Единая государственная система предупреждения
И ликвидации чрезвычайных ситуаций
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» функционирует Единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.
Основная цель РСЧС — объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.
РСЧС базируется на нескольких постулатах: признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС; соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС; приоритет профилактической работе; комплексный подход при формировании системы, т. е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий; построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный (несколько субъектов РФ), территориальный (территория субъекта РФ), местный (район, город) и объектовый (организация, предприятие).
Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории. Главный руководящий орган — комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий. Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГОиЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Функциональные подсистемы РСЧС создают в министерствах, ведомствах и организациях РФ. Задача их состоит в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защите персонала и насе-ления территорий.
Руководство всей системой РСЧС осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).
Силы и средства системы РСЧС подразделяются на: силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации последствий ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг и контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.
Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спа-сательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций.
Территория РФ разделена на 9 регионов, в которых созданы региональные центры (РЦ) РСЧС: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск.
Система РСЧС функционирует в трех режимах:
1) режим повседневной деятельности (функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промыш-ленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке);
2) режим повышенной готовности (функционирование систем при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны);
3) чрезвычайный режим (функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения).
Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимает Правительство РФ, МЧС или соответствующие комиссии по ЧС.
План локализации аварийной ситуации (ПЛАС)
Цель составления плана заключается в определении возможных сценариев возникновения и развития ЧС, четкой конкретизации технических средств, действий промышленного персонала и специальных подразделений по локализации и ликвидации аварийной ситуации на соответствующих стадиях развития.
ПЛАС включает в себя блок-схему объекта, блок-карту объекта, оперативную часть и ситуационный план для особо опасных объектов. План перерабатывается не реже одного раза в пять лет, изучается производственным персоналом, а также соответствующими специальными подразделениями (газоспасатели, медицинские части, пожарные, силы ГО). Знание ПЛАС проверяется у работников в аттестационных или квалификационных комиссиях, кроме того ежегодно должны проводится занятия по взаимодействию промышленного пер-сонала и спецподразделений по локализации и ликвидации условной аварийной ситуации. Ответственный за состояние по проведению мероприятий согласно ПЛАС — это руководитель предприятия, а в подразделениях — начальник соответствующего подразделения.
Опасность объекта характеризуется энергетическими показателями взрывоопасности, размерами возможных зон разрушения, масштабами поражения при аварии. Определяются места возможного скопления опасных грузов, состояние подъездных путей, а также возможные пути эвакуации работников. Проводится анализ возможных сценариев возникновения и развития ЧС. Сценарии проводятся с использованием принципиальной технологической схемы, при этом предусматривается постадийное развитие аварии. Уровни развития аварийной ситуации подразделяются на:
— 1-й уровень (А) — характеризуется возникновением и развитием аварийной ситуации в пределах одного блока без влияния на смежные блоки. Локализация и ликвидация аварийной ситуации возможны производственным персоналом без привлечения спецподразделений (осуществляется оповещение соответствующих лиц, согласно плану);
— 2-й уровень (Б) — характеризуется возникновением и развитием аварийной ситуации с выходом за пределы блока, возможным продолжением аварии в окружающей среде в пределах цеха, производства. Локализация и ликвидация аварийной ситуации осуществляется промышленным персоналом с привлечением спецподразделений (с соответствующим уведомлением согласно плану);
— 3-й уровень (В) — характеризуется развитием аварийной ситуации с возможным разрушением объектов, зданий, сооружений на территории предприятия и за его пределами, возможными выбросами вредных веществ в окружающую среду и поражением населения близлежащих населенных пунктов. Локализация и ликвидация аварии осуществляется силами и средствами спецподразделений, а также подразделениями ГО.
Блок-карта разрабатывается начальником цеха для руководства действиями обслуживающего персонала технологического блока по локализации и ликвидации аварийной ситуации и аварий первого уровня, а также по защите и спасению людей. Блок-карта утверждается главными инженерами предприятия по согласованию с техническими службами предприятия. Блок-карта содержит:
— принципиальную технологическую схему, где указываются прямые и обратные материальные потоки с указанием запорной арматуры, пульта управления, автоматизации и сигнализации;
— монтажно-коммутационную схему с указанием конкретных аппаратов, автоматических извещателей, средств связи и т. д.;
— краткую характеристику опасности объекта (энергетические показатели взрывоопасности, радиус зон разрушения, зон поражения, а также возможные величины выброшенных токсичных продуктов);
— инструкцию по локализации и ликвидации ЧС;
— совокупность технических средств для локализации и ликвидации аварийной ситуации;
— порядок действий персонала.
Оперативная часть плана разрабатывается для руководства действиями промышленного персонала и спецподразделений по локализации и ликвидации аварийной ситуации второго уровня. Оперативная часть содержит:
— наименование стадии аварийной ситуации, т. е. опознавательные признаки аварии;
— оптимальные способы противоаварийной защиты;
— комплекс технических средств для локализации и ликвидации аварий;
— перечень исполнителей и порядок действий всех подразделений.
Оперативная часть согласовывается с пожарной охраной, газоспасательной службой и утверждается руководителем предприятия.
Ситуационный план разрабатывается для руководства и координации действий промышленного персонала, спецподразделений и формирований ГО по локализации крупных аварий (третьего уровня) и спасению людей. На плане обозначается промышленная площадка, жилые районы и населенные пункты близлежащих районов, указываются зоны возможных разрушений и поражений с учетом розы ветров и других метеопараметров. Особое внимание уделяется согласованности действий.