Методологические основы предварительного следствия
Познание сущности предварительного следствия предполагает рассмотрение его содержания и формы в их органической связи и взаимообусловленности; это соответствует важнейшему методологическому положению о том, что содержание не существует вне формы, а форма есть способ существования, выражения содержания. Правовая форма, являясь внешней стороной уголовно-процессуального производства, адекватно отражает его сущность.
В соответствии с нормами права содержательную часть уголовного процесса образует деятельность как система процессуальных функций, направленная на раскрытие преступления, изобличение обвиняемых, законное и справедливое разрешение дела.
Категория «предварительное следствие» с содержательной стороны заключается в осуществлении уполномоченными государственными органами, в установленном законом порядке, деятельности по раскрытию преступления, изобличению обвиняемых, принятию обоснованных и справедливых решений по уголовным делам с обеспечением прав и свобод граждан, участвующих в производстве по делу.
Нередко уголовный процесс представляет собой систему лишь отдельных его стадий. Если, например, в результате предварительного следствия дело прекращается, то уголовный процесс ограничивается произведенным расследованием. В таком случае предварительное расследование является не частью процесса, а его целым. Оно представляет собой стадию уголовного процесса лишь тогда, когда его материалы служат основанием для рассмотрения дела в суде[1].
В тех случаях, когда предварительное расследование и судебное производство выступают как компоненты системы уголовного процесса, их взаимодействие обеспечивает возникновение качественно нового, интегративного свойства. Предварительное расследование само по себе не в состоянии обеспечить достижения всех целей уголовного процесса (например, признать обвиняемого виновным и решить вопрос о его наказании). С другой стороны, судебное производство без предварительного расследования по делам публичного обвинения не может быть способом осуществления правосудия. Оно становится таковым только на базе предварительного расследования.
Каким бы простым ни было уголовное дело, для его разрешения всегда нужны доказательства, которые собираются органами дознания и предварительного следствия в рамках производства расследования. Таким образом, предварительное расследование как подсистема уголовного процесса имеет значение необходимой предпосылки осуществления правосудия.
Предварительное следствие, так же, как и судебное производство, ведется для достижения общесистемных целей, установления элементов состава преступления и его обстоятельств, образующих единый для уголовно-процессуального производства предмет доказывания. В качестве средств доказывания используются фактические данные, отвечающие единым процессуальным требованиям, а само доказывание должно соответствовать принципу всесторонности, полноты и объективности. Только при соблюдении этих и некоторых других условий материалы расследования могут служить основанием для рассмотрения их в суде.
Категория «предварительное следствие» отражает в самом общем виде функциональный аспект досудебного производства. Основные функции предварительного следствия могут быть выявлены в результате рассмотрения объективных закономерностей, обусловливающих природу этой стадии процесса и ее потенциальные возможности.
Если для начала производства по уголовному делу необходимо наличие данных, указывающих на признаки преступления, то для его окончания требуется установление юридически значимых элементов состава преступления — это значит, что предварительное следствие ведется в направлении полного раскрытия преступления, изобличения лица, его совершившего. При этом должны быть исключены необоснованное привлечение лица к уголовной ответственности, другие нарушения прав и свобод граждан, вовлеченных в сферу расследования.
К моменту возбуждения уголовного дела имеются лишь отдельные признаки преступления, которое в целом является еще «закрытым», что диктует необходимость в его полном раскрытии. Потребности общества в раскрытии каждого преступления соответствует объективная возможность разрешения данной проблемы.
Методологически важным является понятие «следы преступления», соединившее в себе такие понятия, как «преступление» и «следы». Существует закономерность, согласно которой каждое преступление оставляет те или иные следы. Эта закономерность, как частное проявление всеобщей способности материи к отражению, является ключевой для раскрытия преступлений.
Если каждое преступление оставляет следы, содержащие информацию о тех или иных его аспектах, значит, имеется принципиальная возможность его познания путем построения адекватной логической модели. Гносеологически раскрытие преступления представляется как процесс познания его сущности, который развивается от обнаружения отдельных признаков преступления к установлению всех присущих ему юридически значимых элементов. Следы преступления, став доказательствами, являются средствами раскрытия преступления. Они требуют производства сложной работы по их отысканию и фиксации.
Все собранные по делу доказательства должны быть подвергнуты тщательной, всесторонней и объективной проверке. «Следы преступления», «установление и фиксация следов преступления», «собирание доказательств», «проверка доказательств», «процессуальное решение» (например, постановление о привлечении в качестве обвиняемого) — таков восходящий от философской теории отражения понятийный ряд, в котором развертывается одна из главных функций предварительного следствия, именуемая раскрытием преступления.
Установленная законом уголовно-процессуальная процедура представляет собой другое важнейшее свойство процесса, выражаемое правовой категорией «порядок производства по уголовным делам», занимающей важное место в ряду других специфических процессуальных понятий, отражающих конкретные структуры и формы производства по делу. К ним относятся такие, например, понятия, как «возбуждение уголовного дела» и «предварительное расследование». Последнее выражается в понятиях «дознание» и «(предварительное следствие».
Характер и возможное местонахождение следов преступления, необходимость безотлагательного их обнаружения и фиксации, другие факторы обусловливают многообразие видов следственных действий. Осмотр места происшествия, выемка, обыск, допрос потерпевшего, допрос свидетеля, задержание и допрос подозреваемого, освидетельствование, а также их первоначальный либо неотложный характер объективируются в соответствующих процессуальных понятиях.
В результате производства названных и других действий следы преступления приобретают характер доказательств того или иного вида (вещественных доказательств, показаний потерпевшего либо свидетеля и т.д.), которые по соответствующим основаниям классифицируются на прямые и косвенные, обвинительные и оправдательные и т.д. Процессуальные решения также подразделяются на определенные виды и группы: первоначальные (например, постановление о возбуждении уголовного дела), промежуточные (постановление о привлечении в качестве обвиняемого и др.) и окончательные (в частности, постановление о прекращении уголовного дела).
Очевидно, что субординация между понятиями «раскрытие преступления» и «предварительное расследование» заключается в том, что предварительное расследование служит раскрытию преступления. Раскрытие же преступления осуществляется в основном в рамках дознания и предварительного следствия. С другой стороны, на предварительное расследование воздействуют теория и практика раскрытия преступлений, реализация других следственных функций.
Как разновидность познания раскрытие преступления внутренне противоречиво, что выражается в наличии и одновременном дефиците необходимой информации об искомых фактах и обстоятельствах. По мере получения и накопления фактических данных преступление все больше раскрывается, все меньше его элементов и обстоятельств остается подлежащим установлению, и окончательно противоречие разрешается в случае полного раскрытия преступления.
Кроме главных процессуальных функций (раскрытие преступления, изобличение лица, совершившего преступление, и др.), в стадии предварительного расследования осуществляются другие функции, обеспечивающие, в частности, неуклонение обвиняемого от следствия и суда, возмещение ущерба, причиненного преступлением, и т.д.
[1] Строго говоря, в данном случае уголовный процесс включает в себя две стадии (возбуждение уголовного дела и предварительное расследование), а не одну (предварительное расследование). Мы, однако, сознательно не упоминаем стадию возбуждения уголовного дела, так как она относится к числу подготовительных стадий, где не осуществляются основные функции процесса, а устанавливаются лишь предпосылки для их реализации