Маркировка грузового пакета машиночитаемым кодом
Производстве.
Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций.
Перечислим слагаемые совокупного эффекта от применения логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии:
- становится возможным эффективный переход на мелкосерийное и индивидуальное производство.
- налаживаются партнерские отношения с поставщиками.
- сокращаются простои оборудования, т.к. на рабочих местах постоянно имеются необходимые для работы материалы.
- оптимизируются запасы – одна из центральных проблем логистики. Содержание запасов требует отвлечения финансовых средств, использования материально-технической базы, трудовых ресурсов.
- сокращается численность вспомогательных рабочих. Чем неопределеннее трудовой процесс, тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ.
- улучшается качество выпускаемой продукции.
- снижаются потери материалов, т.к. любая логистическая операция – это потенциальные потери, а оптимизация логистических операций – это сокращение потерь.
- улучшается использование производственных и складских площадей. Неопределенность потока заставляет резервировать большие добавочные площади.
- снижается травматизм. Логистический подход органически включает в себя систему безопасности труда.
23. Понятие распределительной логистики.
Распределительная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров (процесс розничной продажи, т.е. обслуживания покупателей, в логистике, как правило, не рассматривается). Объектом распределительной логистики – материальные потоки на стадии распределения и реализации готовой продукции.
Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:
- подчинение процесса управления потоком целям и задачам маркетинга;
- взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок в плане управления материальными потоками;
- системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.
На уровне предприятия (на микроуровне) логистика решает следующие задачи:
- планирование процесса реализации;
- организация получения и обработки заказа;
- выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
- организация отгрузки продукции;
- организация доставки и контроль за транспортированием;
- организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:
- выбор схемы распределения материального потока;
- определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
- определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.
24. Логистические каналы и логистические цепи.
Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю.
Во всех случаях материальный поток поступает в потребление, которое может быть производственным или непроизводственным.
Потребление производственное – это текущее использование общественного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предметов труда.
К производственному потреблению относится также процесс преобразования материального потока в распределительном центре. Здесь осуществляется: подсортировка, упаковка, формирование партии груза, хранение, комплектация, фасовка, перемещение и другие.
Потребление непроизводственное – это текущее использование общественного продукта на личное потребление и потребление населения в учреждениях и предприятиях непроизводственной сферы.
Поставщик и потребитель материального потока связаны логистическим каналом (каналом распределения).
Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.
Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь.
Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.
25. Определение оптимального количества складов в системе распределения.
Складская сеть, через которую осуществляется распределение материального потока, является значимым элементом логистической системы. Построение этой сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость реализуемого продукта.
При изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. Это позволяет ставить и решать задачу поиска оптимального количества складов.
Рассмотрим графический метод решения данной задачи.
Выберем в качестве независимой переменной количество складов по снабжению потребителей. В качестве зависимых переменных будем рассматривать: транспортные расходы, расходы на содержание запасов, расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяйства, расходы, связанные с управлением складской системой (этот состав может быть иным). Будем исходить из предположения, что расположение складов на обслуживаемой территории оптимально, то есть обеспечивает минимум затрат на транспортировку. Охарактеризуем зависимость издержек каждого вида от количества складов.
1. Зависимость величины затрат на транспортировку от количества складов в системе распределения.
Весь объем транспортной работы по доставке товаров потребителям, соответственно и транспортных расходов, делят на две группы:
- расходы по доставке товаров на склады системы распределения (дальние перевозки);
- расходы по доставке товаров со складов потребителям (ближние перевозки).
При увеличении количества складов в системе распределения стоимость доставки товаров на склады (стоимость дальних перевозок), возрастает, так как увеличивается количество ездок и величина пробега транспорта. Характер зависимости не прямолинейный, расходы по доставке растут медленнее, чем расстояние.
Стоимость доставки товаров со складов потребителям с увеличением количества складов снижается в результате резкого сокращения пробега транспорта.
Суммарные транспортные расходы при увеличении количества складов в системе распределения, как правило, убывают.
2. Зависимость затрат на содержание запасов от количества складов в системе распределения.
Увеличивая число складов, мы сокращаем зону обслуживания каждого из них, а это влечет сокращение запасов на складе. Однако запас сокращается, как правило, не столь быстро, как зона обслуживания:
- необходимо содержать страховой запас. В модели с одним складом страховой запас необходимо иметь в одном месте. Создавая шесть складов, необходимо в каждом из них создать страховой запас. В результате суммарный запас во всех шести складах возрастет.
- потребность складов в некоторых группах товаров при уменьшении зоны обслуживания может оказаться ниже минимальных норм, по которым товар получают сами склады. Это вынудит завозить данную группу на склады в количестве, большем потребности.
3. Зависимость затрат, связанных с эксплуатацией складского хозяйства от количества складов в системе распределения.
При увеличении количества складов в системе распределения затраты, связанные с эксплуатацией одного склада, снижаются. Однако совокупные затраты распределительной системы на содержание всего складского хозяйства возрастают. Происходит это в связи с так называемым эффектом масштаба: при уменьшении площади склада эксплуатационные затраты, приходящиеся на один квадратный метр, увеличиваются.
4. Зависимость затрат, связанных с управлением распределительной системой от количества входящих в нее складов.
Здесь также действует эффект масштаба, в связи с чем при увеличении количества складов кривая расходов на системы управления делается более пологой.
Обязательным условием возможности эффективного функционирования распределительной системы, имеющей несколько складов, является компьютеризация управления. При отсутствии средств вычислительной техники увеличение количества складов повлечет за собой резкое увеличение затрат на систему управления складским хозяйством. Следует отметить, что развитие распределительных складских систем в середине настоящего века сдерживалось именно отсутствием средств автоматизированной обработки информационных потоков.
26. Задача оптимального расположения распределительного центра на обслуживаемой территории.
Величина транспортных расходов может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но также и в зависимости от места расположения этих складов на обслуживаемой территории (ранее мы исходили из предположения, что склады на территории расположены оптимально).
Задача размещения распределительного центра приобретает актуальность только при наличии развитой транспортной сети. В остальных случаях решение скорее всего будет очевидным: например, если на территории района есть только две пересекающиеся магистрали, вдоль которых расположены все потребители, то, очевидно, распределительный центр целесообразно разместить на пересечении магистралей.
Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск оптимального решения. На практике используются разнообразные методы решения задачи.
1. Метод полного перебора. Задача выбора оптимального места расположения решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения распределительных центров и выполняется на ЭВМ. На практике метод может оказаться неприменим в виду значительного увеличения расчетов.
2. Эвристические методы. Гораздо менее трудоемки, эффективны для решения больших практических задач, дают близкие к оптимальным результаты при невысокой сложности вычислений, однако не обеспечивают отыскания оптимального решения. Метод основан на «правиле большого пальца» (или метод Паретто, или АВС метод), то есть на предварительном отказе от очевидно неприемлемых вариантов. Опытный специалист-эксперт анализирует транспортную сеть района и непригодные, на его взгляд, варианты исключает из задания машины. Таким образом, сокращается количество оцениваемых альтернатив. По остальным вариантам ЭВМ выполняет расчеты по полной программе.
3. Метод определения центра тяжести. Используется для определения места расположения одного распределительного центра. Метод аналогичен определению центра тяжести физического тела. Суть его состоит в следующем. Из легкого листового материала вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания. На эту пластину в местах расположения потребителей материального потока укрепляют грузы, вес которых пропорционален величине потребляемого в данном пункте потока. Затем модель уравновешивают. Если распределительный центр разместить в точке района, которая соответствует точке центра тяжести изготовленной модели, то транспортные расходы по распределению материального потока на территории района будут минимальны.
27. Принятие решения по построению системы распределения.
При формировании системы распределения применяется следующая последовательность действий.
- Изучается конъюнктура рынка и определяются стратегические цели системы распределения.
- Разрабатывается прогноз величины материального потока, проходящего через систему распределения.
- Составляется прогноз необходимой величины запасов по всей системе и на отдельных участках.
- Изучается транспортная сеть региона обслуживания, составляется схема материальных потоков в пределах системы распределения.
- Разрабатываются различные варианты построения систем распределения: с одним или несколькими распределительными центрами, расположенными на тех или иных участках обслуживаемой территории. Оцениваются транспортные и иные расходы для каждого из вариантов.
- Выбор для реализации одного из разработанных вариантов.
Для того чтобы из множества вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить по нему каждый из вариантов.
Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат. Величину приведенных затрат определяют по следующей формуле:
где Зп — приведенные затраты по варианту;
Сэ — годовые эксплуатационные расходы;
Ст — годовые транспортные расходы;
К — капитальные вложения в строительство распредели-тельных центров;
Т — срок окупаемости варианта.
Для реализации принимается тот вариант системы распределения, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.
28. Сущность и задачи транспортной логистики.
Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая материальные услуги по перевозке людей и грузов.
По назначению выделяют две основные группы транспорта:
- Транспорт общего пользования – удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Сюда входит транспорт: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.
- Транспорт необщего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям.
Задачи транспортной логистики:
- создание транспортных систем, в т. ч. создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
- совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта;
- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
- совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
- выбор вида и типа транспортного средства;
- определение рациональных маршрутов доставки.
Транспортный коридор – это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами. Включает в себя: подвижные транспортные средства и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих на данном направлении, а также совокупность правовых условий осуществления этих перевозок.
Транспортная цепь – этапы перевозок груза на определенные расстояния, в течение определенного периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов. Все это время грузы остаются в неизменном виде (например, грузовой пакет или контейнер).
29. Выбор вида транспортных средств.
Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.
Транспорт | Область использования | Преимущества | Недостатки |
Автомобильный | регулярность поставки, менее жесткие требования к упаковке товара по сравнению с другими видами транспорта, высокая маневренность, необходимая степень срочности доставки. | сравнительно высокая себестоимость перевозок (плата обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля), срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малая грузоподъемность. | |
Железнодорожный | хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов, при любых погодных условиях, обеспечивает возможность доставки груза на большие расстояния | можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ, регулярность перевозок, существенное преимущество - сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов. | |
Морской транспорт | является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. | низкие грузовые тарифы, высокая провозная способность | низкая скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малая частота отправок. |
Внутренний водный транспорт | при перевозках грузов весом более 100 тонн на расстояние более 250 км внутренний водный транспорт самый дешевый. | малая скорости доставки, низкая доступность в географическом плане | |
Воздушный транспорт | скорость и возможность достижения отдаленных районов | высокие грузовые тарифы, зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки. |
Выделяют несколько основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта:
- надежность соблюдения графика доставки;
- время доставки:
- стоимость перевозки.
Правильность сделанного выбора, должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.
30. Транспортные тарифы и правила их применения.
Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов.
Тарифы транспортные являются формой цены на продукцию транспорта, они включают в себя:
- платы, взыскиваемые за перевозку грузов;
- сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
- правила исчисления плат и сборов.
Транспортные тарифы должны обеспечивать
- транспортному предприятию – возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;
- покупателю транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.
Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности.
На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.
Общие тарифы – это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.
Исключительные тарифы - устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.
Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.
Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы действуют в пределах данной железной дороги.
Сборы – плата за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов: хранение, взвешивание или проверка веса груза, подача или уборка вагонов, их дезинсекция, экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы.
31. Информационные потоки в логистике.
В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.
Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.
В логистике выделяют следующие виды информационных потоков:
- в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;
- в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;
- в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:
- опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;
- опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;
- одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;
- вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.
Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае, может не совпадать с маршрутом движения материального потока.
Информационный поток характеризуется следующими показателями:
- источник возникновения;
- направление движения потока;
- скорость передачи и приема;
- интенсивность потока.
Формирование информационных систем невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Например, решить задачу оснащения определенного рабочего места вычислительной техникой невозможно без знания объемов информации, проходящей через это рабочее место, а также без определения необходимой скорости ее обработки.
Управлять информационным потоком можно следующим образом:
- изменяя направление потока;
- ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;
- ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.
В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также:
- количеством обрабатываемых или передаваемых документов;
- суммарным количеством документострок в этих документах.
Помимо логистических операций в экономических системах осуществляются и иные операции, сопровождающиеся передачей потоков информации. Однако логистические информационные потоки составляют наиболее значимую часть совокупного потока информации.
32. Виды информационных систем в логистике.
Информационная система – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике — задач по управлению материальными потоками).
На уровне отдельного предприятия информационные системы подразделяются на три группы: плановые, диспетчерские, оперативные.
1. Плановые информационные системы – создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера:
- создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
- управление условно-постоянными малоизменяющимися данными;
- планирование производства;
- общее управление запасами;
- управление резервами и другие задачи.
2. Диспетчерские информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:
- детальное управление запасами (местами складирования);
- распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;
- отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.
3. Оперативные информационные системы работают в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Эти системы решают задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями.
В информационной логистике выделяют три уровня:
- Первый уровень – рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т. е. передвигается, разгружается, упаковывается грузовая единица.
- Второй уровень – участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.
- Третий уровень – система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление. Сквозное планирование в цепи «сбыт—производство—снабжение» позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка.
Информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:
- возрастает скорость обмена информацией;
- уменьшается количество ошибок в учете;
- уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;
- совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.
Обработка логистической информации осуществляется в вычислительных центрах или в отделах на рабочих местах специалистов.
33. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов.
Маркировка грузового пакета машиночитаемым кодом
Чтобы эффективно управлять логистической системой, необходимо в любой момент иметь информацию об ассортименте, о входящих и выходящих материальных потоках, о материальных потоках, циркулирующих внутри нее.
Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, данная проблема решается путем использования при осуществлении логистических операций с материальным потоком специальной техники, способной идентифицировать (опознать) отдельную грузовую единицу. Речь идет об оборудовании, способном сканировать (считывать) разнообразные штриховые коды. Это оборудование позволяет получать информацию о логистической операции на складах промышленных предприятий, оптовых баз, магазинов, на транспорте. Полученная информация обрабатывается в режиме реального масштаба времени, что позволяет управляющей системе реагировать на нее в оптимальные сроки.
Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами.
Изображение штрихового кода наносится на предмет, который является объектом управления в системе. Для регистрации этого предмета проводят операцию сканирования. При этом небольшое светящееся пятно или луч лазера от сканирующего устройства движется по штриховому коду, пересекая попеременно темные и светлые полосы. Отраженный от светлых полос световой луч улавливается светочувствительным устройством и преобразуется в дискретный электрический сигнал. ЭВМ, расшифровав электрический сигнал, преобразует его в цифровой код.
Сам по себе цифровой код товара не несет информации о его свойствах. Уникальное тринадцатизначное число является лишь адресом ячейки памяти в ЭВМ, которая содержит об этом товаре все сведения, необходимые для формирования машиночитаемых документов. Совокупность этих сведений образует так называемую базу данных о товаре. В последующем база данных должна передаваться по цепи товародвижения с помощью сети электронной связи или на машиночитаемых носителях.
В области внешней торговли наличие штрихового кода на товаре является обязательным требованием при поставке товаров на экспорт. Отсутствие кода в значительной степени влияет на конкурентоспособность продукции, а порой делает ее реализацию невозможной.
На складе получателя во время приемки товаров производится сканирование штрихового кода при помощи специального устройства. Это может быть контактный сканер-карандаш, портативный лазерный сканер или стационарное сканирующее устройство. Количество товаров, в разрезе товарных кодов, запоминается переносным устройством сбора данных. Затем эта информация перегружается в складскую ЭВМ, где сверяется с данными о партии, поступившими на гибком магнитном диске или по сети электронной связи.
При продаже товара в магазине кассир считывает штриховой код с выбранного покупателем изделия. Около двух секунд уходит на сканирование товара и идентификацию его товарного кода. После этого кассовый компьютер, отыскав в памяти цену и другие необходимые реквизиты изделия, выдает их на экран и печатает чек.
В момент выдачи чека кассовым компьютером главный компьютер секции принимает в свою память информацию о том, что данный товар продан. Получение товаров со склада и их реализацию этот компьютер сопровождает арифметической увязкой массивов в картотеке наличия. Таким образом, система постоянно обеспечивает не только суммовой, но и количественный учет товаров, что невозможно организовать без кодирования товаров.
Количественный учет реализации товара, используется для своевременного пополнения торгового ассортимента. Автоматически составленный и переданный по сети электронной связи заказ на завоз товаров в магазин или подачу их в торговый зал учитывает складывающийся спрос по каждой товарной позиции.
В логистических процессах объектом управления является и отдельная товарная единица и грузовой пакет, включающий в себя десятки, тысячи отдельных единиц товара. При этом отдельная единица товара является основным предметом труда лишь в магазине. На более ранних стадиях товар движется большей частью в форме грузовых пакетов. Отсутствие единообразия и согласованности у участников логистических процессов в вопросах кодирования, маркировки и идентификации этих пакетов существенно замедляет движения материального потока, затрудняет управление им на всех этапах продвижения от поставщика к потребителю.
В условиях, когда в опте сосредоточиваются грузы от многих поставщиков, применяющих разные, зачастую несовместимые системы идентификации грузовых пакетов, эффективная организация управления материальными потоками затруднена. Потери эффективности возникают – у производителей на стадии распределения, транспортники «недобирают» эффект в процессе перевозки, оптовики теряют в процессе хранения и сортировки грузов, розничная торговля – при выполнении закупочных операций. Перечисленные потери и высокий уровень развития компьютерной техники и информационной технологии позволили Международной ассоциации ЕАΝ разработать единый стандарт на маркировку грузовых пакетов.
34. Понятие материального запаса.
Понятие материального запаса, является одним из ключевых в логистике.
Материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.
Если бы вся цепь участников, обеспечивающих превращение первичного сырья в изделия, работала как единый механический конвейер, время ожидания можно было бы практически свести к нулю. Однако в реальной жизни обойтись без такого ожидания нельзя.
Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:
- замороженные финансовые средства,
- расходы на содержание специально оборудованных помещений
- оплата труда специального персонала,
- постоянный риск порчи, хищения.
Наличие запасов – это расходы. Однако отсутствие запасов – это разнообразные потери:
- потери от простоя производства,
- потери от отсутствия товара на складе в момент спроса,
- потери от закупки мелких партий по более высоким ценам.
35. Виды материальных запасов.
На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создается два основных вида запасов:
- Запасы производственные – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов – обеспечить бесперебойность производственного процесса. Например, запасы материалов для производства обуви на складах снабжения обувной фабрики.
- Запасы товарные – запасы готовой продукции у предприятий - изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.
Запасы товарные подразделяются, в свою очередь, на запасы средств производства и предметов потребления. Например, запасы готового металлопроката на складах службы сбыта металлургического комбината относятся к товарным запасам средств производства (металлопрокат подготовлен к реализации, однако пустит его в производство покупатель). Примером товарного запаса предметов потребления может служить запас готовой обуви на складе готовой продукции обувной фабрики.
Запасы делят на текущие, страховые и сезонные.
- Запасы текущие – основная часть производственных и товарных запасов. Они обеспечивают непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.
- Запасы страховые – предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором, возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков, непредвиденного возрастания спроса.
- Запасы сезонные – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.
36. Нормирование запасов.
Управление запасами заключается в решении двух основных задач:
- определение размера необходимого запаса (нормы запаса);
- создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с нормой.
Нормой запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров.
При определении норм товарных запасов используют три группы методов: эвристические, методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы.