Примерная тематика тренингов

При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Экономика организаций» используется разбор конкретных ситуаций по тематике, соответствующей каждому модулю. Удельный вес занятий, проводимый в активной форме, составляет около 40%.

Тренинги, деловые и ролевые игры являются формой индивидуально-группового и профессионально - ориентированного обучения на основе реальных или модельных ситуаций применительно к виду профессиональной деятельности обучающихся. Основная задача преподавателя – активизировать работу студентов на занятии. Группа делится на микрогруппы, в которой назначается модератор – руководитель деятельности каждого студента в соответствии с его профессиональной ролью.

Рекомендуется проведение тренингов, ролевых и деловых обучающихся игр по тематике учебно-образовательных модулей. Примерная тематика занятий с использованием форм активного обучения представлена в табл. 6.

Таблица 6

Формы активного обучения

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели применения активных форм обучения Темы и применяемые активные формы обучения и другие образовательные технологии  
 
Модуль I. Предприятие в системе рыночных отношений Цель: сформировать понятийный аппарат, закрепить полученные знания по формам и видам предприятий Тема 1. Предприятия различных форм собственности в современной экономике России. ( Дискуссия, разработка и презентация рефератов).  
Тема 2. Производственная и организационная структура предприятия. (Ситуационные задания)  
Модуль II. Производственные ресурсы предприятия и эффективность их использования Цель: сформировать понятийный аппарат, выработка практических навыков анализа эффективности использования ресурсов предприятия и выбора направлений оптимизации ресурсного потенциала Тема 3. Основные производственные фонды и оборотные средства предприятий экономическая эффективность их использования. (Анализ конкретных ситуаций ).  
Тема 4. Трудовые ресурсы предприятия и производительность труда. (Анализ конкретных ситуаций )  
Модуль III. Основные показатели конечных результатов деятельности предприятия Цель: сформировать понятийный аппарат, выработать практические навыки формирования себестоимости Тема 5. Формирование себестоимости как показателя текущих издержек предприятия и направления ее снижения. (Анализ конкретных ситуаций с составлением калькуляций и смет затрат).  
Тема 6. Политика ценообразования в условиях рынка и методика расчета цен на предприятии. (Анализ конкретных ситуаций с выбором методов ценообразования и формированием цен на продукцию).  
Модуль IV. Основные факторы развития предприятия Цель: закрепление лекционного материала посредством проведения студентами комплексного анализа и расчета результирующих показателей деятельности предприятия Тема 7. Формирование и распределение прибыли предприятия. (Анализ проблемных ситуаций)  
Тема 8. Расчет экономических показателей от внедрения НТП. (Анализ проблемных ситуаций с расчетом результирующих показателей деятельности предприятий)  
Тема 9. Оценка инвестиционных проектов. (Анализ конкретных ситуаций ).  


Таблица 7

Учебно-образовательные модули дисциплины и

междисциплинарные связи с последующими дисциплинами*

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин*
  Модуль I. Предприятие в системе рыночных отношений        
Тема 1. Предприятие как основное звено рыночной экономики и организационно-правовые формы предприятий   * *  
Тема 2 Внешняя и внутренняя среда организации *   *  
  Модуль II. Производственные ресурсы предприятия и эффективность их использования        
Тема 3. Основные производственные фонды и оборотные средства * * * *
Тема 4. Трудовые ресурсы и производительность труда * * * *
  Модуль III. Основные показатели конечных результатов деятельности предприятия          
Тема 5. Издержки предприятия и себестоимость продукции *   * *
Тема 6. Ценовая политика предприятия *   *  
Тема 7. Формирование финансовых результатов предприятия        
  Модуль IV. Основные факторы развития предприятия        
Тема 8. Научно-технический прогресс – основа интенсификации производства *   * *
Тема 9. Инвестиционная политика предприятия * * * *

Перечень последующих дисциплин:

1. Антикризисное управление экономикой

2. Региональная экономика

3. Экономика и управление малым бизнесом

4. Экономический и финансовый анализ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 50% от общей трудоемкости дисциплины и является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня.

Наши рекомендации