Анализ производства с помощью диаграммы эджворта
Лекция 14
Тема: анализ общего равновесия и эффективность
В.1. анализ частичного равновесия в сравнении с анализом общего равновесия
Анализ частичного равновесия определяет равновесную цену и объемы обращающегося товара на одном рынке. Он не затрагивает влияние изменения цены на этом рынке на равновесную цены и объемы на других рынках.
Анализ общего равновесия прослеживает воздействие изменения спроса или предложения на одном рынке на равновесные цены и объемы на всех рынках. При использовании этого анализа могут быть рассмотрены долгосрочные эффекты обратной связи (дальнейшие изменения цен и объемов товаров и услуг на данном рынке, полученные в результате вызванных событиями на нем изменений цен на взаимосвязанных с ним рынках).
Пример 1. Повышение цен на сырую нефть
1.Первоначальное равновесие на рынке сырой нефти наблюдается в т.Е (Q;P). Уменьшение предложения сырой нефти с S до S′ увеличивает ее цену с P до P1, при этом объем спроса уменьшается с Q до Q1 млн. баррелей в день. Анализ общего равновесия позволяет проследить как изменения, происходящие на рынке сырой нефти, могут повлиять на равновесные состояния цен и объемов продукции на других рынках. После чего можно выделить эффекты обратной связи на сходном рынке.
2.Сырая нефть – это ресурс для производства многих товаров и услуг. Повышение ее цены увеличит издержки производства этих благ. Следовательно, их предложение снизиться, а цены возрастут. Например, на рынке бензина предложение снизилось с S до S′, а цена на бензин увеличилась с P до P′. Объем спроса сократился с Q до Q′ млн. литров в день.
3.Проследим воздействие повышения цены на сырую нефть на рынки ее товаров-субститутов. Для примера возьмем рынок угля. Спрос на уголь возрастет с D до D′, цена угля увеличится с P до P′, а объем предложения изменится с Q до Q′ млн. тонн в день.
4.В результате всего вышеизложенного сократится спрос на товары, дополняющие те, чьи цены возросли в результате исходного увеличения цен на нефть. Повышение цены бензина приведет к снижению спроса на автомобили с D до D′, цена упадет с P до P′, а объем предложения сокращается с Q до Q′ млн. штук в год.
Эффект обратной связи:уменьшение объемов спроса на бензин и другие товары, производимые из нефти, способствуют снижению спроса на сырую нефть. С другой стороны, рост цен на товары-заменители, способствуют повышению спроса на сырую нефть. Эти эффекты обратной связи могут вызвать как падение, так и повышение спроса на нефть. Если предположить, что факторы, уменьшающие спрос на нефть перевешивают факторы, увеличивающие спрос на нее, то можно сделать вывод, что в долгосрочном периоде спрос на нефть упадет с D до D′, а цена на нее сократиться P1 до P′. Объем предложения при этой цене составляет Q′ млн. баррелей в день.
Общее равновесиеимеет место тогда, когда цены прореагировали на исходное изменение спроса или предложения таким образом, что объемы спроса равны объемам предложения на всех рынках. Тенденций к изменениям нет ни на одном рынке.
В.2. Общее равновесие и эффективность
Эффективностьдостигается тогда, когда ресурсы распределяются таким образом, чтобы позволить получить максимально возможный чистый выигрыш от их использования.
Распределение ресурсов в экономике, взятой как целое, будет эффективным, когда ресурсы в течение данного периода времени используются, таким образом, который делает невозможным увеличение благосостояния одного лица без причинения вреда благосостоянию другого. Распределение ресурсов, удовлетворяющее этому критерию, называют распределением, «оптимальным по Парето».
Пример 2. Плохое управление предприятием (потери в производстве)
При данных ресурсах и технологии чем больше производится одного товара, тем менее в данный момент доступны другие товары. Результаты рыночных операций могут быть оценены путем сравнения итогового распределения ресурсов с эффективным распределением.
Анализ:упрощенный «двухмерный» анализ общего равновесия.
Итоговые данные: два товара (продукты питания [F] и одежда [C]), два фактора производства (труд [L] и капитал [К]). Количество труда и капитала фиксированная величина.
Ресурсное ограничение
Совокупный объем услуг факторов производства, доступный в день, есть ресурсное ограничение.
Рынок факторов производства является совершенно конкурентным, это обеспечивает ежедневное равенство объемов спроса и предложения. Единственный источник личного дохода – поступления от продажи услуг труда и капитала. Совокупный объем трудовых услуг данного качества составляет 10000 чел.-часов в день, совокупный объем капитала – 5000 маш.-часов вдень.
Ресурсное ограничениеможно записать как:
L = Lf + Lc = 10000 час/день
K = Kf + Kc = 5000 час/день
Анализ производства с помощью диаграммы Эджворта
Объемы продуктов и одежды, которые могут быть произведены при наличном предложении труда и капитала, зависят от технологии. Производственная функция показывает то максимальное количество товара, которое может быть произведено при любой данной комбинации человеко- и машино-часов в день.
Диаграмма Эджворта – прямоугольник, чьи стороны представляют объемы ресурсов, имеющихся в распоряжении для производства двух товаров.
Каждая точка на диаграмме Эджворта соответствует варианту распределения наличного количества труда и капитала для производства двух товаров. Длина прямоугольника представляет 10000 чел.-час., которые могут быть использованы для производства в день, а ширина представляет 5000 маш.-час., имеющихся в распоряжении в день. От нулевой точки в левом нижнем углу откладывается количество труда и капитала, используемые в производстве продуктов питания, а от нуля со штрихом в правом верхнем углу откладывается количество труда и капитала, используемые в производстве одежды.
В т.А для производства продуктов питания ежедневно используется 7500 чел.-час. и 3000 маш.-час. Все, что не используется для производства продуктов, используется для производства одежды. Поскольку общее количество труда равно 10000 чел.-час., их количество, идущее на производство одежды составит 10000-7500 = 2500 чел.-часов. Аналогично, для производства одежды используется 2000 маш.-часов. Производственные функции могут быть использованы для того, чтобы определить объемы выпуска двух товаров. Через любую точку на диаграмме можно провести изокванту, объем выпуска, которой будет соответствовать определенному количеству одежды и
продуктов, которые могут быть получены при определенных затратах труда и капитала.