Методика SWOT-анализа
SWOT-анализапредставляет собой оценку сильных и слабых сторон организации, ее внешних возможностей и угроз. Целью его проведения является исследование фактического положения и стратегических перспектив фирмы на основе изучения ее сильных и слабых сторон, рыночных возможностей и факторов риска.
Общий принцип SWOT-анализа - при разработке стратегии необходимо обеспечить соответствие внутреннего состояния фирмы (т.е. баланса ее сильных и слабых сторон) внешней ситуации (т.е. условиям отрасли и конкуренции).
При этом стратегия организации должна быть направлена на максимально эффективное применение имеющихся ресурсов, использование рыночных возможностей и избежание угроз.
Сильные стороны компании — это внут. преимущества, которые существуют в компании.
Слабые стороны компании — это внут. проблемы компании, которые могут негативно повлиять на ее будущее. Слабые стороны необязательно делают орг-цию конкурентно уязвимой: это зависит от их конкурентной значимости и способности компании компенсировать их за счет других ресурсов.
Внешние возможности компании — это благоприятные шансы, предоставляемые внешней средой, которые могут и должны быть использованы. В зависимости от условий отрасли возможности могут быть как очень привлекательными (абсолютно необходимо использовать), так и не представляющими интереса (в самом конце списка приоритетов).
Внешние угрозы компании — это возможные внешние события или перемены в будущем, которые могут негативно повлиять на деятельность организации.
Выявленные сильные и слабые стороны, внешние возможности и угрозы после занесения в матрицу SWOT-анализа тщательно изучаются и ранжируются.
После этого определяется:
· насколько реализуемая фирмой стратегия соответствует ее внутренним ресурсам, рыночным возможностям и угрозам;
· какие ресурсы понадобятся фирме в будущем для реагирования на изменения во внешней среде и обеспечения удовлетворительного уровня прибыли;
· сохранятся ли в будущем сегодняшние сильные стороны фирмы;
· есть ли в ресурсной базе фирмы пробелы, которые необходимо заполнить;
· надо ли фирме рассмотреть новые конкурентные возможности;
· какие виды сильных сторон и возможностей играют главную роль, а какие второстепенную.
При этом необходимо сопоставить сильные стороны с возможностями и угрозами (S — O, S — T), и слабые стороны с возможностями и угрозами (W — O, W — T). Необходимо выяснить, как именно может повлиять на компанию реализация угроз, и можно ли использовать благоприятные внешние возможности. После чего по каждому из данных сопоставлений надо сделать вывод о том, что нужно делать, чтобы улучшить конкурентную позицию организации и избежать внешних угроз.
Ранг важности | Потенциальные сильные стороны компании | Ранг важности | Потенциальные слабые стороны компании |
Известный лидер рынка в отрасли | Отсутствие четкой стратегии | ||
Высокая квалификация производственного и управленческого персонала | Невысокая рентабельность производства | ||
Получение экономии от больших объемов и масштабов производства | Невысокий уровень маркетинга | ||
Наличие краткосрочной стратегии развития предприятия | Отсутствие достаточного финансирования | ||
Большой опыт и хорошее знание местного рынка | Отсутствие задела в разработке новых моделей товара | ||
Ранг важности | Потенциальные внешние возможности компании | Ранг важности | Потенциальные внешние угрозы компании |
Наличие неудовлетворенного спроса в том или ином сегменте рынка | Экономический и финансовый кризис в стране | ||
Государственная поддержка отрасли (предприятия) | Появление новых конкурентов | ||
Наличие на рынке труда квалифицированного персонала | Возрастание влияния поставщиков на цену и качество материалов и комплектующих изделий | ||
Стремление поставщиков (дистрибьюторов) к интеграции | Рост продаж товаров-заменителей | ||
Рост доходов потребителей продукции (экономический рост) | Сокращение потребностей и спроса населения на данную группу товаров |
Потенциальные внутренние сильные стороны (S):
-Четко проявляемая компетентность
-Адекватные финансовые источники
-Высокое искусство конкурентной борьбы
-Хорошее понимание потребителей
-Признанный рыночный лидер
-Четко сформулированная стратегия
-Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество
-Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности
-Проверенное надежное управление
-Надежная сеть распределения
-Высокое искусство НИОКР
-Наиболее эффективная в отрасли реклама.
Потенциальные внутренние слабости(W):
-Потеря некоторых аспектов компетентности
-Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии
-Рыночное искусство ниже среднего
-Отсутствие анализа информации о потребителях
-Слабый участник рынка
-Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации
-Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами
- Устарелые технология и оборудование
-Потеря глубины и гибкости управления
-Слабая сеть распределения
-Слабые позиции в НИОКР
-Слабая политика продвижения.
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О):
-Возможности обслуживания дополнительных групп потребителей, ввода новых рыночных сегментов
-Расширение диапазона возможных товаров
-Благодушие конкурентов
-Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки
-Благоприятный сдвиг в курсах валют
-Большая доступность ресурсов
-Ослабление ограничивающего законодательства
-Ослабление нестабильности бизнеса.
Потенциальные внешние угрозы (Т):
-Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения
-Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей
- Ожесточение конкуренции
-Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости
-Неблагоприятный сдвиг в курсах валют
-Усиление требований поставщиков
-Законодательное регулирование цены
-Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса.