Выдача (экстрадиция) - один из основных видов международного сотрудничества по уголовным делам и наиболее сложный по исполнению правовой институт

По вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора Российская Федерация сотрудничает на двусторонней основе с более чем 33 странами. При отсутствии международного договора порядок выдачи таких лиц определяется обязательствами сторон на основе принципа взаимности. Это на практике означает, что запросы о выдаче можно направлять и в те государства, с которыми нет договора о взаимной правовой помощи и которые не являются государствами-участниками международных конвенций и договоров.

Российская Федерация является участницей Европейской конвенции о выдаче (1957 г.) и двух Дополнительных протоколов к ней, Минской конвенции (1993 г.), в которой вопросам выдачи посвящены ст. ст. 56 - 71, и Протокола к ней.

Обязательная выдача производится при наличии договора. Как правило, обязательной выдаче подлежат собственные граждане договаривающихся сторон, скрывшиеся на территории запрашиваемого государства после совершения преступления в стране своего гражданства.

Документом, порождающим правоотношения о выдаче для следственных органов РФ, является запрос о выдаче лица для последующего уголовного преследования за преступление, совершенное в пределах РФ, или исполнения приговора. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется только через Генеральную прокуратуру РФ, ей же принадлежит и исключительное право принятия решений о выдаче по запросам иностранных государств независимо от цели выдачи.

Прежде чем направить запрос о выдаче, необходимо соблюсти ряд общепринятых условий: а) преступление должно быть экстрадиционным, т.е. входить в перечень преступлений, за совершение которых можно требовать выдачи преступника; б) должно иметь место двустороннее определение состава преступления («двойная преступность»), когда то или иное правонарушение считается преступным в соответствии с законодательством обеих сторон; в) существуют ограничения в преследовании выданного лица. Выданное лицо не может быть преследуемо в уголовном порядке за какие-либо другие преступления кроме тех, которые обусловили выдачу (ст. 14 Европейской конвенции о выдаче 1957 г.).

Как международно-правовая процедура выдача выполняется в четыре, а при задействовании каналов МИД (на условиях взаимности), в пять этапов:

1) Подготовка инициатором выдачи (прокурором, следователем или судом) необходимых документов (ст. 58 Минской конвенции) и предоставление их в Генеральную прокуратуру РФ, которая направляет запрос о выдаче и необходимые материалы соответствующему компетентному органу запрашиваемого государства.

2) Рассмотрение конкретными органами запрашиваемой стороны запроса и, в случае согласия, его правовое оформление.

3) Принятие организационных мер: заключение под стражу, информирование запрашивающей стороны, согласование места и времени передачи лица, конвоирование.

4) Акт физической передачи выдаваемого лица.

В соответствии со ст. 4 ФЗ от 25 октября 1999 г. «О ратификации Европейской конвенции о выдаче и Дополнительного протокола к ней» все вопросы о выдаче находятся в исключительном ведении Генеральной прокуратуры РФ.

Перечень требований к запросу содержится в ст. 58 Минской конвенции о выдаче и в ч. 4 и 5 настоящей статьи УПК. Ст. 13 Европейской конвенции предусматривает предоставление дополнительной информации по просьбе запрашиваемой стороны и устанавливает возможность установления предельного срока ее получения.

Запрос о выдаче должен содержать:

1) наименование и адрес запрашивающего органа;

2) полное имя (фамилия, имя, отчество) лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие сведения о нем, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифициро­вать личность;

3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о вы­даче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обяза­тельным указанием санкций;

4) сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в за­конную силу, или постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.

Положения статьи 461 УПК РФ «Пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации» полностью согласуется со ст. 14 Европейской конвенции о выдаче (1957 г.), которая называется «Правило конкретности», ст. 66 Минской конвенции «Пределы уголовного преследования выданного лица», а также с соответствующими статьями двусторонних договоров. Исходя из принципа обязательности взаимного добросовестного исполнения взятых на себя обязательств, предусмотренных международными договорами, данное правило применяется и к лицам, которых выдала РФ.

Ситуация, возникающая при получении нескольких запросов о выдаче одного и того же лица, регламентируется ст. 17 Европейской конвенции о выдаче «Противоречащие друг другу запросы» и ст. 65 «Коллизия требований о выдаче» Минской конвенции (1993 г.). Аналогичная норма содержится и в ст. 79 Конвенции, подписанной в г. Кишиневе главами государств- участников Содружества Независимых Государств 7 октября 2002 года.

Исходя из положения о том, что вопросы выдачи находятся в исключительном ведении Генеральной прокуратуры РФ, она, получив запрос о выдаче, прежде всего проверяет полноту указанных в запросе сведений и наличие необходимых приложений. При обнаружении неполноты представленных данных делается запрос о дополнительных сведениях в иностранное учреждение, приславшее запрос о выдаче. Затем Генеральный прокурор РФ или его заместитель с соблюдением правил о подследственности уголовных дел поручает органу предварительного расследования проверку в отношении лица, выдача которого запрашивается, а также производство процессуальных действий, связанных с арестом этого лица.

Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства принимает Генеральный прокурор РФ или его заместитель после изучения всех материалов о лице, в отношении которого поступил запрос о выдаче. О принятом решении уведомляется запрашивающее государство в лице его компетентного органа.

МИД РФ передает материалы о выдаче в установленном порядке со своей нотой через российское посольство в иностранном государстве Министерству иностранных дел этого государства. При отсутствии оснований для отказа в исполнении запроса о выдаче на условиях взаимности МИД иностранного государства направляет запрос о выдаче и все необходимые материалы центральному органу юстиции своего государства для решения вопроса по существу.

Выдача лица может быть произведена в случаях:

1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше 1 года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного пресле­дования;

2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуж­дено к лишению свободы на срок не менее 6 месяцев или к более тяж­кому наказанию;

3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гаранти­ровать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, пере­дано либо выдано третьему государству без согласия РФ.

Вопрос о выдаче лиц, обладающих привилегиями и иммунитетами, решается с применением международных правовых актов общего значения.

По вопросам выдачи стороны сносятся друг с другом в порядке, предусмотренном международным договором, а при его отсутствии - по дипломатическим каналам. Дополнительный способ передачи копии запроса Генеральной прокуратуры РФ о выдаче - по каналам Интерпола или по факсимильной связи непосредственно в исполняющее учреждение.

При наличии ходатайств нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица Генеральный прокурор РФ или его заместитель принимает решение о том, какое из ходатайств подлежит удовлетворению и какому государству следует выдать данное лицо.

В УПК РФ закреплено положение о том, что о принятом решении Генеральный прокурор РФ или его заместитель в течение 24 часов письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно было принято. Территориальные и региональные прокуроры по получении сообщения Генерального прокурора РФ или его заместителя обязаны в указанный срок с момента его подписания довести это уведомление до арестованного под расписку.

В соответствии со статьей 463 УПК РФ решение Генерального прокурора РФ или его заместителя о выдаче может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно принято, или его защитником в течение 10 суток с момента получения уведомления о выдаче в верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа.

Особо следует учесть, что при проверке законности и обоснованности решения о выдаче суд не должен обсуждать вопросы виновности лица, принесшего жалобу. В ходе судебного заседания суд ограничивается только проверкой соответствия решения о выдаче данного лица законодательству и международным договорам РФ, т.е. проверяет наличие оснований для выдачи и правильность оформления необходимых для этого документов.

В соответствии с частью 1 статьи 464 УПК РФ выдача лица не допускается если:

- лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином РФ;

- лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государ­ства о выдаче, предоставлено убежище в РФ в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, ве­роисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к опреде­ленной социальной группе или по политическим убеждениям;

- в отношении указанного в запросе лица на территории РФ за тоже самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;

- в соответствии с законодательством РФ уголов­ное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законно­му основанию;

- имеется вступившее в законную силу решение РФ о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами РФ.

В выдаче лица может быть отказано, если:

1) деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по уголовному закону преступлением;

2) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории РФ или против интересов РФ за пределами ее территории;

3) за то же самое деяние в РФ осуществляется уго­ловное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о вы­даче;

4) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен за­прос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.

Ст. 3-12 Европейской конвенциио выдаче предусматривают перечень обстоятельств, влекущих отказ в выдаче.

Дополнительными протоколами к ней установлено также, что выдача не производится, если в третьем государстве, которое является участником данной конвенции, вынесено окончательное решение по делу в связи с преступлением, являющимся предметом разбирательства (ст. 2 Дополнительного протокола 1975 г. и ст. 4 Второго Дополнительного протокола 1978 г.)

При подписании Европейской конвенции Российская Федерация сделала ряд оговорок. Отказ последует:

а) если выдача лица запрашивается с целью привлечения к уголовной ответственности в чрезвычайном суде или в суде упрощенного судопроизводства либо исполнения приговора этих судов;

б) если имеются основания полагать, что в отношении этого лица не будут соблюдены минимальные гарантии, предусмотренные ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, или выдаваемое лицо будет подвергнуто пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания, или выдача может повлечь серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья и другие основания, перечисленные в ст. 1 ФЗ от 25 октября 1999 г. «О ратификации Европейской конвенции о выдаче и Дополнительного протокола к ней».

Российская Федерация исходит из того понимания, что положения статьи 2 Конвенции должны применяться таким об­разом, чтобы обеспечить неот­вратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции.

Российская Федерация исходит из того понимания, что законодательство РФ не содержит понятия «политические преступления». Во всех случаях при решении вопроса об оказании пра­вовой помощи РФ не будет рассматри­вать в качестве «политических преступлений» или «преступле­ний, связанных с политически­ми преступлениями", в частно­сти, следующие деяния:

а) преступления против че­ловечества, предусмотренные в ст. II и III Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), ст. II и III Кон­венции о пресечении преступ­ления апартеида и наказании за него (1973 г.) и ст. 1 и 4 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловеч­ных или унижающих достоинст­во видов обращения и наказа­ния (1984 г.);

б) преступления, предусмо­тренные в ст. 50 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действую­щих армиях (1949 г.), ст. 51 Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (1949 г.), ст. 130 Женевской конвенции об обращении с во­еннопленными (1949 г.), ст. 147 Женевской конвенции о защите гражданского населе­ния во время войны (1949 г.), ст. 85 Дополнительного протокола I к Женевским кон­венциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (1977 г.), и ст. 1 и 4 Дополнительного протокола II к Женевским кон­венциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов неме­ждународного характера (1977 г.);

в) правонарушения, преду­смотренные в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.), Конвенции о борьбе с незакон­ными актами, направленными против безопасности граждан­ской авиации (1971 г.), и Протоколе о борьбе с незакон­ными актами насилия в аэро­портах, обслуживающих меж­дународную гражданскую авиа­цию (1988 г.), дополняющем упомянутую Конвенцию 1971 г.;

г) преступления, предусмот­ренные в Конвенции о предот­вращении и наказании преступ­лений против лиц, пользующих­ся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973 г.);

д) преступления, предусмо­тренные в Международной кон­венции о борьбе с захватом за­ложников (1979 г.);

е) правонарушения, преду­смотренные в Конвенции о фи­зической защите ядерного ма­териала (1980 г.);

ж) правонарушения, преду­смотренные в Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.);

з) иные сравнимые преступ­ления, предусмотренные в многосторонних международ­ных договорах, участником ко­торых является РФ.

Отказ в выдаче обязывает государство решить вопрос об уголовной ответственности невыданного лица.

Минская (ст. 60, 61, 62) и Европейская конвенции о выдаче (ст.16), а также другие договоры РФ предусматривают как арест, так и задержание выдаваемого лица для обеспечения выдачи. Но эти меры принуждения подлежат исполнению лишь при наличии оснований для выдачи и избрания меры пресечения запрашивающим государством.

Временный арест разыскиваемого лица как предварительная мера согласно Европейской конвенции возможен только при соответствии этой процедуры национальному законодательству. Решение этого вопроса увязано с видом совершенного преступления.

Подлежащее выдаче лицо заключается под стражу. Постановление о применении судебного решения суда иностранного государства об аресте лица, подлежащего выдаче, выносится соответствующим прокурором, которому дано это поручение.

Заключение под стражу в связи с выдачей может быть обжаловано и в суд по месту содержания лица под стражей. Однако предметом судебной проверки в Российской Федерации будет только соблюдение норм международных договоров и УПК РФ, регламентирующих процедуру заключения под стражу в связи с выдачей.

Если обвиняемый скрылся и установлено, что он покинул РФ, объявляется международный розыск. Производство по делу приостанавливается, а поручение о розыске направляется для исполнения в НЦБ Интерпола РФ.

Международное право допускает арест или задержание лица до получения запроса о выдаче. Это относится к случаям, не терпящим отлагательства. Материально-правовое основание для ареста и задержания будет тем же, что и по запросу о выдаче. Процессуальными основаниями для ареста и задержания до получения запроса о выдаче являются:

- ходатайство центрального учреждения юстиции иностранного государства об аресте (задержании) до представления запроса о выдаче, которое может быть передано по почте, телеграфу, телексу, телефону или иным способом в письменной форме с указанием, что запрос о выдаче будет представлен дополнительно;

- постановление о взятии под стражу (задержании) или приговор, вступивший в законную силу (о принятии этих решений сообщается в ходатайстве);

- решение центрального учреждения юстиции о выдаче, которое принимается после изучения всех материалов о лице, подлежащем выдаче.

Срок содержания под стражей (п. 4 ст. 109 УПК РФ) лица, подлежащего выдаче, не может превышать установленный международным договором (ст.18 Европейской конвенции о выдаче). При условии соблюдения положений п. 5 ст. 18 Европейской конвенции о выдаче, если требуемое лицо не было передано в установленную дату передачи, то оно может быть освобождено по истечении 15 дней и в любом случае освобождается по истечении 30 дней. Запрашиваемая Сторона может отказать в его выдаче за одно и то же правонарушение. Если не зависящие от нее обстоятельства препятствуют Стороне в передаче или приеме лица, подлежащего выдаче, она уведомляет другую Сторону. Обе Стороны договариваются о новой дате передачи, при этом применяются положения п. 4 ст. 18 Европейской конвенции о выдаче. В случае возбуждения ходатайства о повторной выдаче, выдаче на время или выдаче под условием срок содержания под стражей выдаваемого лица исчисляется заново.

По истечении предельного срока, установленного договором, исполняющая сторона освобождает лицо. В предусмотренных законом случаях (незаконном въезде в страну) освобожденный иностранец депортируется в страну своего гражданства.

Место, время и другие условия передачи выдаваемого лица определяются центральными учреждениями юстиции договаривающихся Сторон в соответствии с правилами, установленными международными договорами РФ.

Решение о выдаче и порядке передачи выдаваемого лица оформляется в Генеральной прокуратуре РФ соответствующим мотивированным постановлением.

Наши рекомендации