Для заочной формы обучения (на базе высшего образования)
по дисциплине Меры уголовно-процессуального принуждения
Курс 10 семестр
Рабочую программу осуществляют: Лекции: к.ю.н., доцент Нуркаева М.К. Практические занятия: к.ю.н., доцент Нуркаева М.К. | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2 Учебных часов – 72 лекций – 4 практических занятий – 6 самостоятельная работа студентов – 56 КСР – 2 Зачет – 4 |
№ П№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) | Количество часов аудиторной работы | Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка) | Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач | Количество часов самостоятельной работы | Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.) |
Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) решение и обсуждение задач 4) проверка заданий в рабочей тетради Форма промежуточной аттестации – зачет | |||||||
Тема 1.Социальные предпосылки института мер уголовно-процессуального принуждения 1.Социальная обусловленность государственного принуждения. 2.Правовая природа уголовно-процессуального принуждения. 3.Уголовно-процессуальное принуждение в механизме уголовно-процессуального регулирования. 4.Физическое принуждение в уголовном процессе. 5.Психическое воздействие на личность при применении иных мер принуждения в уголовном процессе. 6.Основные критерии правомерности ограничения прав граждан при применении принудительных мер. | лек/пз | 1/1 | Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5. Дополнительная литература: 1-12, 14,15. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) проверка заданий в рабочей тетради | ||
Тема 2.Система мер уголовно-процессуального принуждения и субъекты их применения 1.Понятие системы мер уголовно-процессуального принуждения. 2.Меры уголовно-процессуального принуждения гарантирующие собирание доказательств. 3.Меры уголовно-процессуального принуждения, служащие для устранения возникших или могущих возникнуть препятствий в ходе осуществления уголовного судопроизводства. 4.Меры уголовно-процессуального принуждения, ограничивающие право на свободу и неприкосновенность личности. 5.Участники уголовного судопроизводства, наделенные полномочиями по применению мер уголовно-процессуального принуждения. | лек/пз | 1/1 | Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5. Дополнительная литература: 1-12, 14,15. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) опрос 2) проверка конспектов научной и учебной литературы 3) проверка заданий в рабочей тетради | ||
Тема 3. Правовые источники регулирования принуждения в уголовном процессе 1.Международные акты и правовая система Российской Федерации. 2.Конституционные нормы как основа формирования законодательства о применении мер уголовно-процессуального принуждения. 3.Система уголовно-процессуальных норм, регламентирующих принудительные меры, применяемые при производстве по уголовному делу. 4.Роль решений Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в совершенствовании законодательства и практики по применению мер уголовно-процессуального принуждения. 5.Федеральные законы и иные нормативные акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов в сфере применения мер уголовно-процессуального принуждения. | лек/пз | 1/1 | Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5. Дополнительная литература: 1-12, 14,15. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) опрос 2) решение и обсуждение задач 3) проверка заданий в рабочей тетради | ||
Тема 4. Задержание 1.Понятие задержания в международном праве. 2.Основания, цели и мотивы задержания. 3.Задержание лица по непосредственно возникшему подозрению. 4.Задержание лица, преследуемого по уже расследуемому уголовному делу. 5.Задержание лица на предварительном расследовании; задержание подсудимого, не являющегося в судебное заседание. 6.Задержание осужденного в связи с решением вопросов, связанных с исполнением приговора. 7.Особенности задержания несовершеннолетнего. | лек/пз | 1/1 | Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5. Дополнительная литература: 1-12, 14,15. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) решение и обсуждение задач 2) проверка заданий в рабочей тетради | ||
Тема 5. Меры уголовно-процессуального пресечения 1.Понятие мер пресечения, их цели, основания применения и виды. 2.Заключение под стражу как самая строгая мера пресечения. 3.Домашний арест. 4.Залог как единственная имущественная мера пресечения в российском уголовном судопроизводстве. 5.Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым. 6.Личное поручительство. 7.Подписка о невыезде и надлежащем поведении. 8.Применение мер пресечения в стадии предварительного расследования. 9.Процессуальные аспекты механизма применения мер пресечения в суде первой инстанции. 10.Проблема применения мер пресечения по делам частного обвинения. | лек/пз | 0/1 | Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5. Дополнительная литература: 1-15. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) решение и обсуждение задач 2) проверка заданий в рабочей тетради | ||
Тема 6. Иные меры уголовно-процессуального принуждения. Эффективность мер уголовно-процессуального принуждения 1.Иные меры принуждения, их виды. 2.Личный обыск. 3.Освидетельствование. 4.Экспертиза. 5.Помещение лица в психиатрический стационар. 6. Получение образцов для сравнительного исследования. 7.Понятие и содержание эффективности мер уголовно-процессуального принуждения. 8.Критерии эффективности применения мер принуждения. 9.Уровни эффективности применения мер принуждения. 10.Качество правовой регламентации мер уголовно-процессуального принуждения. 11.Качество деятельности по применению данных мер. | лек/пз | 0/1 | Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5. Дополнительная литература: 1-16. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) опрос 2) решение и обсуждение задач 3) проверка заданий в рабочей тетради | ||
Тема 7.Судебный контроль за применением мер принуждения 1.Эффективность судебного контроля за применением мер уголовно-процессуального принуждения. 2.Судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер уголовно-процессуального принуждения на досудебном этапе производства по делу. 3.Судебный контроль за законностью и обоснованностью судебных актов, касающихся применения мер уголовно-процессуального принуждения. | лек/пз | Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5. Дополнительная литература: 1-15. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) решение и обсуждение задач 2) опрос 3) проверка заданий в рабочей тетради | |||
Тема 8. Применение мер уголовно-процессуального принуждения в отношении отдельных категорий лиц. Принудительные меры, применяемые в международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства. 1.Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. 2.Особенности применения мер уголовно-процессуального принуждения в отношении особой категории лиц. 3.Несовершеннолетний как субъект установления дополнительных гарантий в уголовном судопроизводстве. 4.Особенности применения мер уголовно-процессуального принуждения при производстве в отношении несовершеннолетних. 5.Общие положения международного сотрудничества по уголовным делам. 6.Виды международного сотрудничества по уголовным делам. 7.Правила применения мер уголовно-процессуального принуждения при осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам | лек/пз | Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5. Дополнительная литература: 1-15. | 1. изучение вопросов содержания темы; 2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя; 3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет; 4. Выполнение заданий в рабочей тетради | Текущий контроль: 1) опрос 2) решение и обсуждение задач 3) проверка заданий в рабочей тетради |