 году в товарной продукции изд. В вытеснило значительно изд.А и изд.С. Отклонения по изд.В + 24,1%, это соответствует структурному сдвигу по А+С ( - 18,1 + (-6)) = -24,1

Задание 2.

Определить влияние изменения численности рабочих и их среднегодовой выработки на годовой выпуск товарной продукции,

если плановая численность рабочих 900 человек, а фактически 870,

плановая среднегодовая выработка 1-го рабочего 45000 руб, а фактически 58000 руб, сделать выводы.

Показатели План Факт Отклонения
Объем продукции 40,5 50,46 + 9,96
Численность рабочих - 30
Средняя выработка + 13000

Объем продаж = 900 х 45000 = 40,5 млн.руб.

Объем продаж = 870 х 58000 = 50,46 млн.руб.

Объем продаж = 900 х 45000 = 40,5

Объем продаж = 870 х 45000 = 39,15

- 1,35

Объем продаж = 870 х 58000 = 50,46

11,31

Баланс: + 11,31

- 1,35 = 9,96 млн.руб.

       
    Тема 6: «Анализ производства и реализации продукции» - student2.ru
 
Объекты анализа
 

Структура производства и реализации продукции
Тема 6: «Анализ производства и реализации продукции» - student2.ru Объекты анализа

     
  Тема 6: «Анализ производства и реализации продукции» - student2.ru
 
  Тема 6: «Анализ производства и реализации продукции» - student2.ru

Источники информации:

1) ведомость № 16 из бухучета

2) бизнес-план

3) форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

Производство и реализация выражается в натуральных единицах, условно-натуральных, трудовых и денежных.

Показатели:

Валовая продукция- это вся произведенная, включая незавершенку.

Товарная продукция – предназначена к продаже.

Реализованная – та, за которую получены деньги, или та, по которой платежные документы предоставляются в банк на инкассо.

При анализе в 1-ую очередь устанавливают динамику производства и реализации в сопоставимых ценах.

Динамика производства и реализация продукции

в сопоставимых ценах.

Год Объем пр-ва в тыс.руб. Темпы роста Объем реализации в тыс.руб. Темпы роста
Базисный Цепной Базисный Цепной
       
       
       
       
       

График динамики производства и реализации

по данным базисного расчет

ВП – производство продукции

РП – реализация продукции

Вывод: из графика видно, что за второй год темпы роста реализации, темпы роста выпуска – остатки на складе товаров уменьшились. В дальнейшем темпы роста реализации снизились по сравнению с темпами роста производства – это приведет к увеличению остатков не реализованной продукции, не поступлению денег от покупателей, дефицит денежной массы включаемой в оборот в дальнейшем – это простое производство, не выплаты заработной платы и снижение жизненного уровня. Действия аналитика, предупреждающие возникновение ситуаций - подробная информация менеджеру компании, который в свою очередь на базе этой информации ищет рынки сбыта товаров, новых партнеров по бизнесу, увеличение конкурентоспособности продукции и т.п. др. серьезные решения в развитии компании.

2. Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции

Реализация продукции тесно связана с выполнением договорных обязательств по поставкам (отгрузке) продукции. Недовыполнение плана по отгрузке оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплаты штрафных санкций, далее потеря рынков сбыта и спад производства.

Анализ выполнения договорных обязательств

Изделие Потребитель План поставки по договорам Фактически отгружено Недопоставка продукции Зачетный объем в пределах плана
А -
-50
-
В -
-150
Итого   -200

По данной таблице необходимо выяснить причины недовыполнения плана и выбрать соответствующие меры, направленные на выполнение плана по отгрузке. Показатель выполнения договорных обязательств – коэффициент (%) рассчитывается путем деления разности между плановым объемомотгрузки по договорным обязательствам и его недовыполнение на плановый объем.

3900-200

К= 3900 = 95 %

3.Большое влияние на результат хозяйственной деятельности оказывает номенклатура и ассортимент продукции при формировании ассортимента необходимо учитывать следующие факторы:

- спрос на данный вид товара

- наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, финансовых и других ресурсов.

зачтенного в выполнение плана по ассортименту
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции производится с помощью коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции

на общий плановый выпуск продукции.

В этом случае продукция изготовленная сверх плана или непредусмотренная планом не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.

Выполнение плана по ассортименту продукции

Изделие Объем производства продукции в плановых ценах тыс.руб % выполнения плана Объем продукции, зачтенных в выполнение плана по ассортименту тыс.руб.
план факт
А 87,5
В
С 115,5
Д
Итого

25200

% А= 28800 х 100% = 87,5

33264

% В= 33600 х 100% = 99

22176

% С= 19200 х 100% = 115,5

20160

% Д= 14400 х 100% = 140

100800

Итого % = 96000 х 100% = 105

Коэффициент выполнения плана 92064

по ассортименту = 96000 х 100 % = 95,9

Предприятие выпускает определенный вид запланированных товаров, обеспечивает выполнение плана по структуре продукции. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:

- на объем выпуска в денежной оценке

- на материалоемкость

- на себестоимость

- на прибыль

- на рентабельность

Если преимущественно выпускать более дорогую продукцию, то объем выпуска в денежном выражении возрастает, но уменьшается доля низко рентабельной продукции, возможно социально-значимых. Это ненужно обществу.

Анализ структуры производства продукции

Изделие Оптовая цена за 1 шт. Объем производства в тыс.руб Структура продукции в % Стоимость выпущенной продукции в ценах плана в тыс.руб.
план факт план факт план Факт
 
А 30,6    
В 34,9 33,7    
С 17,2 19,3    
Д 11,9 16,4    
Итого    

Вывод: предприятие ориентировано на выпуск дешевой продукции.

Наши рекомендации