Примерная тематика тренингов
При реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Экономика организаций» используется разбор конкретных ситуаций по тематике, соответствующей каждому модулю. Удельный вес занятий, проводимый в активной форме, составляет около 40%.
Тренинги, деловые и ролевые игры являются формой индивидуально-группового и профессионально - ориентированного обучения на основе реальных или модельных ситуаций применительно к виду профессиональной деятельности обучающихся. Основная задача преподавателя – активизировать работу студентов на занятии. Группа делится на микрогруппы, в которой назначается модератор – руководитель деятельности каждого студента в соответствии с его профессиональной ролью.
Рекомендуется проведение тренингов, ролевых и деловых обучающихся игр по тематике учебно-образовательных модулей. Примерная тематика занятий с использованием форм активного обучения представлена в табл. 6.
Таблица 6
Формы активного обучения
№ п/п | Учебно-образовательный модуль. Цели применения активных форм обучения | Темы и применяемые активные формы обучения и другие образовательные технологии | |
Модуль I. Предприятие в системе рыночных отношений Цель: сформировать понятийный аппарат, закрепить полученные знания по формам и видам предприятий | Тема 1. Предприятия различных форм собственности в современной экономике России. ( Дискуссия, разработка и презентация рефератов). | ||
Тема 2. Производственная и организационная структура предприятия. (Ситуационные задания) | |||
Модуль II. Производственные ресурсы предприятия и эффективность их использования Цель: сформировать понятийный аппарат, выработка практических навыков анализа эффективности использования ресурсов предприятия и выбора направлений оптимизации ресурсного потенциала | Тема 3. Основные производственные фонды и оборотные средства предприятий экономическая эффективность их использования. (Анализ конкретных ситуаций ). | ||
Тема 4. Трудовые ресурсы предприятия и производительность труда. (Анализ конкретных ситуаций ) | |||
Модуль III. Основные показатели конечных результатов деятельности предприятия Цель: сформировать понятийный аппарат, выработать практические навыки формирования себестоимости | Тема 5. Формирование себестоимости как показателя текущих издержек предприятия и направления ее снижения. (Анализ конкретных ситуаций с составлением калькуляций и смет затрат). | ||
Тема 6. Политика ценообразования в условиях рынка и методика расчета цен на предприятии. (Анализ конкретных ситуаций с выбором методов ценообразования и формированием цен на продукцию). | |||
Модуль IV. Основные факторы развития предприятия Цель: закрепление лекционного материала посредством проведения студентами комплексного анализа и расчета результирующих показателей деятельности предприятия | Тема 7. Формирование и распределение прибыли предприятия. (Анализ проблемных ситуаций) | ||
Тема 8. Расчет экономических показателей от внедрения НТП. (Анализ проблемных ситуаций с расчетом результирующих показателей деятельности предприятий) | |||
Тема 9. Оценка инвестиционных проектов. (Анализ конкретных ситуаций ). |
Таблица 7
Учебно-образовательные модули дисциплины и
междисциплинарные связи с последующими дисциплинами*
№ п/п | Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин* | |||
Модуль I. Предприятие в системе рыночных отношений | |||||
Тема 1. Предприятие как основное звено рыночной экономики и организационно-правовые формы предприятий | * | * | |||
Тема 2 Внешняя и внутренняя среда организации | * | * | |||
Модуль II. Производственные ресурсы предприятия и эффективность их использования | |||||
Тема 3. Основные производственные фонды и оборотные средства | * | * | * | * | |
Тема 4. Трудовые ресурсы и производительность труда | * | * | * | * | |
Модуль III. Основные показатели конечных результатов деятельности предприятия | |||||
Тема 5. Издержки предприятия и себестоимость продукции | * | * | * | ||
Тема 6. Ценовая политика предприятия | * | * | |||
Тема 7. Формирование финансовых результатов предприятия | |||||
Модуль IV. Основные факторы развития предприятия | |||||
Тема 8. Научно-технический прогресс – основа интенсификации производства | * | * | * | ||
Тема 9. Инвестиционная политика предприятия | * | * | * | * |
Перечень последующих дисциплин:
1. Антикризисное управление экономикой
2. Региональная экономика
3. Экономика и управление малым бизнесом
4. Экономический и финансовый анализ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 50% от общей трудоемкости дисциплины и является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня.