Великая Отечественная война 8 страница

По воспоминаниям Г.Филимоновой, водонапорную башню в 50-е годы строил один солдат, выкладывал кирпичи очень долго.

В 1960 году ещё существовали рядом деревня Букино и одноимённый посёлок. Но в связи с ликвидацией Киовского сельсовета 1 ноября 1960 года оба поселения вошли в состав рабочего посёлка Лобня. А в 1961 году стали частью города. В конце 50-х – начале 60-х годов был застроен домами участок между улицами Циолковского и Авиационной. В 1966 году был утверждён проект расширения микрорайона со сносом деревни, и началась его реализация. Была построена котельная. В 1966-1969 годах часть Букино (ул.Чкалова) называлась микрорайоном №5 жилгородка «Шереметьево». В 1968 году был введён в строй второй продовольственный магазин и комбинат бытовых услуг.

Заросшую и обмелевшую речку взяли в трубу. В 1971-1982 годах были построены дома вдоль Букинского шоссе от ул.Чкалова к железнодорожной ветке. В 1976 году - комплекс зданий Лобненской центральной городской больницы, в 1977 году – новая школа (№7), в 1987-88 годах на северной окраине микрорайона Букино было начато строительство общегородской окружной автодороги, однако этот проект так и не был до конца осуществлён. Сейчас там находится автодром ОГИБДД. В 90-х годах в Букино разместились театр «Камерная сцена», телекомпания «Селена-ТВ», расчётно-кассовый центр, стоматологическая поликлиника, Управление Пенсионного фонда, Управление социальной защиты населения, был построен ряд новых жилых домов, а на окраине возникли гаражно-строительные кооперативы.

Решением Собрания представителей г.Лобня от 10 января 1995 года часть улицы Заречная (дома №№1-14) была переименована в улицу имени Героя Советского Союза В.А.Борисова.

В 1997 году на балансе ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» находились 66 жилых домов (169,8 тыс. кв.м, 3302 квартиры, более 10 тысяч человек) и общежитие, 5 детсадов и школа. ЦУМВС построил в Букино столовую, ателье, почту, магазины и т.д. Аэропорт передал городу школу и детсады. В начале 1998 года аэропорт начал передавать свой жилой фонд на обслуживание (финансировал некоторое время сам), с 1 февраля сети теплоснабжения были переданы на баланс «Лобненской Теплосети». А с 1 июля город принял на свой баланс объекты жилого и нежилого фонда, водопроводные и канализационные сети, а также материалы, оборудование и технику для обслуживания.

В 2000-х годах в микрорайоне появились рынок, новые магазины, кафе, парикмахерские, новый банк, а также церковь у ЛЦГБ. Начали застраивать опушку рощи между ул.Ленина и ул.Авиационной, а также окраину ул.Борисова.

ПОСЕЛЕНИЕ «КИЛЬДИМ»

В 50-60-е годы между посёлком Букино и Красной Поляной располагалось поселение, которое в народе называлось «Кильдим». О нём рассказывает Н.Федулова, детство которой прошло в «Кильдиме»:

- Поселение «Кильдим» было расположено в лесу и представляло собой четыре барака. Мои родители приехали туда из Шатурского района после демобилизации папы из армии, в 1953 или 1954 году. Он был монтажником, электриком, плотником. В моём свидетельстве о рождении записано о месте рождения: Краснополянский к/завод, район Краснополянский Московской области; место регистрации – Киовский сельсовет, посёлок Лобня Краснополянского района.

В каждом бараке поселения комнаты располагались по обе стороны коридора. В небольшой комнате стояли комод, кровати, печь и обязательно около окна стоял фикус в большой таре – мода тогдашнего времени. Мебель (табуреты, стол, скамейки, лавки, комоды) папа делал своими руками. Еду готовили на керосинках, которые стояли около дверей комнат, что не мешало детям бегать по коридору барака, играть. Отопление было печное. Воду набирали в колодце, который находился между третьим и четвёртым бараками. Удобства были на улице.

Под окнами бараков у всех жителей были палисадники, где росли георгины, гладиолусы, ноготки, ромашки. А на свободных полянках возле леса, вдоль железной дороги все сажали картошку, которая кормила их целый год.

Нам была предоставлена полная свобода, так как родители были на работе (большинство взрослых работали на кирпичном заводе), детского сада не было, бабушек тоже. Около бараков были качели, а ещё одни, большие, располагались на окраине леса. Крепкие верёвки были привязаны к кронам больших деревьев, внизу был сделан деревянный настил для сидения. Зимой катались на лыжах, с горок на санях. А те, кто постарше, ходили в школу в Букино.

Летом в «Кильдим» на телеге приезжал сборщик старого барахла. Запомнились огромные, какие-то страдальческие глаза лошади. Мы, дети, собирали везде старые тряпки, старьёвщик всё это взвешивал и давал нам игрушку. Я очень мечтала о пистолете с пистонами, но за него надо было принести очень много старья. А жили небогато, поэтому вещи берегли.

У каждой семьи был сарай. Многие в них разводили живность (кроликов, свиней, коз, кур). Люди были в основном деревенские, привычные к ведению крестьянского хозяйства.

В низине, рядом с бараками проходила железнодорожная ветка на фабрику. Недалеко от нашего поселения стоял кирпичный завод. Кирпичи возили по узкоколейке. Имелся продуктовый магазин, размещавшийся в деревенском доме. В баню и больницу ходили в Красную Поляну пешком.

Расселение бараков началось интенсивно в 1962 году. Многие мужчины устроились работать в УНР при строительстве аэропорта, поэтому получили квартиры в Букино, на Москвиче и в Красной Поляне.

ВОСТОЧНЫЙ МИКРОРАЙОН

Собственно, Лобня и начиналась с этой территории, которая сейчас называется Восточным микрорайоном города Лобня. В него входят частный сектор восточнее железной дороги, Киово и микрорайон Птицефабрика. В этом разделе речь пойдёт о посёлке Лобня при станции.

Известно, что в самом конце XIX века начали строить Савёловскую железную дорогу. Причём, с двух сторон - от Бескудниково и от Савёлово. Поскольку земли у Киово принадлежали графине Паниной, а южнее – Шереметевым, надо полагать, что, прежде всего, была выкуплена земля под отчуждаемую полосу железной дороги. Если учесть, что уже в 1900 году пустили пробный поезд, до этого на месте будущей станции должны были возникнуть бараки для строителей. В 1902 году была открыта станция Лобня. Наверняка, возникли какие-то пристанционные здания, в том числе касса, где продавались билеты. Говорят, что деревянное здание вокзала, до недавнего времени стоявшее на Восточной стороне, как раз и было построено в 1902 году.

Железная дорога прошла по живописным местам, и москвичи стали покупать участки под дачи, в том числе Крестовников (в построенном доме жил его главный инженер). Покупать у кого? Либо у самой Паниной, либо у посредника, который заранее подумал о будущей выгоде. Так это или не так – не знаем, известно только то, что в 1909 году в Марфинской волости 4-го стана появляется дачная местность Лобня. Не деревня, не село, а дачная местность!

В справочнике 1912 года также написано: «Дачная местность Лобня в 27 верстах от Москвы. Дворов нет».

Вспоминает Ю.Кирсанова:

- Дедушка мой, Василий Николаевич Широков, был одним из первых стрелочников на станции Лобня (если не первым). Сначала они жили в сторожке, затем им дали комнату в железнодорожном доме (напротив старого моста).

Моя мама рассказывала, что графиня Панина, направлявшаяся в своё главное имение, сначала доезжала поездом до Лобни, переодевалась у нас, и дед вёз её в Марфино.

На Восточной стороне был почти сплошной лес, только несколько дач стояло. В конце платформы построили чайную [там, где сейчас находится «МИДЛ»]. Мои родители и их друзья свободное время проводили на станции: пели, танцевали, а мама играла на гавайской гитаре.

В Путеводителе по Подмосковью 1926 года о Лобне написано следующее: «Лобня – 8-я остановка, 27 км. С двух сторон железнодорожную станцию окружает плотная стена берёзового и соснового леса. Прямо у станции, в которой оборудован небольшой буфет, начинается посёлок Лобня, состоящий всего из 25-30 домов, построенных по типу пригородных дач.

Лобня является культурным центром всей Трудовой волости, ибо здесь сосредоточены все учреждения местных властей. Кроме ВИКа [волостного исполнительного комитета] и милиции, в посёлке находятся почта, телефон, телеграф, сберегательная касса, ЕПО [думаю, что потребительское общество, т.е. магазин] и отделение лесничества.

Комсомольские, партийные и культурно-просветительские организации помещаются также около станции. Лобня может считаться одним из лучших дачных мест, как по климату, так и в отношении красивой природы. Для дачников-рыболовов есть большой и рыбный пруд [это они, наверно, об озере Киово]. Как в посёлке Лобня, так и в деревне Киеве специальных дач не имеется, и дачники за неимением лучшего снимают деревенские избы по низкой цене». [Прошло всего пятнадцать лет, а дачная местность превратилась в обычный посёлок при железной дороге].

Cправочник 1927 года уточняет и дополняет информацию для москвичей-дачников: «Вблизи станции 60 дач. Это и есть посёлок Лобня. Комнаты сдаются от 15-20 рублей в месяц, отдельную дачу можно найти лишь случайно. Место сухое, почва глинистая. Рядом с посёлком большой пруд, объявленный заповедником. На нём можно часто встретить редких птиц. В этом пруду купанье. Дальше тянется смешанный лес.

В посёлке есть кооперативный магазин. Ближайшая больница в 5 км при Краснополянской прядильной фабрике. Там же и клуб, в котором еженедельно устраиваются спектакли. Для удобства публики и рабочих сообщение между станцией и фабрикой поддерживается автодрезиной, подающейся к каждому поезду. Цена проезда – 20 копеек».

В справочнике 1929 года указываются на 1 января 1927 года посёлок Лобня Киовского сельсовета, в котором было 52 хозяйства, из них всего 4 крестьянских. Проживали там 158 мужчин и 147 женщин. Работал лесопильный завод. Кроме посёлка, была ещё Лобненская лесная сторожка Озерецкого сельсовета. В одном хозяйстве проживали 2 мужчин и 4 женщины.

Вспоминает В.Кирсанова:

- Посёлок Лобня представлял собой станцию и дачи интеллигентов. Там жили Минаев, Белишев, Негин. Между посёлком и деревней Сумароково был густой лес. Дача Крестовникова была на ул.Советская,18. В этом доме и расположился волостной исполком (ВИК). А на ул.Советская,15 была дача Баврина. Потом из неё построили дом у станции, на ул.Железнодорожная, рядом с потребсоюзом, там разместили сельсовет. А председателем был Алексей Дмитриевич Рысаков. В сельсовете была изба-читальня (то есть библиотека). Местные избачи в большой комнате показывали привозное кино. Они же (среди них Нюра Ляхова) ездили по деревням. Выборы там проводились.

А в 1939 году у озера построили школу.

Вспоминает М.Чистова:

- Вдоль железной дороги построили дома её строители, затем в них вселились рабочие и служащие железной дороги. Часть этих домов уже снесена.

На самом высоком месте (ул.Пролетарская,17) стояла 2-этажная дача Белишева с необходимыми подсобными помещениями (сараи, туалет). Перед войной здание снесли, построив новый дом на четыре семьи. От Белишева остались только вишни да яблони. А кругом был берёзовый лес. Застройка посёлка велась от этого дома в сторону озера и деревни Сумароково. Сюда стремились люди из ближних деревень и сёл: Габо, Каменка, Белый Раст, Федоскино. Сейчас это улица Брянско-Пролетарская. Одновременно застраивались улицы Вокзальная, Советская, Коммунистическая. Нумерация домов первых улиц велась от школы. Улицы в 30-х годах уже были указаны. К 1936 году были застроены на две трети.

В 1927 году в Лобню приехали учительствовать два брата Следнёвых: Константин и Павел. Были учителями начальных классов. Их очень уважали все лобненцы. Моя бабушка купила у них часть дома. Дом стоял среди берёзового леса. На участках были прудики. И кругом тропинки.

На берегу озера был пляж и лодочная станция там, где переход между первой школой и церковью.

Переселенческий посёлок от Озёрной к Дербенёвской начал формироваться ещё до войны. Получили участки рабочие Бутырского химзавода.

Около станции был большой овраг. На берегу его стояли кафе и магазинчик. Через овраг был перекинут деревянный мост. Если перейти по мосту, справа была пивнушка, потом её переделали в продуктовый магазин. Палатки ближе к станции появились позже, в том числе хлебная палатка. Овраг засыпали после войны. За продуктами люди ездили в Москву.

Когда началась война, мужчины ушли на фронт. Многие семьи уехали в эвакуацию. Посёлок опустел. Немцам не удалось его захватить. Наши дома остались целыми, лишь стёкла повыбивало во время бомбёжек и артобстрелов. В самодельном бомбоубежище мы прятались с 28 ноября по 6 декабря. Пострадало много деревьев. Лесничие осматривали их и указывали, какие спилить в целях безопасности. Этого топлива хватило на два года.

Во время войны вдоль железной дороги, справа от пристанционной площади, были построены так называемые дошники (такие же были и на Катуаре). Это большие котлованы, с забетонированными полами и стенами. В них запасалась квашеная капуста. Ею снабжали армию. А овощи и фрукты собирали со всей округи, до Каменки. В конце 50-х – начале 60-х годов они были засыпаны.

Моя мама работала в заготконторе. До войны она располагалась на Пролетарской улице, потом её перевели на Вокзальную. Там были овощехранилища (зимнее и летнее).

Вспоминает Г.Филимонова:

- У железной дороги находилось райпо, а справа почта в обычном деревянном доме.

Вспоминает К.Романова:

- Мне к началу войны не было и двенадцати лет. С 1941 по 1947 год работала в колхозе. Ещё зимой мы ходили снег чистить на железную дорогу – лопатами. Вручную. Посылали нас, подростков, и лес пилить.

Жили сперва в постоянном страхе – с самого начала войны летали сюда самолёты немецкие. Бомбили. Мы от них прятались. Фронт подошёл в конце ноября. У соседки отец в военкомате работал, она нам сказала, что немец уже к Красной Поляне подходит. Поэтому мы накануне залезли в блиндажи, сделанные за домами. Сидели там всю ночь, снаружи метель и холод…По краю леса наши военные идут, мы сидим, а они говорят нам: «Куда же вы залезли? По этим блиндажам бить будут, а вы залезли». Мы до утра досидели и ушли.

Подошёл фронт, а нам некуда спрятаться. Хорошо, что соседи нас к себе в окоп пустили. Мы в нём пять дней были, всего там сидело 25 человек. На пятые сутки разбомбило дом рядом с нами, у нас земля посыпалась, огонь в окопе погас…

А потом уже, когда фронт отступил, мы ушли в Шереметьевскую к родственникам. Затем вернулись и стали работать снова – колхоз, лесозаготовка. Торф на поля возили. Жить тяжело было, ездили за 25 км в Каменку за кониной и мороженой картошкой. На Киовское озеро лазили за яйцами чаек. Яйца эти чуть меньше куриных были, голубые с крапинками, и болотом пахли. После войны пробовала – не могла их есть, а в войну – ели. Залезем в кусты и караулим чайку, она яйцо снесёт, а мы его тут же забираем. Потом озеро охранять стали, так мы ночью лазили. И утиные яйца собирали – белые, крупные, хорошие. С этого же озера воду брали для колхозных полей, возили в бочках на лошадях.

Хозяйство было такое: колхознику давали 40 соток земли, не колхознику – 15 соток. Некоторые люди после фронта даже коров держали, но у нас коровы не было, было только три козы и куры. За ними мать ухаживала, не работала. А в полях работали одни подростки, с одиннадцати-двенадцати лет. Вот так и жили.

Посетитель лобненского форума:

- Мои бабушка и дедушка приехали в Лобню в 1939 году. Дед устроился в леспромхоз. На выделенные лесоматериалы построил дом в Первомайском посёлке. Бабушка рассказывала, что рыночные ряды стояли восточнее железной дороги. Во время войны там была основная торговля. Их пёс бегал на тот рынок, воровал там хлеб и в зубах приносил домой. Так они выжили.

Вспоминает В.Прохоров:

- Был постоянный недостаток в еде, в одежде, в магазинах были огромные очереди, давка. Хлеб давали по карточкам. Я ездил на поезде в Трудовую за лебедой и крапивой, привозил эту траву в мешках, и мы все её ели. А здесь (примерно от нынешней Озёрной до нынешней Малой улицы) был осинник, культурных растений не росло, грибов тоже не было. За грибами ходили к Новосельцеву, на стрельбище за Дмитровским шоссе. Осинник долго не разрешали рубить. Только потом его вывели и сделали на его месте огороды.

Посёлок наш раньше назывался Переселенческим потому, что здесь жили не коренные жители, а переселенцы. Я с родителями раньше жил в Москве, а в 1940 году несколько домов, в том числе и наш, пошли под слом. Родители перевезли с Истринского водохранилища наш деревянный дом и поставили здесь. Участок был дан взамен квартиры. В посёлке не было ни названий улиц, ни нумерации домов, были только участки под номерами (наш №15). В самом конце войны здесь было много военнопленных, они жили там, где сейчас Пионерская улица. Мы ходили туда смотреть, чем они занимаются. Именно немцы сделали здесь первые дороги, тогда ещё грунтовые.

29 июня 1947 года состоялась очередная сессия Киовского сельсовета. На ней депутаты наметили план благоустройства посёлка Лобня, в том числе решили электрифицировать Переселенческий посёлок (до этого там пользовались керосиновыми лампами) и построить пожарное депо с необходимым инвентарём.

Вспоминает В.Пич:

- На ул.Советская мы переехали в 1953 году. Эта земля принадлежала лесничеству. Здесь выращивали молодняк леса. Когда лесничество переехало, землю отдали под жилые дома, разделив на четверых. Контора лесничего была рядом, в доме наискосок. Сюда её перевезли из Киово.

В 1969 году ветераны 331 стрелковой дивизии обратились в горсовет с просьбой переименовать ул.Пролетарская в ул. Брянско-Пролетарскую. Решение №212/17 было принято 13 ноября 1969 года.

В 1976 году исполком Лобненского горсовета принял решение о переименовании ряда улиц. Это было сделано в связи с тем, что после присоединения Красной Поляны к Лобне в городе оказалось много одноимённых улиц, что создавало неразбериху. Так, Заводская улица стала Дербенёвской, Лесная – Озёрной, Зелёная – Цветочной, Школьная – Подмосковной.

Вспоминает Е.Глухов:

- Автобусную площадь в Восточном микрорайоне в шутку называли «площадь борьбы», так как под хмельком мужики там часто устраивали драки.

В 70-80-х годах часть улиц была заасфальтирована, сделаны тротуары, проведён водопровод. Однако до сих пор остаются неасфальтированные участки.

В 1999 году у школы №1 фирмой «Азиндор» был построен кирпичный 4-этажный 27-квартирный жилой дом по новым технологиям. У дома красивые парапеты, хорошая кровля, световой фонарь на лестничной клетке. В начале 2000-х годов бурное строительство началось на бывших полях в сторону Сумароково. Возникли широкие улицы, застроенные коттеджами. Появилось несколько магазинов, аптечный пункт, кафе. В микрорайоне работают школа №1 и специальная (коррекционная) школа, медпункт, типография, ветеринарная лечебница, предприятие «МИДЛ», служба газового хозяйства, много лет базировалась «Геологоразведка».

Долгие годы жители посёлка были лишены общественного транспорта. По ул.Киово от станции ходил только автобус №25 до Мытищ. С появлением в 2000 году компании «Мустанг-Авто-2000» транспортное сообщение значительно улучшилось.

ДЕПО

Микрорайон Депо имеет чёткие границы: северная – лес, восточная – железная дорога, западная – дорога от Рогачёвского шоссе на Луговую, южная-юго-западная – Рогачёвское шоссе.

Давным-давно в этих местах шумел дремучий лес, в народе прозванный «Завилон». В начале ХХ века недалеко прошла Савёловская железная дорога. Известно, что в 1905 году западнее дороги находился кирпичный завод купца П.Башарова и П.Владимирова. А в сентябре 1913 года участок земли площадью около 6 га между железной дорогой и заводом купил Иван Григорьевич Грошенков. В документе, выданном ему, было написано: «Участок, выделенный в даче государственного межевания сёл Кiова и Богородского с деревнями из состава земли крестьян селения Горки Марфинской волости И.Г.Грошенкову на праве земли надельной. В участке луг 2 дес. 150 саж., кустарник 2 дес. 2250 саж.».

Вспоминает И.Полярный:

- Землю мой дед И.Грошенков купил у крестьянина деревни Горки Семёна Фёдоровича Денежкина. На участке он построил дом и основал кирпичный заводик. Там, где сейчас подстанция, стояли три длинных сарая – цеха для выделки и сушки кирпичей, восточнее находился сам завод для обжига кирпича. Глину копали здесь же, от этого образовывались прудики и канавы. Севернее нашего участка находилась берёзовая роща.

Дед умер в 1920 году. В период коллективизации у бабушки Натальи Антоновны отобрали коров, лошадей, сельхозинвентарь. Было также урезано много земли, для бабушки и её детей оставили только 0,5 га. Несколько сараев разобрали и увезли. Бабушке пришлось работать в колхозе.

Поскольку детей у неё было много, она добилась разрешения моему отцу построить свой дом. Это было в 1938 году. Из-за войны дом достроить не успели, пришлось эвакуироваться. Отец, как специалист по ракетной технике, не был призван на фронт. [Александр Иванович Полярный – талантливый конструктор ракетных двигателей, сподвижник Цандера и Королёва, один из основоположников ракетостроения в нашей стране].

Недалеко от нашего дома, у Рогачёвского шоссе, находились дорожный участок в несколько домов, контора и гараж для грузовых машин. В крайнем доме дорожного посёлка жила Евдокия Трофимовна Ивашенкова с детьми.

Западнее нашего дома, примерно на уровне с теперешним музеем, находилась бойня, за ней был лес, где паслись коровы – его так и называли коровьим лесом.

Во время боёв бабушкин дом использовался под госпиталь, а из нашего дома бойцы стреляли по фашистам. Стены были испещрены следами от осколков снарядов. Тёс, заготовленный для дома, солдаты использовали для укрепления блиндажей. Как рассказывал мой дядя Михаил, наших убитых бойцов было очень много. Весной 1942 года специальная похоронная команда собрала все трупы и похоронила в братской могиле.

В 1953 году рядом с нашим домом было построено пять или семь бараков для рабочих, которые начали строить мотор-вагонное депо. В бараках был клуб и танцплощадка. Наша тихая жизнь закончилась. Только лет через десять бараки снесли и построили дома.

В 1955 году был построен дом №1 по Батарейной улице. В 1957 году было открыто мотор-вагонное депо «Лобня».

На опушке леса, что севернее микрорайона Депо, среди больших берёз, повреждённых осколками, сохранились с войны ходы сообщения и огневые точки. Там же был найден железобетонный колпак дота, который теперь находится у Музея истории города Лобня.

В 60-е годы многие московские предприятия начали строить жильё для своих специалистов в ближайшем Подмосковье. В Лобне для строительства был выделен заболоченный участок, покрытый кустарником и деревьями вдоль Рогачёвского шоссе. В архивных документах он фигурирует как микрорайон №1.

Вспоминает Л.Боровкова:

- Первый дом (ул.Деповская,2) был построен в 1962 году Московско-Рижским отделением Московской железной дороги напротив бараков, где жили работники депо. Рядом стоял барак с табличкой «Горем», в котором продавали продукты, хозтовары (мыло, вёдра и др.). Внутри магазина горела одна лампочка, ещё одна висела под крышей барака. Работал один продавец.

В 1963 году появился дом № 3 по Деповской, в 1964 году началось строительство железнодорожного детсада (сейчас там библиотека, МКСЦ).

Вот несколько записей из архива архитектурного отдела:

«1964 год. НИКИМТ (Научно-исследовательский конструкторский институт монтажных технологий) просит участок 6 га под пять пятиэтажных домов, школу на 960 человек и детсад на 280 человек в микрорайоне №1, в 1 км от станции к северо-западу. Это земли Краснополянского лесничества Солнечногорского лесхоза. С севера участок граничит с лесничеством, с юга и юго-востока – земли, отведённые «Молодой гвардии» и п/я 1036 под дома, с востока – земли Рижского отделения железной дороги. На участке ветхий дом (5 семей, 14 человек) с хозпостройками лесничества. П/я 1036 должен предоставить им жильё. Плюс три барака №20, 22, 24 (19 семей, 63 человека). С севера на юг идёт ЛЭП, водопровод в 200-300 м от участка».

«1964 год. Участок в 2 га отведён издательству «Молодая гвардия» под строительство 60-квартирного дома на Деповской улице и КБО (начать в 1969 г.). Участок без деревьев и хозпостроек немного понижается к северу. Инженерных сетей нет. Дома из панелей и силикатного кирпича. Тепло – от котельной депо. Принять участие в строительстве канализационного коллектора. Предусмотреть газификацию домов жидким газом (из цистерны) с последующим подключением к магистральному газопроводу».

В 1965 году были построены дома №№ 5, 7 и 8 по Деповской улице.

«1966 год. Выделено 0,45 га на ул.Московская под строительство 80-квартирного дома на месте существующего заготовительно-производственного цеха №3 комбината МОСПО (в 1967 году перенесён в Малые Вязёмы Одинцовского района)».

Вспоминает Л.Боровкова:

- Ещё один дом (от предприятия Министерства среднего машиностроения) на Деповской,7 был построен в 1965 году, а 9 февраля 1966 года принял первых жильцов. Летом того же года были заселены дом №9 по Деповской, в 1967 году - дома №3 и 5 по Московской улице и №17 по Деповской, в 1968 году – дом №13А по Деповской, в 1969 –дом №6 на той же улице.

5 ноября 1967 года произошло знаменательное для всей Лобни событие. На перекрёстке был установлен памятник «Зенитное орудие».

Потом началось строительство школы №4 и детского сада «Чайка». Школа распахнула свои двери в 1971 году. Она была построена на месте домика лесника у леса. Рядом построили теплицу. А в 1972 году малыши сотрудников НИКИМТ получили садик «Чайка».

Позже появились дома на улице Чайковского, магазины «Молоко», «Хлеб». Бараки сломали, в том числе и тот, где был медпункт. Появился продовольственный магазин «Весна», открылись парикмахерская, комбинат бытового обслуживания, почта, сберкасса, библиотека, стоматологический кабинет (потом его закрыли). Пушно-меховым холодильником в 1976 году был построен жилой дом вдоль Рогачёвского шоссе, на первом этаже его открыли магазин «Ивушка», потом продовольственный магазин, в начале двухтысячных годов здесь были магазинчики промтоваров и аптека, а теперь «Пятёрочка». Издательство «Молодая гвардия» быстро построило несколько блочных домов, детсад на ул.Чайковского,15 (ныне здесь ДУ и «Жилкомсервис», БТИ, кафе). Для своих сотрудников возвели жильё птицефабрика, «Оргхим».

В 1981 году в доме №2 по Батарейной улице открылся городской музей боевой и трудовой славы (ныне Музей истории города Лобня).

В начале 90-х годов в микрорайоне появилось несколько коммерческих магазинчиков и палаток. В 1998 году случился сильный ураган, который повалил много деревьев у депо и на ул.Чайковского.

На Рогачёвском шоссе у перекрёстка возник «Ремонт шин». Построен ГСК. Появилась новая остановка автобуса – «Улица Чайковского». У Рогачёвского шоссе открылся магазин стройматериалов, кафе и продуктовые магазинчики.

В 70-80-е годы сформировались улицы Чайковского и район Деповской улицы западнее школы. В 90-е годы в микрорайоне был построен только дом №17 на ул.Чайковского. А в начале XXI века появились новые красивые дома у леса и у Горок Киовских, Центр раннего развития «Колосок», магазин стройматериалов, офисное здание фирмы «РИА», была установлена новая современная АТС.

ЛУГОВАЯ

Луговая – один из молодых микрорайонов города Лобня. Её история началась в 1912 году.

На карте Московского уезда 1849 года на месте нынешнего посёлка мы можем видеть лишь речку Раздериху да пару дорог от села Троица (что ныне Троице-Сельцы) к Нестерихе и Кieву. А на более поздней карте (1860) очень хорошо виден сплошной лес, несколько лесных дорог (троп) и прямая, как стрела, дорога от графской усадьбы в Кiеве до Раздерихи и ответвление в сторону Горок.

Об истории формирования посёлка мы знаем из немногих архивных документов и воспоминаний одного из старейших его жителей, Николая Степановича Конюшкова (1899-1987), приехавшего сюда в апреле 1924 года. Н.Конюшков – кандидат сельскохозяйственных наук, заслуженный агроном РСФСР, старший научный сотрудник ВНИИ кормов, крупный специалист по луговодству и пастбищному хозяйству.

- История посёлка тесно связана с историей Института кормов, и рассматривать их в отрыве друг от друга невозможно. В дореволюционное время все казённые леса были разбиты на отдельные крупные участки, так называемые «дачи». В сентябре 1912 года профессор Московского сельскохозяйственного института В.Вильямс принял от лесничего Озерецкого лесничества земельный участок, входивший в состав Качалкинской лесной дачи. Она и дала название новому хозяйству – посёлок Качалкино (оно сохранялось до 70-х годов). Названия «Луговая» тогда ещё не было! И лугов никаких не было.

В декабре 1912 года В.Вильямс обратился в Департамент земледелия с ходатайством, в котором говорилось: «Хотя Савёловская железная дорога и проходит через Качалкинское хозяйство, но ближайшая станция – Лобня – отстоит от него на расстоянии приблизительно 3,5 версты, и, кроме того, какого бы то ни было сообщения с вышеобозначенной станцией за отсутствием шоссейных или грунтовых дорог нет. На основании вышеизложенного и в особенности принимая во внимание культурное и государственное значение организуемого показательного лугового хозяйства, покорнейше прошу Департамент земледелия, не найдёт ли он возможным возбудить ходатайство перед Главным управлением железных дорог об устройстве платформы между 28 и 29 вёрстами Савёловской ж.д. Место для платформы желательно избрать совместно с чинами железной дороги и заведующим Луговым хозяйством и разрешить управлению хозяйства провести грунтовую дорогу от хозяйства до Дмитровского шоссе по полосе отчуждения, так как провести дорогу через владения частных лиц вызовет не только лишние расходы, но и задержит устройство её во времени».

Наши рекомендации