Тема 6: «Анализ производства и реализации продукции»
1. Задачи и источники информации
2. Анализ динамики и выполнения плана
3. Анализ ассортимента и структуры
4. Анализ качества и ритмичности
5. Резервы увеличения выпуска продукции
1.Объем производства и объем реализации продукции – это взаимосвязанные показатели, если на рынке существует спрос на товар, то предприятие стремится увеличить объем производства. В общем виде предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, который можно (продать) реально реализовать. Рост объема производства и реализации влияют на величину издержек, на прибыль и рентабельность, поэтому в анализе производства и реализации задачи:
1. определение степени выполнения плана и динамики этих показателей
2. определение влияния факторов на величины этих показателей
3. выявление внутренних резервов и разработка мероприятий по их освоению
Источники для анализа :
бизнес-план, оперативная отчетность, отчет о прибылях и убытках, ведомость № 16.
Практическая работа
Задание 1. Установить эл.спроса на изделия А, В, С на внутреннем рынке и на внешнем отдельно.
Изделие А. Эл.cпроса по годам внутренний рынок
Год (период) | Цена в тыс.руб. | Объем спроса шт. | Темп прироста % | Коэн. Эл. спроса | Затраты | Выручка | Приб | |
цены | объем спроса | |||||||
Изделие А | ||||||||
4,6 | - | - | - | |||||
4,8 | 4,3 | |||||||
4,1 | 2,44 | |||||||
Изделие В | ||||||||
5,5 | - | - | - | |||||
5,8 | 5,4 | 0,9 | 0,16 | |||||
6,1 | 5,1 | 0,9 | 0,17 | |||||
Изделие С | ||||||||
6,5 | - | - | - | |||||
6,7 | 2,5 | 0,83 | ||||||
12,1 | 3,025 |
Изделие А
Темп прироста цены %:
4,8 : 4,6 х 100 % = 104,3
5 : 4,8 х 100 % = 104,1
Темп прироста объема спроса:
5000 : 5000 х 100 % = 100
4500 : 5000 х 100 % = 90
Коэффициент эл.спроса:
10 : 4,1 = 2,44
Выручка:
4,6 х 5000 = 23000
4,8 х 5000 = 24000
5 х 4500 = 22500
Затраты = (себестоимость х кол-во) или (выручка - прибыль)
4 х 5000 = 20000
4,2 х 5000 = 21000
4,4 х 4500 = 19800
Практическая работа по теме:
«Приемы и методы анализа»
Задание 1.
Выполнить вертикальный анализ товарной продукции, оформить диаграмму за 2002 и 2003 гг. Сделать выводы. Расчеты оформить таблицей.
Изд. | Товарная продукция | Отклонение в % | |||
xxx2 год | xxx3 год | ||||
млн.руб. | % | млн.руб. | % | ||
А | 65,7 | 47,6 | - 18,1 | ||
В | 21,1 | 45,2 | 24,1 | ||
С | 13,2 | 7,2 | - 6 | ||
Всего | 100% | 100% |
% А= 50 : 76 х 100 = 65,7
% В= 16 : 76 х 100 = 21,1
% С= 10 : 76 х 100 = 13,2
С=13,2. В=45,2
В=21,1. С=7,2
А=65,7. А= 47,6
ххх2 год ххх3 год
ВЫВОД: в 2003 году в товарной продукции изд. В вытеснило значительно изд.А и изд.С. Отклонения по изд.В + 24,1%, это соответствует структурному сдвигу по А+С ( - 18,1 + (-6)) = -24,1
Задание 2.
Определить влияние изменения численности рабочих и их среднегодовой выработки на годовой выпуск товарной продукции,
если плановая численность рабочих 900 человек, а фактически 870,
плановая среднегодовая выработка 1-го рабочего 45000 руб, а фактически 58000 руб, сделать выводы.
Показатели | План | Факт | Отклонения |
Объем продукции | 40,5 | 50,46 | + 9,96 |
Численность рабочих | - 30 | ||
Средняя выработка | + 13000 |
Объем продаж = 900 х 45000 = 40,5 млн.руб.
Объем продаж = 870 х 58000 = 50,46 млн.руб.
Объем продаж = 900 х 45000 = 40,5
Объем продаж = 870 х 45000 = 39,15
- 1,35
Объем продаж = 870 х 58000 = 50,46
11,31
Баланс: + 11,31
- 1,35 = 9,96 млн.руб.
| |||
|
Источники информации:
1) ведомость № 16 из бухучета
2) бизнес-план
3) форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
Производство и реализация выражается в натуральных единицах, условно-натуральных, трудовых и денежных.
Показатели:
Валовая продукция- это вся произведенная, включая незавершенку.
Товарная продукция – предназначена к продаже.
Реализованная – та, за которую получены деньги, или та, по которой платежные документы предоставляются в банк на инкассо.
При анализе в 1-ую очередь устанавливают динамику производства и реализации в сопоставимых ценах.
Динамика производства и реализация продукции
в сопоставимых ценах.
Год | Объем пр-ва в тыс.руб. | Темпы роста | Объем реализации в тыс.руб. | Темпы роста | ||
Базисный | Цепной | Базисный | Цепной | |||
График динамики производства и реализации
по данным базисного расчет
ВП – производство продукции
РП – реализация продукции
Вывод: из графика видно, что за второй год темпы роста реализации, темпы роста выпуска – остатки на складе товаров уменьшились. В дальнейшем темпы роста реализации снизились по сравнению с темпами роста производства – это приведет к увеличению остатков не реализованной продукции, не поступлению денег от покупателей, дефицит денежной массы включаемой в оборот в дальнейшем – это простое производство, не выплаты заработной платы и снижение жизненного уровня. Действия аналитика, предупреждающие возникновение ситуаций - подробная информация менеджеру компании, который в свою очередь на базе этой информации ищет рынки сбыта товаров, новых партнеров по бизнесу, увеличение конкурентоспособности продукции и т.п. др. серьезные решения в развитии компании.
2. Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции
Реализация продукции тесно связана с выполнением договорных обязательств по поставкам (отгрузке) продукции. Недовыполнение плана по отгрузке оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплаты штрафных санкций, далее потеря рынков сбыта и спад производства.
Анализ выполнения договорных обязательств
Изделие | Потребитель | План поставки по договорам | Фактически отгружено | Недопоставка продукции | Зачетный объем в пределах плана |
А | - | ||||
-50 | |||||
- | |||||
В | - | ||||
-150 | |||||
Итого | -200 |
По данной таблице необходимо выяснить причины недовыполнения плана и выбрать соответствующие меры, направленные на выполнение плана по отгрузке. Показатель выполнения договорных обязательств – коэффициент (%) рассчитывается путем деления разности между плановым объемомотгрузки по договорным обязательствам и его недовыполнение на плановый объем.
3900-200
К= 3900 = 95 %
3.Большое влияние на результат хозяйственной деятельности оказывает номенклатура и ассортимент продукции при формировании ассортимента необходимо учитывать следующие факторы:
- спрос на данный вид товара
- наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, финансовых и других ресурсов.
|
на общий плановый выпуск продукции.
В этом случае продукция изготовленная сверх плана или непредусмотренная планом не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.
Выполнение плана по ассортименту продукции
Изделие | Объем производства продукции в плановых ценах тыс.руб | % выполнения плана | Объем продукции, зачтенных в выполнение плана по ассортименту тыс.руб. | |
план | факт | |||
А | 87,5 | |||
В | ||||
С | 115,5 | |||
Д | ||||
Итого |
25200
% А= 28800 х 100% = 87,5
33264
% В= 33600 х 100% = 99
22176
% С= 19200 х 100% = 115,5
20160
% Д= 14400 х 100% = 140
100800
Итого % = 96000 х 100% = 105
Коэффициент выполнения плана 92064
по ассортименту = 96000 х 100 % = 95,9
Предприятие выпускает определенный вид запланированных товаров, обеспечивает выполнение плана по структуре продукции. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели:
- на объем выпуска в денежной оценке
- на материалоемкость
- на себестоимость
- на прибыль
- на рентабельность
Если преимущественно выпускать более дорогую продукцию, то объем выпуска в денежном выражении возрастает, но уменьшается доля низко рентабельной продукции, возможно социально-значимых. Это ненужно обществу.
Анализ структуры производства продукции
Изделие | Оптовая цена за 1 шт. | Объем производства в тыс.руб | Структура продукции в % | Стоимость выпущенной продукции в ценах плана в тыс.руб. | |||
план | факт | план | факт | план | Факт | ||
А | 30,6 | ||||||
В | 34,9 | 33,7 | |||||
С | 17,2 | 19,3 | |||||
Д | 11,9 | 16,4 | |||||
Итого |
Вывод: предприятие ориентировано на выпуск дешевой продукции.