Промышленная безопасность
Согласно статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.97г. “Участок ведения буровых работ” – буровая площадка (кустовая или одиночная) с установленной и работающей на ней стационарной или передвижной установкой для бурения и освоения скважины является опасным производственным объектом (Приложение 1 Федерального закона, пп.№1,2,3,5),так как относится к категории производственных объектов, на которых получаются, используются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные:
- воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
- горючие вещества – жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
- взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
- используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
- используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы;
- ведутся горные работы в подземных условиях.
Характеристики пожаровзрывоопасных веществ, используемых для работы
оборудования, находящихся на буровой площадке, а также образующихся при аварийных ситуациях, приведены в таблице 8.1 книги 4 “Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности”, показатели токсичности химреагентов и материалов, используемых при строительстве скважин, приведены в табл. 3.3.2 книги 2 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды».
Согласно статьи 9 Федерального Закона № 116-ФЗ предъявляются следующие требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта:
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- соблюдать положения Федерального Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
- иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
- допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области
промышленной безопасности;
- иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и
нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
- организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
- обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
- обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
- предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
- обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
- разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
- заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
- выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
- приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта
самостоятельно или по предписанию федерального органа исполнительной
власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
- осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
- принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном
производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
- анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
- своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган
исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
- принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на
опасном производственном объекте;
- вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
- представлять в федеральный орган исполнительной власти, специально
уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Работники опасного производственного объекта обязаны:
- соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
- проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
- незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
- в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
- в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации
аварии на опасном производственном объекте.
Согласно РД 03-484-02 [«Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических средств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах», утвержденное 09.07.2002г. Госгортехнадзором Росси, №43], по достижении срока эксплуатации, установленного в нормативной, конструкторской и эксплуатационной документации, стандартах, правилах безопасности, дальнейшая эксплуатация технического устройства, оборудования и сооружения без проведения работ по продлению срока безопасной эксплуатации не допускается.
Порядок продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств,
оборудования и сооружений, находящихся в эксплуатации, включает следующие основные этапы:
- установление необходимости проведения работ по продлению сроков безопасной эксплуатации (п.п.5,8 РД 03-484-02);
- подачу и рассмотрение заявки на проведение работ по продлению срока
эксплуатации и прилагаемых к ней документов;
- разработку, согласование и утверждение программы работ;
- проведение работ, предусмотренных программой, анализ полученной
информации и результатов, выработку технического решения о возможности
продления, разработку частных и итогового заключений по результатам выполненных работ;
- подготовку, согласование и утверждение решения о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений и, при необходимости, плана корректирующих мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продляемый период;
- принятие решения о дальнейшей эксплуатации (или прекращении эксплуатации);
- проведение заявителем корректирующих мероприятий, предусмотренных
решением о возможности продления срока безопасной эксплуатации оборудования и сооружений;
- контроль за выполнением корректирующих мероприятий.
Работы по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений проводятся:
- по заявке заказчика при выработке техническим устройством, оборудованием, сооружением нормативного срока эксплуатации;
- по требованию Ростехнадзора России или его территориального органа,
предъявляемому в установленном порядке.
Работы по определению возможности продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений выполняют экспертные организации.
При наличии организационно-технических возможностей (аттестованные
лаборатории, персонал) некоторые работы по контролю технического состояния технических устройств, оборудования и сооружений по согласованию с экспертной организацией могут выполняться эксплуатирующей организацией, что должно быть отражено в программе работ по продлению срока безопасной эксплуатации.
Итоговое заключение о возможности продления срока безопасной эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения (заключение экспертизы промышленной безопасности) подписывается руководителем экспертной организации и утверждается в порядке, установленном Госгортехнадзором России (п.4 ст.13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, “Правила проведения экспертизы промышленной безопасности” [ПБ 03-246-98], утвержденные постановлением Правительства РФ от 6.11.98, №64).
Решение о продолжении эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений в пределах продления сроков эксплуатации, их замене, ремонте или снижении рабочих параметров принимается руководителем эксплуатирующей организации. Решение не должно противоречить выводам экспертизы (итогового заключения).
Согласно статьи 10 Федерального закона 116-ФЗ, в целях обеспечения
готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии
организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации
последствий аварий на опасном производственном объекте;
- заключать с профессиональными аварийно - спасательными службами или с
профессиональными аварийно - спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно – спасательные службы или профессиональные аварийно - спасательные формирования, а также нештатные аварийно - спасательные формирования из числа работников;
- иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном
производственном объекте;
- создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в
случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Согласно статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ предъявляются
следующие требования к производственному контролю по промышленной
безопасности:
- Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с “Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте” (постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г., № 263);
- Каждая эксплуатирующая организация на основании вышеуказанных “Правил…” разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании и регистрации с территориальными органами Ростехнадзора;
- Ежеквартально эксплуатирующая организация должна представлять информацию в территориальный орган Ростехнадзора о проделанной работе по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
В соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от
06.07.94г. №809 "О федеральной целевой программе снижения уровня облучения населения России и производственного персонала от природных радиоактивных источников на 1994-1996гг." на предприятиях топливноэнергетического комплекса должен быть организован радиационный контроль. Источниками образования радиоактивных отходов при нефтедобыче могут быть, согласно Методическим указаниям "Обращение с радиоактивными отходами на нефтегазовых промыслах России" М.Министерство топлива и энергетики Р.Ф. 1995г.:
1) пластовые воды и водонефтяные эмульсии.
2) промысловое оборудование (НКТ, трубопроводы, насосы, арматура, резервуары и т.д.), на внутренней поверхности которого могут отлагаться и накапливаться ЕРН из водонефтяной эмульсии.
3) грунт, поверхность ремонтных площадок и помещений, в которых производятся технологические операции, связанные со вскрытием внутренних полостей оборудования (демонтаж и т.д.).
4) грунт, почва и растительный покров при случайных проливах пластовых вод или водонефтяных эмульсий.
Уровни радиоактивных загрязнений для указанных источников не превышают (ни на одном из обследованных промыслах России) верхний предел, определяющий слабоактивные отходы, либо они вообще не относятся к радиоактивным отходам(Методические указания,"Обращение с радиоактивными отходами на нефтепромыслах России" М.Министерство топлива и энергетики Р.Ф. 1995г. .
Классификация отходов по удельной радиоактивности определяется согласно ОСП-72/87, СПОРО-85.
Организация радиоактивного контроля осуществляется предприятием в
соответствии с "Типовым положением о службе радиационной безопасности
предприятий топливно-энергетического комплекса Российской Федерации" (ТЭС, нефтепромыслы). М., Министерство топлива и энергетики Р.Ф. 1995г.
"Радиационный контроль и пробоотбор. Оборудование и услуги. Каталог, НПП "Доза",1995.1996гг. В зависимости от мощности источников ионизирующих излучений радиационный контроль проводится службой радиационной безопасности предприятия либо службой техники безопасности (ответственным за радиационный контроль или дозиметристом), а также специалистами головной лаборатории радиационного контроля Минтопэнерго РФ или независимых испытательных лабораторий радиационного контроля. Радиационный контроль на нефтегазовых промыслах с нормальной радиационной обстановкой включает:
1. Первичное обследование с целью оценки естественного фона окружающей
местности.
2. Обследование с целью выявления радиационного фактора раз в год, либо 1 раз в шесть месяцев, если доза гамма-излучения на поверхности труб, оборудования превышает естественный фон, но не более чем в 3 раза. При этом измеряют не олько гамма -фон, но и загрязненность поверхностей бета- и альфа- активными нуклидами.
3. Спектрометрическое определение радиоактивности проб нефти, пластовой воды и грунта в местах пролива нефти и воды.
4. Определение радона 222 и его продуктов распада в воздухе помещений, связанных с ремонтом и хранением использовавшегося оборудования (не менее 2 раз в год),
5. Контроль мощности дозы гамма-излучения и поверхностной загрязненности бета-альфа-активными радионуклидами отработавшего оборудования и труб (не реже 2 раз в год).
При строительстве скважин должен быть обеспечен контроль радиационно-
экологической безопасной территории, на которой осуществляется строительство, а также радиационный контроль используемых для строительных материалов, конструкций и оборудования.
Методика проведения необходимых замеров и пробоотбор определяются ,согласно методическим указаниям "Радиационный контроль и пробоотбор на нефтегазовых промыслах и тепловых электростанциях России"М.Министерство топлива и энергетики Р.Ф. 1995г., характеристика и перечень приборов – согласно выше перечисленных методик.
Для оценки мощности экспозиционной дозы (МЭД) гамма-излучения используются приборы типа ДРГ-01Т, РКСБ-104, "Припять", "Дозор" и др., для контроля за уровнем загрязнения поверхностей- МКС-0 IP-01, "Бета" и др. Радиационный контроль проб пластовой воды, нефти и др. жидких материалов, проб грунта и сыпучих стройматериалов, газообразных сред проводится специализированными лабораториями. Результаты всех видов радиационного контроля фиксируются в специальном журнале по форме, указанной в методических указаниях "Радиационный контроль и пробоотбор на нефтегазовых промыслах и тепловых электростанциях России".М.Министерство топлива и энергетики Р.Ф. 1995г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ганджумян Р. А. «Инженерные расчеты при бурении глубоких скважин»– М.: Недра, 2000
- Иогансен К. В. «Спутник буровика»– М.: Недра, 1990.
- Калинин А. Г. «Бурение наклонных скважин»– М.: Недра, 1990.
- Леонов Е. Г. «Гидроаэромеханика в бурении»– М.: Недра, 1987.
- ПБ 08-624-03 «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности».