Xv. проводниковая анестезия при вмешательствах на пульпе и твердых тканях зуба
Опыт показывает, что наступившее после проводниковой анестезии на челюстях обезболивание, будучи вполне достаточным для удаления зуба и производства других оперативных вмешательств на челюсти, часто оказывается недостаточным для безболезненной трепанации зуба и депульпации его. Это явление объясняется следующим образом. Пульпа и дентин, как известно, являются весьма чувствительными тканями. В пульпу через верхушечное отверстие вместе с сосудами вступает мощный нервный пучок. Пройдя некоторую часть своего пути, этот общий пучок делится на три значительных пучка нервных волокон: один центральный и два боковых или краевых. Нередко от центрального пучка отделяется несколько волокон, которые, образуя петлю, возвращаются назад по направлению к верхушке зуба. Уже в середине корня эти пучки, особенно краевые, разветвляются до того богато, что, например, в резцах можно насчитывать 30—40 пучочков нервных волокон. Волокна, делясь дихотомически, распространяются по направлению к периферии, где в вейлевском слое, многократно делясь, образуют расположенное под одон-тобластами сплетение и, частично проникая через слой одонто-бластов, образуют над ними второе сплетение волоконец. Из этих сплетений, как доказали М. А. Милашкина, И. О. Окс-ман, Л. Р. Рубин, Г. В. Ясвоин, Тайода (Tojoda), Филипп (Philipp) и др., часть волоконец вступает в дентинные каналь-цы и часть — в основное вещество дентина, где они ветвятся в различных направлениях. Г. В. Ясвоин указывает, что и с клинической, и с физиологической точек зрения наличие нервов в дентине в настоящее время доказано, причем безмякотные нервные волокна проникают в дентинные канальцы из пульпы, а также образуют в основном веществе дентина широкопетлистую сеть. Л. Р. Рубин на основании своих исследований отмечает, что нервы содержатся только в части дентинных канальцев.
На 1 мм2 поперечного сечения дентина находятся 15—20 тысяч дентинных канальцев, а вблизи пульпы — свыше 75 тысяч. Внутри дентинных канальцев, кроме нервных волоконец, находятся также весьма чувствительные волоконца Томса, которые представляют собой длинные отростки клеток пульпы — одонтоб/ia-стов При этом нервные волоконца оплетают отростки одонто-бластов.
Вместе с тем иннервирующие ткани зуба нервные волокна обезболиваемого при проводниковой анестезии нерва могут оказаться менее обезболенными, чем нервные волокна, иннервирующие окружающие зуб ткани.
Дело в том, что при смывании обезболивающим раствором нерва в целевом пункте проводниковой анестезии сначала пропитываются раствором периферические, а затем центрально расположенные волокна нерва.
Ввиду того, что пульпа и дентин иннервируются самыми центральными волокнами обезболиваемого нерва, зуб после соответствующей проводниковой анестезии, при совершенном непопадании раствора на центральные волокна нерва, полностью сохраняет чувствительность, а при недостаточном контакте раствора с центральными волокнами будет только слабое обезболивание и лишь после проникновения достаточного количества раствора до центральных волокон нерва ткани зуба могут становиться вполне обезболенными. При пропитывании центральных волокон нерва обезболивающим раствором обезболивание в тканях зуба всегда наступает позже, чем в околозубных тканях, иннервируемых периферическими волокнами обезболиваемого нерва.
Опыт показывает также, что чем толще нерв, тем для полного обезболивания иннервируемых им тканей требуется применить обезболивающий раствор более высокой концентрации и выждать больше времени до наступления полной анестезии.
При инфильтрационной анестезии, где обычно инфильтру-ются обезболивающим раствором тонкие нервные веточки и их окончания, анестезия наступает быстро даже при пользовании самым слабым раствором (0,5% и даже 0,25%).
При периферической проводниковой анестезии на верхней челюсти (бугорная и подглазничная), где обезболиваются сравнительно нетолстые нервные ветви (задние верхнелуночковые и подглазничный нервы), мы достигаем обезболивания 1% раствором и сравнительно скоро после обезболивающей инъекции—через 5—10 минут. При нижнечелюстной (мандибуляр-ной) анестезии, где обезболивается нижнелуночковый нерв, более толстый, чем вышеуказанные нервы, для получения достаточного обезболивания всех иннервируемых этим нервом тканей приходится пользоваться 2% раствором и выжидать 10—15 минут и нередко даже 20 минут после проводниковой
23* 355
обезболивающей инъекции. При центральных проводниковых анестезиях, где обезболивающим раствором омываются еще более толстые нервные стволы, приходится пользоваться раствором не ниже 2% и выжидать до наступления полной анестезии в иннервируемых этими нервами областях 20—25 минут после проводниковой обезболивающей инъекции.
Это объясняется тем, что чем толще нерв, тем, естественно, больше требуется времени для пропитывания раствором всех его волокон, а также тем, что растворы в более высоких концентрациях активнее диффундируют в глубь нерва и обезболивают более глубокие волокна.
Имеет значение и то, что чем ближе к центру, тем не только толще нерв, но и тем толще и плотнее его периневральная оболочка. Концентрированный же раствор обезболивающего вещества активнее и быстрее диффундирует как через толстую и плотную периневральную оболочку, так и в глубь толстого нерва, чем неконцентрированный.
Для проводникового обезболивания пульпы требуется более высокая концентрация раствора новокаина и приходится дольше выжидать наступления обезболивания в связи с наличием в пульпе по преимуществу мякотных волокон, так как волокна, более богатые миелином, менее чувствительны к обезболивающему раствору и пропитываются им наиболее медленно.
Обнаруживаемые в пульпе, наряду с мякотными, безмякот-ные волокна большей частью происходят из мякотных волокон, потерявших свой миелин. Как известно, в дентине, в основном его веществе и дентинных канальцах, находятся безмякотные нервные волоконца, но они все происходят из мякотных волокон пульпы.
Исходя из сказанного, для безболезненного оперирования на тканях зуба (препаровка дентина при обработке кариозной полости, спиливание зуба при подготовке зуба к коронковому протезированию, вскрытие пульповой камеры, ампутация и экстирпация пульпы) под проводниковой анестезией необходимо соблюдать ряд следующих методических правил:
1. Как мы убедились из наших наблюдений, концентрация обезболивающего раствора в этих случаях должна быть более высокой (не ниже 2% как на верхней, так и на нижней челюсти) , чем при проводниковой анестезии для обезболивания других оперативных вмешательств на челюстях, в частности для удаления зуба.
К такому же убеждению, в числе многих других авторов, пришел С. И. Вайс, проведший лечение около 700 пульпитных зубов под проводниковой анестезией. Вайс рекомендует пользоваться для этих целей 4% раствором новокаина.
Также Браун, Кнейкер (Kneucker) и др. рекомендуют применять в этих целях 4% раствор новокаина.
Растворы новокаина высокой концентрации, 2% и выше, Пропитывают волокна обезболиваемого нерва активнее и проникают в него глубже, чем более слабые растворы его (1— 1,5%).
2. Обезболивание пульпы и дентина после соответствующей Проводниковой анестезии, даже при пользовании раствором Новокаина высокой концентрации, наступает позже, чем обезболивание окружающих зуб тканей. Поэтому для достижения Полной безболезненности вмешательств на тканях зуба следует выжидать дольше (на верхней челюсти—15—20 минут, а на нижней—25—30 минут), чем обычно при удалении зуба или других вмешательствах на челюстях под проводниковой анестезией (на верхней челюсти—5—10 минут, на нижней— ]0—15 минут).
3. Там, где имеется возможность осуществить проводниковую анестезию не только внеканально, но и внутриканально (подглазничная и подбородочная анестезии), ^ следует применить внутриканальную методику. Такая методика обеспечивает более тесный контакт обезболивающего раствора с нервом, возможность пропитывания раствором более значительного количества нервных волокон и, следовательно, более сильное обезболивающее воздействие раствора на центрально расположенные волокна.
У детей, у которых костное вещество челюсти пористо и, вследствие недостаточного оссифицирования челюсти, податливо для инъекционной иглы, можно сравнительно легко внутри-костным путем подвести обезболивающий раствор со стороны альвеолярного края нижней челюсти до нижнечелюстного канала и с успехом произвести внутриканально также анестезию нижнелуночкового нерва. Остающийся при этой методике необезболенным язычный нерв можно обезболить дополнительно (см. ниже).
4. Прибавление адреналина, удлиняющего и усиливающего обезболивающий эффект раствора новокаина, обязательно. Адреналин обладает не только сосудосуживающим действием, но и свойством уплотнять тканевые коллоиды и тем самым уменьшать рассасываемость новокаина. Присоединение адреналина к обезболивающему раствору обусловливает более длительное удержание новокаина вблизи обезболиваемого нерва и, следовательно, дает возможность более глубокого пропитывания раствором нервных волокон.
Для усиления обезболивающего эффекта анестетика полезно прибавление также препарата гиалуронидазы (лидазы), способствующего более активному проникновению обезболивающего раствора через периневральную оболочку и в глубь нерва при отсутствий противопоказаний к применению этого препарата (см. главу «Местноанестезирующие вещества и средства, усиливающие и удлиняющие их действие»).
5. Техника анестезии должна быть безупречной Образованное при правильной технике проводниковой анестезии достаточное депо обезболивающего раствора точно в целевом пункте анестезии, вблизи обезболиваемого нерва, ведет к пропитыванию обезболивающим раствором не только периферических волокон, но и центральных.
6. Вайс, Кнейкер и др. считают, что для обезболивания пульпы и дентина нет надобности на верхней челюсти в добавлении к бугорной или подглазничной проводниковым анестезиям небной проводниковой анестезии, а на нижней челюсти можно ограничиться только обезболиванием нижнелуночкового нерва, минуя язычный.
Однако мы в своей практике убедились, что, добавляя на верхней челюсти к бугорной и подглазничной проводниковым анестезиям небную проводниковую или инфильтрационную анестезии, а на нижней челюсти к проводниковому обезболиванию нижнелуночкового нерва также проводниковое обезболивание язычного нерва, тем более инфильтрационное обезболивание в области язычной десны, мы определенным образом увеличиваем степень анестезии соответствующих зубов.
Это явление объясняется следующим.
На небной стенке альвеолярного отростка верхней челюсти имеются хорошо выраженные канальцы, через которые проникают нервные веточки переднего небного нерва в кость челюсти и иннервируют, таким образом, не только слизистую оболочку, надкостницу и кость с небной стороны, но и анастомозируют с веточками подглазничного и задних верхнелуночковых нервов и, следовательно, участвуют в иннервации соответствующих зубов. При инфильтрационной анестезии слизистой оболочки неба выпущенный здесь обезболивающий раствор, помимо анестезирующего влияния на указанные веточки переднего небного нерва, проникая через небные канальцы в кость челюсти, в известной мере обезболивает также заложенные в кости зубные веточки подглазничного и задних верхнелуночковых нервов. На язычной стенке нижней челюсти имеется ряд выраженных отверстий и канальцев, так называемых язычных отверстий, через которые проникают в кость веточки язычного нерва, анастомозирующие с зубными веточками нижнелуночкового нерва. Следовательно, луночковые веточки язычного нерва иннервируют не только десну, надкостницу и кость челюсти с язычной стороны, но и частично участвуют, одновременно с веточками нижнелуночкового нерва, в иннервации нижних зубов.
Надо отметить, что через язычные отверстия проникают в челюсть не только веточки язычного нерва, но и челюстно-подъ-язычного нерва, п. mylohyoidens, которые также принимают некоторое участие, помимо иннервации язычной десны, надкостницы и кости, в нервоснабжении нижних зубов. Язычный
нерв может, как известно, хорошо обезболиваться так называемой нижнечелюстной проводниковой анестезией одновременно с обезболиванием нижнелуночкового нерва. Челюстно-нодъязычный же нерв, ввиду его ответвления от нижнечелюстного нерва выше места целевого пункта нижнечелюстной проводниковой анестезии, нередко при этой последней не обезболивается, а обезболивается всегда, как указывалось выше, при анестезии у овального отверстия. Поэтому для бессомненного выключения иннервации со стороны отходящих в челюсть веточек челюстно-подъязычного нерва следует добавить к нижнечелюет-ной проводниковой анестезии инфильтрационное обезболивание язычной десны, при котором обезболиваются веточки язычного и челюстно-подъязычного нервов в соответствующем участке нижней челюсти. При инфильтрационной анестезии язычной десны выпущенный здесь раствор, помимо обезболивания лу-ночковых веточек язычного и челюстно-подъязычного нервов, проникая через язычные отверстия в челюсть, принимает также участие в обезболивании заложенных в кости зубных веточек нижнелуночкового нерва.