Принципы кодирования в системе ЕАН. Правила размещения. Порядок расчета контрольной цифры
Осн цели изадачи ассоциации ЕАН. Штрих-код ЕАН и его структура.
Структура кода EAN-13: /2 цифры- флаг страны/-/5 цифр унифицир № предприятия-изготовителя в пределах страны/-/5 цифр №товара в пределах ассортимента предприятия-изг/-/1 цифра контрольное число/.Структура кода ЕАН-8: /2 цифры- флаг страны /-/3 цифры сокращ № производителя/-/2 цифры №товара в пределах ассортимента предприятия-изг /-/1 цифра контрольное число/.ЦЕЛЬ: создание условий для использования международной системы товарной нумерации и штрихового кодирования на территории РБ и осуществления нац политики в области внедрения систем и средств автоматической идентификации и коммуникации
ЗАДАЧИ: 1. сопоставление объекта некой информационной записи о нём содержащей подробную информацию о его характеристиках, особенностях и атрибутах 2. предоставление людям и программным средствам инфу об атрибутах данного объекта.
В международной практике широкое распространение получил код EAN. Для распространения этого кода организована организация JANA, которая выдает номера странам. Целью является создание и внедрение кода ЕАН, оказание помощи по освоению. В Беларуси был создан филиал в 1988г.
Принципы кодирования в системе ЕАН. Правила размещения. Порядок расчета контрольной цифры.
В зависимости от области применения существует 3 группы кодов ЕАН: - международные коды ( использ. Как внутри страны, так и за пределами), - национальные коды( только в пределах страны), - локальные ( в пределах предприятия). Широко распространен ЕАН13(хх-код страны, ххххх- предприятие изг. в пределах страны, хххххх- номер товара в пределах ассортимента предприятия, х- контрольное число) и ЕАН8( хх- код страны, ххх- код предприятия, х- контр.число). Носителем информации является ширина штриха и пробела, а еденицей информации – цифровой знак. Размещается на тыльной стороне товара в правом нижнем углу упаковки, наносится полиграфическим путем. Контрольное число для ЕАН13: 1- склад. цифры на чет. позициях, 2- результат умнож на 3,3 - склад на нечет.,4-склад. утроен. сумму на чет. и на нечет.,5- по разнице полученной суммы и наивысшего к этому числу кратному 10. Контрольное число для ЕАН8: 1- склад. на нечет, 2- сумма умнож.на 3, 3- склад. цифры на чет позициях, 4- склад. произведение и сумму,5- высчит. По разнице суммы.
10. Штрих-код UPC. Структура и области применения.
UPC - первое число 0 (слева), включает пятизначный номер присвоенный производителем и пятизначный номер присвоенный UPC и контрольная цифра(стоповый знак). Различают код версии А( включ. 11-12) и код версии Е(восьмизначный, размещ на мелких товарах).
UPC (Universal product code, США)
Код UPC применяется в розничной торговле в США, идентификации товаров, инвентаризации,маркировке грузов и т.д.. Состоит их 4ех частей. Первая цифра обычно 0. Структура: /1 цифра, обычно ноль/-/5 цифр №производителя, присвоенный ему советом UPC
/-/5 цифр № товара/-/1 контр цифра или стоповый знак/. Каждый товар в UPC имеет свой код, почти безошибочная система кодирования. Код UPC обладает фиксированной длиной: 1. Версия А (11-12 цифр); 2. Версия Е (8 цифр).
11. Качество продукции. Осн требования к кач-ву. Конкурентоспособность товаров.
Качество – категория, которая характеризует товар и его конкурентоспособность; - совокупность свойств продукции обуславливающие ее пригодность удовлетворять потребность. Виды контроля качества: объективный(измерительный), субъективный, выборочный, сплошной. Конкурентоспособность – совокупность качественных и стоимостных свойств и характеристик. Критерии: 1- тех. уровень изделия, выражающий тех. совершенство по сравнению с аналогом, 2- экономич. уровень( опред. Относительной величиной затрат потребителя на приобретение и использование данного изделия), 3- патентная чистота( защищенность изделия). Существует 5 этапов: 1- анализ рынка, 2- выбор товарообразца, 3- определение совокупных показателей потребитель. свойств, 4- расчет затрат предприятия обеспеч. Конкурентоспособность продукции,5- расчет интегрального показателя на конкурентоспособность.
№12. Классификация показателей качества: 1- функциональные( - тех. эффекты, - надежности, -эргономичности, -эстетические),2- ресурсосберегающие( -материалоемкость,- энергоемкость),3- природоохранные,4 – тех. эффекта, 5 – надежности, 6- эргономичности. Факторы определяющие качество: - технические, - экономические, - социальные. Петля качества продукции: - маркетинговая деятельность, - проектирование и разработка продукции,- материально-техническое обеспечение,- разработка технологий, -производство товара,- контроль испытания товара,- упаковка и хранение товара,- реализация товара,- монтаж и эксплуатации, -тех. помощь и обслуживание,- утилизация после использования.
12. Показатели кач-ва товаров, их классификация. Петля кач-ва.
Классификация показателей качества: 1- функциональные( - тех. эффекты, - надежности, -эргономичности, -эстетические),2- ресурсосберегающие( -материалоемкость,- энергоемкость),3- природоохранные,4 – тех. эффекта, 5 – надежности, 6- эргономичности. Факторы определяющие качество: - технические, - экономические, - социальные. Числовые показатели кач-ва определ: 1. Измерительные ;2. Регистрационные; 3. Расчетные; 4. Органо-липтическ 5. Экспертный
Петля качества продукции: - маркетинговая деятельность, - проектирование и разработка продукции,- материально-техническое обеспечение,- разработка технологий, -производство товара,- контроль испытания товара,- упаковка и хранение товара,- реализация товара,- монтаж и эксплуатации, -тех. помощь и обслуживание,- утилизация после использования.
13. Потребительские св-ва товарн продукции. Пути их формир-ния
Потребительское свойство товара - свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.
В завис от особенностей и удовл-мых потребностей потребит св-ва и показатели кач-ва подразделяют на след группы: назначения (функционального,соц,кл-ционного, универсальн) надежности(долговечность, безотказность, ремонтопригодность,сохраняемость); эргономические(гигиенич, антропометрическ, психологические, психофизиологические; эстетические); безопасности(химич, механич, биологич, радиационная, электрич, магнитн, термическая, противопожарная).
Группы факторов, влияющ на потребит св-ва товаров: 1. непосредственно влияющие на формирование потребит св-в – св-ва исходного сырья и материалов, конструкция изделий, кач-во технологич процессов; 2. стимулирующие потребит св-ва — целесообразность и эффективность производства, материальная заинтересованность работников, санкции, предъявляемые за выпуск продукции низкого качества; 3. обеспечивающие сохранение потребит св-в при доведении товаров от производства до потребителя — условия хранения, транспортирования, реализации и эксплуатации товаров.