Эффекты государственных (социальных, общественных) благ
125. Побочные эффекты или издержки перелива связаны с тем, что рыночная экономика производит блага не только с положительной, но и с отрицательной полезностью (это эффекты загрязнения среды, блага, потребление которых наносит вред здоровью и т.п.). Кто-то от этого несправедливо выигрывает, а кто-то проигрывает и недопроизводит блага с положительной полезностью. Рассмотрим пример на рис. 39.
126. Допустим, что имеются предприятия, издержки S2 которых переливают нерациональные эффекты в результаты других предприятий с чрезмерным предложением S1. В результате образуется излишек величины предложения (Q1-Q2) сверх равновесного уровня Q2, т.е. получен нерациональный эффект.
127.
128. Рис. 39 . Нерациональный побочный эффект и его корректировка государством
Государство вмешивается в экономику, вводя налог Т, которым облагается излишек (Q1-Q2), порождающий внешний эффект. В результате макроэкономика приходит в состояние равновесия без внешнего эффекта в точке Е2..
Существуют также эффекты государственных (нерыночных) благ. Они, напротив, необходимы, обладают полезностью для всех участников макроэкономики, но могут быть произведены только государством. Создание нерыночных благ рационально для всех.
Государственные блага обладают специфическими свойствами:
1) они неделимы (их эффект распространяется на всех, и благодаря этому их нельзя продать индивидуальному участнику рынка). Это объекты государственной инфраструктуры, правительственные учреждения и др;
2) они порождают так называемую проблему "фрирайдера" (люди могут пользоваться государственным благом, не неся никаких рыночных издержек на его производство). Это услуги суда, армии, органов правопорядка и др;
3) в ряде случаев они выступают квазиобщественными (т.е. эти блага может производить и рынок, но в недостаточном для общества количестве, что значительно снижает выгоды для всех). Это услуги образования, здравоохранения, культуры и др.
Четвертая функция. Перераспределением доходов и социальная политика государства.
Данная функция связана с перераспределением доходов и социальной политикой государства.
Доход – это сумма денежных средств, получаемых за определенный период времени и предназначенных для приобретения товаров и услуг для личного потребления.
Источниками денежных доходов служат:
· заработная плата,
· доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента),
· социальные выплаты - трансферты (пенсии, пособия по безработице и т.п.).
Основными факторами, оказывающими влияние на величину дохода, являются:
· заработная плата,
· динамика розничных цен,
· степень насыщенности рынка товарами и другие.
При общих для всех принципах формирования доходов сохраняются и постоянно воспроизводятся условия неравенства получаемых доходов.
Для измерения неравенства в распределении доходов используется кривая Лоренца (см. рис 40 ).
100% А
Процент дохода
С
О В Процент населения 100%
Рис. 40 Кривая Лоренца
По горизонтали указаны процентные группы населения, а по вертикали — проценты дохода, получаемые этими группами. Если бы существовало абсолютное равенство, то 20% населения получали бы 20% всего дохода общества и т.д. Появилась бы линия ОА, которая означала бы абсолютное равенство в распределении доходов.
В жизни распределение осуществляется иначе. Например, 10% населения получают 50% всех доходов, 50% населения - 20% и т.д. В этой ситуации на графике возникает кривая ОСА, которая называется кривой Лоренца. Чем дальше эта кривая от прямой ОА, тем больше различие в доходах членов общества.
Степень дифференциации дохода определяется с помощью коэффициента Джини,который рассчитывается путем деления площади ОСА на площадь треугольника ОАВ. Чем больше величина этого показателя, тем больше отклонение фактического распределения доходов от идеального равенства.
Для оценки уровня доходов используются показатели номинального и реального дохода.
Номинальный доход характеризуется количеством полученных денег;
реальный - количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги. Чем выше цены, тем ниже реальный доход и наоборот.
Реальный доход измеряется с помощьюиндекса цен. Для определения индекса цен вводится понятие «потребительской корзины», т.е. совокупной цены товаров и услуг определенного набора.
Индекс цен получают путем соотношения цены «потребительской корзины» в данном периоде с аналогичной корзиной в базовом периоде.
Выделяют рациональную и минимальную «потребительские корзины». Долю населения, чьи доходы меньше стоимости минимальной «корзины», определяют как живущих за «чертой бедности». Величина этой доли населения является важнейшим показателем уровня жизни..
Уровень жизни населения – это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения продуктами питания, промышленными товарами, жилищем, услугами и т.п.)
Более сложным показателем является показатель качества жизни. Он включает в себя помимо уровня жизни такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.
Социальные меры государства несколько смягчают то неравенство доходов, которое возникает на уровне первичного рыночного распределения.
В экономической теории существует два подхода по отношению к социальным программам государства: «социальный» и «рыночный».
Первый определяет, что общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже «черты бедности». При этом помощь должна быть оказана только тем, кто в ней нуждается, и должна быть «под силу» государственному бюджету, иначе она превратится в инфляционный фактор и ухудшит положение малоимущих.
Второй подход основан на том, что задача государства - не доходы гарантировать, а создать условия для повышения доходов каждому члену общества.
Первый подход опирается на принцип социальной справедливости, второй — на экономическую рациональность. Возможно сочетание обоих принципов.
Пятая функция. Стабилизация экономики.
С целью стабилизации экономики государство, применяя денежно - кредитные и финансовые рычаги, осуществляет контроль за уровнем занятости, инфляцией, стимулирует экономический рост.(См. предыдущие разделы)
Таким образом, государство на каждой фазе экономического цикла должно добиваться наиболее оптимального решения следующих задач: экономический рост, в первую очередь объема национального производства, полная занятость, снижение инфляции.