Анализ использования оборудования. Три направления анализа:
Три направления анализа:
1. Наличие парка машин и степень их вовлечения в производственный процесс.
2. Анализ использования станочного фонда времени.
3. Анализ использования оборудования по мощности в единицу времени.
9.3. Анализ влияния эффективности использования основных фондов
на основные показатели деятельности предприятия
Эффективное использование основных фондов влияет на прибыль, затраты, время. Анализ факторов (подробнее см. Барнгольц «Экономический анализ хозяйственной деятельности промышленности»):
,
где – структура продукции (отношение товарной продукции к нормативно-чистой продукции);
– структура фондов (отношение активной части к среднегодовой стоимости основных промышленно-производственных фондов);
– показатель, обратный средней стоимости единицы установленного оборудования (отношение активной части основных фондов к количеству установленных машин и оборудования);
– коэффициент сменности (отношение числа отработанных станко-смен к количеству установленных машин и оборудования);
– продолжительность смены (отношение отработанных станко-часов к отработанным станко-сменам);
– производительность работы оборудования (отношение объема нормативно-чистой продукции к отработанным станко-часам);
– среднегодовая стоимость основных промышленно-производственных фондов.
Фондорентабельность – самый обобщающий показатель, зависит от фондоотдачи и рентабельности продукции – отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных промышленно-производственных фондов.
10. Анализ трудовых ресурсов
10.1. Система трудовых показателей
Показатели наличия рабочей силы: количество работников (среднесписочная численность, несписочный состав), состав рабочей силы (непроизводственный и промышленно-производственный персонал, который делится на рабочих и служащих, которые, в свою очередь, делятся на руководителей и специалистов).
Показатели использования рабочей силы по времени: число отработанных дней, число отработанных часов, среднее количество дней, отработанных 1 работником, коэффициент сменности, средняя продолжительность рабочего дня.
Показатели эффективности использования рабочей силы: выработка за час, день, работающего, работника, трудоемкость.
Информационная база – данные отдела кадров, данные по оплате труда, данные по выработке.
10.2. Общая схема анализа трудовых ресурсов
Анализ рабочей силы – анализ обеспеченности, состава, подготовки рабочей силы (квалификация), анализ состава по профессиям, категориям
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов:
- экстенсивное: использование рабочего времени;
- интенсивное: среднегодовая выработка детализируется: наличие (численность), структура, средняя часовая выработка, количество дней, количество смен, …
Анализ оплаты труда.
10.3. Оценка динамики трудовых ресурсов
Составляется аналитическая таблица с данными по трудовым ресурсам. По ним рассчитывают темпы изменений, абсолютные и относительные величины, после чего определяют расчетную численность работников на следующий год с учетом достигнутой производительности труда.
Модель для расчета влияния факторов: объем продукции равен численности работников, умноженной на производительность труда.
10.4. Анализ состава рабочей силы
1. Оценка соответствия квалификации сложности выполняемых работ, для чего рассчитывают средний тарифный разряд рабочих и средний тарифный разряд работ. Превышение второго показателя над первым может привести к некачественному выпуску продукции.
2. Оценка соответствия административно-управленческого персонала занимаемым должностям. Здесь рассматриваются вопросы подбора кадров и повышения квалификации.
3. Оценка квалифицированного уровня и состава работников по возрасту, стажу работы, образования.
10.5. Анализ движения рабочей силы
При этом рассчитываются следующие коэффициенты.
Коэффициент оборота по приему – отношение количества принятого персонала к среднесписочной численности.
Коэффициент оборота по выбытию – отношение количества уволившихся к среднесписочной численности.
Текучесть кадров – отношение количества уволившихся по собственному желанию или за нарушение трудовой дисциплины к среднесписочной численности.
Коэффициент постоянства состава – отношение количества проработанного времени к среднесписочной численности.
10.6. Анализ производительности труда
Существуют прямые (продукция в единицу времени или на 1 рабочего) и обратные (количество времени на единицу продукции) показатели производительности труда.
Выработка рассчитывается часовая, дневная, месячная и годовая. При этом используется натуральная, условно-натуральная (на предприятиях, выпускающих 1 вид продукции или на отдельных производственных участках) и стоимостная оценка.
Основные факторы, влияющие на производительность труда:
- изменения в структуре кадров: дни, отработанные одним рабочим, продолжительность рабочего дня, среднечасовая выработка рабочего;
- изменения в структуре продукции;
- экстенсивные факторы, связанные с использованием рабочего времени;
- интенсивные факторы (например, введение новой техники, которая увеличивает производительность труда).
Все факторы делятся на зависящие от предприятия (использование рабочего времени, структура предприятия, …) и независящие от него (сдвиги в структуре продукции, изменения в поставках, отпуска, …).
11. Анализ обеспеченности предприятия
материальными ресурсами
и эффективности их использования
11.1. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами
Необходимо оценить снабженческую деятельность и закупки материалов, изучить источники поставок, исполнение договоров, план снабжения предприятия материалами (насколько рационален и соответствует потребностям), достаточность ресурсов для бесперебойной работы предприятия (нормы запасов материальных ресурсов).
Существует три основных составляющих запасов: текущий запас, страховой (гарантийный) запас и технологический запас, который определяется как отношение остатка материала к среднедневному расходу материала в производство.
11.2. Модели управления запасами
Модели помогают ответить на вопросы: когда заказывать новые изделия и сколько их необходимо заказать. Здесь следует принимать во внимание:
- спрос (потребность предприятия);
- время выполнения заказа;
- дефицит;
- расходы на хранение (аренда, освещение, обогрев, зарплата, …);
- расходы на подготовку заказа (расходы на транспорт, административные расходы, …);
- затраты вследствие дефицита запасов.
Пример. Устойчивая потребность предприятия составляет 50 кг сырья в месяц, его цена – 6 рублей за 1 кг, затраты на хранение единицы сырья составляют 20% от его стоимости, затраты на подготовку 1 партии заказа – 10 рублей. Рассчитаем, что выгоднее: поставки дважды в месяц по 25 кг или 1 раз в месяц по 50 кг.
Дважды в месяц по 25 кг | Один раз в месяц по 50 кг |
Затраты на приобретение – произведение месячной потребности, цены и 12 (годовая потребность в стоимостном выражении) | |
50*12*6 = 3600 (руб.) | 50*12*6 = 3600 (руб.) |
Расходы на хранение – 20% от стоимости хранимых запасов | |
(руб.) | (руб.) |
Расходы на подготовку заказа – произведение стоимости одного заказа и отношения годовой потребности к величине 1 заказа (в кг) | |
(руб.) | (руб.) |
Общие затраты - сумма вышеперечисленных затрат | |
3 600 + 15 + 240 = 3855 (руб.) | 3 600 + 30 + 120 = 3750 (руб.) |
Из этих двух вариантов выгоднее второй.
Оптимальный размер партии можно вычислить по формуле:
,
где V – потребность в периоде,
П – стоимость подготовки заказа,
Х – стоимость хранения единицы материалов в периоде.
В нашем примере это составит:
кг.
11.3. Анализ использования материалов
Использование характеризуется обобщающими и частными показателями.
К обобщающим относится материалоотдача (выход продукции на 1 рубль материальных затрат) и материалоемкость (удельный расход материалов на 1 рубль стоимостного объема продукции). Кроме этого, рассчитывают материалоемкость производства и материалоемкость продута (разницу составляет незавершенное производство).
На материалоемкость влияет: структура и ассортимент выпускаемой продукции, материалоемкость отдельных изделий и цены на материалы.
Частные показатели зависят от технологии производства отраслей, наиболее распространены: коэффициент извлечения годного продукта из исходного сырья и удельный расход материала на единицу продукции.
Коэффициент выхода годного изделия – отношение количества выпущенной продукции к общей массе израсходованных материалов.
Коэффициент полезного использования материалов – отношение чистого расхода материалов к общему расходу материалов.
Коэффициент выхода отходов – разница между единицей и коэффициентом полезного использования материалов.
Общий показатель использования сырья и материалов – отношение разности сырья, включенного в себестоимость, и стоимости отходов по цене сырья к стоимости сырья, включенного в себестоимость.
Анализ влияния наличия и использования материалов на объем продукции.
Эти два фактора (наличие и использование) влияют разнонаправлено.
: изменение товарной продукции за счет изменения расхода материалов – разница между отношением фактического расхода материала к плановой материалоемкости и плановым объемом товарной продукции.
изменение товарной продукции за счет изменения материалоемкости – разница между фактическим объемом товарной продукции и отношением фактического расхода материала к плановой материалоемкости.
Далее применяется факторный анализ.
Анализ возвратных отходов и анализ использования материалов по данным калькуляции – самостоятельно.
12. Классификация затрат
По признаку эластичности выделяют:
- постоянные затраты;
- переменные затраты, которые в свою очередь по зависимости от объема производства подразделяются на:
· пропорциональную зависимость, например, прямое списание стоимости сырья и материалов, оплаты труда по простой сдельной системе:
· дегрессивную зависимость – затраты растут медленнее объема производства:
· прогрессивную зависимость – затраты растут быстрее объема производства:
Следует учитывать, что в долгосрочном периоде все затраты являются переменными.
По степени использования производственного потенциала различают полезные и бесполезные затраты (например, из-за простоя оборудования).
Кроме того, затраты делятся на отсроченные (дискретные) и неотсроченные (непрерывные). Это связано с тем, что не всегда можно определить, когда будет отдача от этих затрат (например, НИОКР, реклама,…).
По степени обобществленности затраты делятся на индивидуальные (прямые затраты, которые могут быть четко отнесены к определенному калькуляционному объекту, например, сырье и материалы) и общие (косвенные, например, затраты по управлению производством).
Все общие затраты в зависимости от объекта калькулирования подразделяются на:
- затраты, связанные с той или иной группой изделий, которые распределяются по базе или с помощью определенных коэффициентов при калькулировании себестоимости;
- затраты, которые возникают по тому или иному месту, не распределяются (например, затраты на ремонт или подготовку кадров).
Косвенные затраты могут быть постоянными (например, общепроизводственные расходы) и смешанными (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования). Косвенные затраты называются комплексными в связи с тем, что они состоят из нескольких элементов и их анализируют в постатейном разрезе.
По субъекту возникновения затраты делятся на контролируемые и неконтролируемые.
При планировании затраты подразделяются на краткосрочные (тактика) и долгосрочные (стратегия).
По способам оценки различают:
- затраты, оцениваемые по цене приобретения;
- затраты, оцениваемые по текущим рыночным ценам.
Кроме того, выделяют:
- затраты возобновления – расчетная величина, которая определяются исходя из оценки имеющегося запаса и товарно-материальных ценностей по текущим рыночным ценам;
- затраты воспроизводства, связанные с воссозданием ресурсов – производство необходимых товарно-материальных ценностей силами самого предприятия.
При принятии управленческих решений затраты принято делить на:
- средние – деление полных затрат на весь выпуск готовой продукции (при этом используется показатель затраты на 1 рубль товарной продукции);
- предельные – переменные затраты, прирост которых на каждую вновь производимую предельную единицу готовой продукции постоянен.
- значительные и незначительные;
- затраты, которых можно избежать, и затраты, которых нельзя избежать;
- затраты, которые можно допустить в случае благоприятной конъюнктуры, и недопустимые затраты.
Все затраты на производство делятся на материальные, трудовые и производственно-накладные. Группировка по элементам используется для определения материалоемкости, затратоемкости, в то время как группировка по статьям калькуляции – для исчисления себестоимости отдельных видов изделий, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.
13. Система учета и калькулирования себестоимости
13.1. Direct-costing
Эта система исторически возникла для учета прямых затрат. Ее особенность заключается в том, что себестоимость определяется только в части переменных затрат, а постоянные затраты собираются на отдельных счетах и рассматриваются как затраты периода (с периодичностью списываются на счета финансовых результатов).
Преимущества этой системы:
- позволяет выявить изделия с разной степенью рентабельности более точно;
- требует введения категории маржинального дохода и разделения затрат на постоянные и переменные, таким образом изучается и контролируется объем производства;
- позволяет определить нижний предел цены, которая позволила бы покрыть прямые затраты;
- позволяет освободить бухгалтерию от распределения накладных расходов;
- позволяет установить контроль над постоянными расходами.
К недостаткам этой системы можно отнести:
- само распределение затрат на постоянные и переменные;
- не может служить основанием для определения договорной цены.
Результат применения этой системы зависит только от объема реализованной продукции и не зависит от объема произведенной продукции.
13.2. Standard-costing
Это подсистема калькулирования. Ее смысл заключается в том, что используется нормативная себестоимость и учитываются изменения и отклонения от норм (с использованием счета 37).
14. Планирование и бюджетирование затрат.
Планирование сводится к составлению сметы по всем видам расходов для того, чтобы разделить общее изменение затрат по каждой статье себестоимости на отклонения, вызванные изменением объема производства, и отклонения, вызванные всеми другими факторами.
Сметы можно подразделить на:
- жесткие, составляемые для запланированного уровня производства, предусмотренные затраты не корректируются на фактический уровень производства;
- гибкие, которые получаются путем корректировки жесткой сметы на фактический уровень деятельности.
Пример. Сметный уровень производства – 1000 изделий, сметные затраты – $1 на одно изделие. Фактически произвели 1200 изделий, фактические затраты – $1150 (экономия $50).
14.1. Анализ прямых производственных затрат
К этому виду затрат относят материальные затраты и затраты на оплату труда (подробнее – положение № 552).
В анализе различают цену приобретения и заготовительную стоимость (договорная цена, увеличенная на транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)).
Анализ прямых переменных затрат проводится в несколько этапов:
- изучение состава элемента материальных затрат;
- выявление отклонений фактических расходов материальных ресурсов от стандарта;
- изучение причин отклонений, которые делятся на укрупненные (за счет изменения цен материалов (отдельно за счет изменения цен и за счет изменения ТЗР) и за счет использования материалов) и детализированные. К последним можно отнести:
· изменения в базисных ценах на материалы;
· недозакупка количества материалов, при котором предоставляются скидки, уже учтенные в бизнес-плане;
· неполучение скидки при оплате;
· несоблюдение стандарта затрат по ТЗР или оплате хранения материалов;
· некачественность материалов;
· нерациональное использование;
· дополнительное использование материалов с целью устранения недостатков изделий;
· потери, связанные с использованием неквалифицированных рабочих, …
Анализ прямых затрат на оплату труда проводится по двум направлениям: анализ элементов затрат, прямо включаемых в себестоимость (внутренний анализ) и анализ общего фонда оплаты труда (при оценке использования прибыли и расчета налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль).
Основные причины отклонений: неправильное использование рабочего времени (несоответствие оборудования технологическому процессу, несоответствие материалов требованиям, нерациональная организация производства, …) и отклонения от стандартов ставок (использование рабочих, квалификация которых не соответствует стандарту, оплата сверхурочных работ, оплата работ по исправлению брака, …).
14.2. Анализ накладных расходов
Эти расходы труднее поддаются стандартизации. Практика стандартизации сводится к составлению сметы. Анализ проводится по двум направлениям: по центрам возникновения затрат и по центрам ответственности. Основные факторы, влияющие на величину накладных расходов: несоблюдение бюджета накладных расходов и изменение объема деятельности. Анализ проводится в общем и в постатейном разрезе.
15. Концепция финансового анализа
15.1. Сущность и задачи анализа
Цель финансового анализа – объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта:
- охарактеризовать платежеспособность (ликвидность);
- охарактеризовать эффективность и доходность (прибыльность и рентабельность);
- оценить перспективы развития, т.е. дать прогноз изменений этих показателей и оценить финансовую устойчивость.
Финансовое состояние – комплексное понятие, которые характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых результатов предприятия.
Задачи анализа финансового состояния предприятия определяются субъектом анализа: является ли анализ итоговым, прогнозным или оперативным. Для внешних аналитиков важен ретроспективный и перспективный анализ. Для внутренних пользователей важны все три вида.
Исходя из этого, методика анализа финансового состояния подразделяется на методику внешнего и методику внутреннего анализа.
В 20-х гг. Блатов выделял две группы коэффициентов:
- коэффициенты распределения (структура в динамике), важны при предварительном ознакомлении с бизнесом клиента;
- коэффициенты координации – выражение отношений разных по существу абсолютных показателей финансового состояния и их линейных комбинаций, имеющих экономический смысл (например, показатели ликвидности).
Базой сравнения могут быть средние отраслевые значения, данные успешных конкурентов, теоретические обоснования (эксперты), средние за ряд лет, наиболее благоприятные значения.
15.2. Концептуальная схема финансового анализа
Финансовый анализ делится на:
- анализ финансовых результатов (следующая тема);
- анализ финансового состояния (внешний и внутренний):
Внешний | Внутренний | |||
Общая оценка финансового результата за период | Анализ финансовой устойчивости | |||
анализ ликвидности и платежеспособности | анализ дебиторской и кредиторской задолженности | анализ запасов и затрат |
Поэтапная схема финансового анализа предприятия:
- анализ динамики статей баланса (темпы изменений – горизонтальный анализ);
- структурный анализ (вертикальный);
- анализ ликвидности и платежеспособности;
- анализ оборачиваемости активов (эффективности их использования);
- анализ доходности деятельности предприятия: слагаемые прибыли, рентабельность продукции, активов и капитала;
- анализ движения денежных потоков.
15.3. Информационная база финансового анализа
Все источники делятся на:
- внешние – официальная отчетность, реклама, выставки, конференции, …;
- внутренние – данные бухгалтерского учета (синтетического и аналитического), оперативно-производственного учета (первичная документация, хозяйственные договора, …).
Следует учитывать, что не вся информация может быть дана в отчетных формах, часть может быть в виде приложений, примечаний к отчетности, схем, графиков.
Для внутреннего анализа информационная база шире – любая информация, циркулирующая внутри предприятия (внутренние финансовые отчеты по предприятию, подразделениям, оперативные данные производственного учета).
При анализе используются следующие основные формы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложения к балансу (форма № 5), пояснительная записка.
Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое положение на отчетную дату (данные о имуществе – актив и источники его образования – пассив). Недостатки этой формы для анализа:
- статичен по своей природе (неизвестно, что было внутри периода);
- отражает изменения, фиксирует остатки по счетам бухгалтерского учета, не выделяя увязки статей;
- неизвестно деление имущества на виды (собственные и заемные, т.е. какая часть имущества принадлежит нам, а какая приобретена за счет привлеченных средств);
- недостаточная агрегированность баланса;
- в целом, баланс не дает ответы на ряд вопросов пользователей: свое или чужое имущество, что определило прирост валюты баланса, …
Отчет о прибылях и убытках нацелен на отражение финансовых результатов деятельности, но:
- не отражает взаимосвязь финансовых результатов с активами и капиталом;
- отсутствует увязка с формами определения прибыли (денежной или натурально-вещественной);
- не отражает использование и распределение прибыли.
Отчет о движении денежных средств позволяет оценить синхронность поступления и расходования средств, структуру финансовых потоков, какую долю поступлений занимает выручка, будущие поступления денежных средств, ответить на вопрос, насколько предприятие может покрыть свою задолженность, выплатить дивиденды, оценить необходимость привлечения дополнительных ресурсов. К недостаткам российской формы можно отнести отсутствие итоговых результатов при разбивке на блоки (текущий, финансовый и инвестиционный) и не включение платежей по оплате труда и отчислений на социальные нужды первый блок.
Пояснительная записка содержит пояснения к формам, различные финансовые коэффициенты (например, ликвидности, платежеспособности, оборачиваемости).
Содержание отчетности в РФ нацелено на удовлетворение потребностей налоговых органов, в то время как на Западе данные отчетности служат для определения налогооблагаемой базы. В международной практике отсутствует законодательное регулирование бухгалтерской отчетности (основы подготовки и представления финансовой отчетности носят рекомендательный характер и лежат в основе международных стандартов). Кроме того, в России нереальная оценка вложений предприятий, непрозрачность форм.
С целью повышения аналитичности отчетности проводится ряд предварительных действий, облегчающих анализ (предложил Н.Р.Вейцман) – укрупнение и очистка баланса (за баланс выводятся статьи, «загрязняющие» баланс, но не до бессистемности). Для целей анализа строится баланс-нетто (сравнительный аналитический баланс), очищенный от регулирующих статей и дополненный показателями структуры и динамики. Процедуры очистки баланса:
- на величину задолженности учредителей по платежам в УК уменьшается величина объявленного УК;
- для повышения оценки дебиторская задолженность уменьшается на величину резерва по ней;
- на величину убытков уменьшается актив баланса и собственный капитал в пассиве;
- из валюты баланса исключаются расходы будущих периодов (уменьшаются собственные средства и материально-производственные запасы);
- кредиты и займы, которые должны быть погашены в наступающем году, переводятся из долгосрочных обязательств в краткосрочные;
- часто фонды потребления и доходы будущих периодов переносятся в состав собственных средств;
- средства делятся на иммобилизованные (внеоборотные) и мобильные (оборотные).
Даже этот аналитический баланс имеет тот же недостаток – статичность, поэтому составляется аналитический оборотно-сальдовый (динамический) баланс по остаткам и оборотам по счетам, еще лучше, если он построен в шахматной форме – шахматный аналитический баланс (особенно важно при анализе ликвидности и платежеспособности).
16. Анализ финансовых результатов
деятельности предприятия
16.1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли
Финансовые результаты характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности деятельности.
Прибыль – часть чистого дохода, который получают субъекты хозяйствования после реализации продукции (и не только). Основные задача анализа финансовых результатов:
- систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получения прибыли;
- определение влияния объективных и субъективных факторов на финансовые результаты;
- выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Основные источники информации:
- договора на поставку продукции;
- накладные;
- данные по счетам бухгалтерского учета (46, 47, 48, 80, 81);
- форма № 2;
- бизнес-план.
Этапы формирования прибыли предприятия:
выручка в продажных ценах с косвенными налогами (НДС, акцизами, …)
– косвенные налоги
= чистый оборот (выручка от реализации в оптовых ценах)
– себестоимость реализованной продукции
= валовая прибыль (на Западе – gross profit)
– коммерческие и управленческие расходы
= прибыль от реализации
± сальдо от прочей реализации
= сальдо от всей реализации
± сальдо внереализационных доходов и расходов
= прибыль до налогообложения (в отечественных источниках – валовая прибыль, у Шеремета – балансовая прибыль)
– льготы
± корректировки
= налогооблагаемая прибыль
– налог на прибыль
= чистая прибыль
– использование прибыли
= балансовая прибыль, которая при распределении делится на дивиденды и собственные средства предприятия (резервный капитал, УК, нераспределенная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия).
На западе для получения показателя чистой прибыли налогооблагаемую прибыль необходимо скорректировать (±) на сальдо чрезвычайных доходов и расходов.
Факторный анализ прибыли:
- анализ прибыли от реализации (изменение объема продаж, цен реализации, структуры товарной продукции, себестоимости товарной продукции);
- анализ прибыли от прочей реализации (изменение прибыли от продажи товарно-материальных ценностей, основных фондов, нематериальных активов и продукции подсобных хозяйств);
- анализ внереализационных финансовых результатов (какая операция принесла прибыль, а какая – убыток).
На размер балансовой прибыли могут влиять:
- стоимостные границы отнесения имущества к основным фондам и МБП;
- сам факт (порядок) начисления износа МБП;
- возможность использования ускоренной амортизации по активной части основных фондов;
- методы оценки и способы начисления амортизации по нематериальным активам;
- методы оценки потребляемых производственных запасов (ФИФО, ЛИФО, НИФО, средней себестоимости);
- порядок списания затрат на ремонт (создание специального фонда или по фактическим затратам);
- момент признания выручки (по отгрузке или по оплате).
16.2. Методика анализа прибыли о реализации
Факторы, действующие на объем прибыли: объем реализации продукции, структура реализованной продукции, себестоимости реализованной продукции, уровень среднереализационных цен, себестоимость произведенной продукции (последний фактор – в учебнике под редакцией Стражева «Анализ хозяйственной деятельности»).