Расчет показателей использования производственных фондов
Эффективность производства оценивается также и другими показателями, характеризующими использование производственных фондов.
Фондоотдача Коф, показывает размер дохода на один рубль основных фондов:
Коф=Добщ/Фосн=299442,78/439418=0,68 руб/руб. (41)
Воспроизводство оборотных средств nоб характеризуется числом оборотов за расчетный период:
nоб=Добщ/Фноб=299442,78/15978,7=18,7,оборотов (42)
Длительность оборота tоб в днях:
tоб=365/nоб=365/18,7=19,5, дней (43)
Период окупаемости инвестиций Ток в проектируемое предприятие:
Ток=Ки/Пб=(Фосн+Фноб)/Пб=(439418+15978,7)/299442,78=1,5,лет (44)
где, Ки - инвестиции за весь период расчета.
Оценка экономической эффективности инвестиций
Различают несколько показателей оценки инвестиций:
- коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта на уровне предприятия (фирмы);
- бюджетной эффективности на уровне бюджетных организаций;
- экологическое обоснование на уровне крупномасштабных проектов. Одним из основных методов оценки экономической эффективности, является метод учитывающий затраты и результаты, связанные с реализацией проекта и выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта.
Оценка предстоящих затрат и результатов осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого (горизонт расчета) принимается с учетом периода эксплуатации объекта и других условий.
Соизмерение разновременных стоимостных показателей осуществляется путем приведения (дисконтирования) их к ценностям в базисном (начальном) периоде или к какому-либо одному моменту времени - точке приведения.
Для приведения затрат и результатов к базисному моменту времени следует их умножить на коэффициент дисконтирования αt:
αt=1/(1+R)t, (45)
где t - номер шага расчета (год, квартал, месяц), 0,1,2, . . .;
Т - горизонт (период времени) расчета;
R - норма дисконта или норма дохода на капитал, приемлемая для инвестора (процентная ставка, по которой можно получить кредит).
При расчетах показателей экономической эффективности на уровне предприятия (фирмы) в состав результатов проекта рекомендуется включать прибыль.
Оценку варианта эффективности инвестиции рекомендуется проводить по показателю чистый дисконтированный доход (ЧДД). Вспомогательными показателями могут быть период окупаемости инвестиций, индекс доходности и другие показатели, отражающие интересы участников или специфику проекта.
ЧДД определяется как алгебраическая сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенных к базисному (начальному) шагу.
При разовой инвестиции:
тыс. руб.; (46)
При разновременных инвестициях:
, тыс. руб. (47)
где m - количество поступлений инвестиций за период расчета;
Кt - размер инвестиций t-гопериода;
Пч - чистая прибыль;
Зам - амортизационные затраты;
Кл - ликвидные капиталовложения за весь период расчета, рекомендуется прибыль Кл=0,1 К.
Пример расчета экономической эффективности инвестиций в новое АТП
Исходные данные.Общий объем инвестиций составит 26500 тыс. руб., инвестиции производятся равномерно в течение первых двух лет. Эксплуатация АТП предусмотрена на 7 лет. По прогнозной оценке ежегодные поступления (чистая прибыль и амортизационные отчисления) составит 8000 тыс. руб. Поступления начинают поступать сразу же после завершения вложений. "Цена" авансированного капитала - 15%.
Решение
Расчет проводим по формуле (49).
ЧДД= -26500/2/(1+0,15)26500/2/(1+0,15)2+8000/(1+0,15)+8000/(1+0,15)2+
+8000/( 1+0,15)3+8000/( 1+0,15)4+8000/( 1 +0,15)5 +80007(1+0,15)6+
+8000/( 1+0,15)7+0,1*265007(1+0,15)7=-11521,74-
-10018,9+6956,52+6049,15+5259,7+4574,04+3978,12+3458,71+
+ 3007,52+996,24=34280,0-21540,64=12739,36 тыс. руб.
ЧДД инвестиционного проекта положителен, проект является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о его принятии.
На основании проведенных расчетов составляются технико-экономические показатели работы автотранспортного предприятия и показателей, характеризующих формирование и распределение прибыли в АТП (таблицы 11, 12).
Таблица 11
Технико-экономические показатели
№ | Наименование показателей, единицы измерения | Величина |
Среднесписочное количество автомобилей, шт. | ||
Коэффициент технической готовности | ||
Коэффициент выпуска парка | 0,74 | |
Объем перевозок, тыс. тонн, тыс. пасс. | 3348,072 | |
Грузооборот, тыс. ткм | ||
Время в наряде, час | ||
Среднесуточный пробег автомобиля, км | ||
Годовой пробег автомобиля, тыс. км | ||
Годовая производительность автомобиля, тыс. км | ||
Годовая производительность труда водителя, тыс. км | ||
Себестоимость перевозок, руб. (10 ткм, руб.) | ||
Стоимость основных фондов, тыс. руб. | ||
Стоимость нормируемых оборотных средств, тыс. руб. | 15978,7 | |
Инвестиции тыс. руб. | 455396,7 | |
Общая рентабельность, % | ||
Рентабельность перевозок, % | ||
Экономическая эффективность инвестиций в АТП за срок его эксплуатации, тыс. руб. |
Таблица 12
Формирование и распределение прибыли в АТП, тыс. руб.
№ | Наименование показателей | Величина |
1. | Доходы без НДС | 299442,78 |
2. | Материальные затраты | |
2.1. | Автомобильное топливо | 14747,62 |
2.2. | Эксплуатационные материалы | 185868,2 |
2.3. | Восстановление и ремонт шин | 2678,46 |
2.4. | Техническое обслуживание и ремонт автомобилей | 992,34 |
3. | Фонд оплаты труда персонала АТП | 22427,94 |
3.1. | Отчисления на социальные нужды | 7961,9 |
4. | Амортизация основных фондов | 111,112 |
5. | Накладные расходы в т.ч. налог на пользователей автодорог (1х0,025) | |
6. | Баланс (валовая прибыль) | |
7. | Налог на прибыль | 53899,7 |
8. | Налог на имущество | 4925,96 |
9. | Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия | 124125,48 |
9.1. | Платежи по кредитам и % по долгосрочным кредитам | 4491,64 |
9.2. | Выплаты дивидендов | |
9.3. | Фонд развития производства | 74475,3 |
9.4. | Фонд социального развития | 31031,37 |
9.5. | Фонд материального поощрения | 12412,548 |
9.6. | Резервный фонд | 6206,274 |
Приложение
1. Задание для курсовой работы
Приложение 1
Определение номеров групп исходных данных
Номер первой группы исходных данных последних трехзначного числа по первой букве фамилии | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
И | К | Л | М | Н | О | П | Р | |
С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | |
Щ | Э | Ю | Я | |||||
Первая цифра последнего двухзначного числа шифра (слева направо) | ||||||||
Номер второй группы исходных данных | ||||||||
Номер третьей группы исходных данных |
Приложение 2
Первая группа исходных данных
Номер группы исходных данных | Марка и модель автомобиля | Марка и модель прицепа и полуприцепа | Грузоподъемность | Коэффициент использования пробега | Способ выполнения погрузо-разгрузочных работ | Техническая скорость | Категория условий эксплуатации (группа дорог) | Пробег с начала эксплуатации до первого капитального ремонта, тыс. км | |
Погрузка | Разгрузка | ||||||||
1. | ГАЗ-САЗ -3307 (самосвал) | 3,0 | 0,5 | не мех. | мех. | III | |||
2. | ГАЗ-3307 (бортовая) | 3,0 | 0,65 | не мех. | мех. | III | |||
3. | ЗИЛ-133Г40 (бортовая) | 10,0 | 0,5 | мех. | мех. | II | |||
4. | ЗИЛ-4520 (самосвал) | 10,01 4,5 | 0,45 | мех. | мех. | III | |||
5. | КамАЗ-55111 (самосвал) | 11,0 | 0,45 | мех. | мех. | II | |||
6. | Маз-53363 | МАЗ-886 | 16,5 | 0,7 | мех. | мех. | I | ||
7. | КамАЗ-5410 | ОдАЗ-9370 | 14,5 | 0,7 | мех. | мех. | I | ||
8. | КамАЗ-54112 | МАЗ-5205А | 20,0 | 0,65 | мех. | мех. | I |
Примечание: В таблице 2 приняты сокращения: не мех. – не механизированная погрузка; мех. – механизированная погрузка или разгрузка.
Приложение 3
Вторая группа исходных данных
Номер группы исходных данных | Среднесписочное количество автомобилей | Коэффициент выпуска автомобильного парка | Время в наряде, ч | Коэффициент использования грузоподъемности | Распределение общего объема перевозок грузов по классам, % | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||
0,76 | 0,83 | |||||||
0,75 | 0,85 | |||||||
0,74 | 0,9 | |||||||
0,73 | 1,0 | |||||||
0,72 | 0,95 | |||||||
0,71 | 1,0 | |||||||
0,70 | 0,9 | |||||||
0,69 | 0,91 |
Приложение 4
Третья группа исходных данных
Номер группы исходных данных | Среднее расстояние перевозки, км | Продолжительность зимнего периода | Распределение общего количества водителей по классам, % | |
1 класс | 2 класс | |||