Сущность и классификация инноваций и инновационной деятельности предприятия
Инновация – это объект, внедренный в различные сферы жизнедеятельности человека, полученный в результате проведенного научного исследования или открытия, отличающийся от предыдущих аналогов принципиально новыми качествами и свойствами.
Инновации можно рассматривать в зависимости от объекта и предмета исследования следующим образом:
- как процесс (Б.Твисс, А,Койре, И.П.Пинингс, В.Раппопорт, Б.Санта, Г.М.Гвиашини, В.Л.Макаров, Р.М. Айтмамбетов, А.К. Кантарбаева );
- как систему (н.И.Лапин, Й.Шумпетер, С.Б. Абдыгаппарова);
- как изменение (Ф.Валента, Ю.Яковец, Л.Водачек, У.Б. Баймуратов )
- как результат (А.Левинсон, С.Бешелев, Ф.Гурвич, Р.Фатхутдинов).
Классификация инноваций:
1. значимость (базисные реализуют крупные изобретения; улучшающие, реализующие мелкие и средние изобретения; псевдоинновации, частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий);
2. направленность (заменяющие, предназначены для замены старых продуктов), расширяющие, глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций));
3. место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);
4. степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);
5. время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);
Сущность инновационного предпринимательства и его состояние в Республике Казахстан.
Инновационное предпринимательство – это целенаправленная деятельность, связанная с решением противоречий (проблемы) между действительностью и возможным состоянием, предназначенная для доведения новой идеи в виде продукта или услуги до рынка, ориентированная на получение экономической выгоды. Инновационная деятельность является основным фактором повышения эффективности производства в деятельности предпринимательских структур. Для экономического развития стран с аграрно-сырьевой экономикой и находящихся на стадии ранней индустриализации особую важность имеет имитационное инновационное предпринимательство, базирующееся на использовании существующих и легко доступных ресурсов, управленческой квалификации, технических знаний, заимствованной технологии.
Й.Шумпетер США: Инновационное предпринимательство – это осуществление субъектами рынка «новых комбинаций» в следующих случаях: внедрения нового товара, нового метода производства, открытие нового рынка, овладение новым источником сырья, проведение новой организации, или как «редко обнаруживаемая способность продвижения инноваций на рынок»;
Ф. фон Хайек Англия: Предпринимательство связано с поиском и исследованием новых экономических возможностей;
Р Кантильон США: Инновационное предпринимательство трактовалось как – деятельность всех экономических субъектов по привлечению финансовых средств, собственных идей, знаний навыков с целью вложения их в рисковые предприятия для получения высокой нормы прибыли;
В настоящее время Казахстан находится на этапе формирования конкурентоспособной промышленно-технологической основы. Проведен значительный ряд реформ в научно-инновационной сфере.
Сущность, принципы, функции и методы инновационного менеджмента.
Инновационные менеджмент – наука, направленная на управление инновационного процесса, состоящего из цепи последовательных действий: инициации, маркетинга инноваций, производства, выхода на рынки, диффузии, использующая при этом принципы системности,, комплексности, динамичности.
Принципы инновационного менеджмента – система правил, процедур, норм, требований в соответствии с которыми осуществляется эффективное управление инновационной деятельности.
Различают следующие принципы управления инновационной деятельностью:
1) демократического централизма – сочетание централизованного руководство хозяйством и самостоятельность его отдельных элементов;
2) планового ведения хозяйства – установление на длительный период направления, темпов, пропорций развития производства;
3) единства целей структуры и ее подразделений – определяет соподчиненность целей организации с ее структурными подразделениями.;
4) экономичности и эффективности – необходимо добиваться наибольшей экономии сил и наиболее производительного применения труда;
5) морального и материального стимулирования;
6) ответственности – установление точно определенной материальной ответственности за упущения в работе, разработка положение о премировании и депремировании работников;
7) научности управления – построение всей системы на новейших данных науки об управлении;
8) правильного подбора и расстановки кадров;
9) преемственности хозяйственных решений – единство экономических явлений и процессов как последовательности количественных и качественных изменений осуществляемых во времени и в пространстве;
10) принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления.