ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13. 1. Макроэкономические характеристики реального сектора экономики и его экономические

1. Макроэкономические характеристики реального сектора экономики и его экономические пропорции.

Под реальным сектором экономики понимается механизм преобразования ресурсов, факторов производства в конечный продукт в рамках определенной хозяйственной системы. В РСЭ ведущую роль играют пропорции как в сфере производства, так и в сфере занятости. На рынке же благ, как и на любом рынке, первостепенное значение имеет взаимодействие спроса и предложения на реальные блага.

ВВП - макроэкономический показатель, представляющий собой рыночную стоимость конечных Т и У, произведенных в стране за определенный период времени всеми производителями, независимо от того, находятся ли факторы производства в собственности граждан данной страны или являются собственностью иностранцев.

ВВП, как и ВНП, измеряется тремя способами:

1) по расходам (по конечному использованию): ВВП - С +I + G + Ex - Im, где С— потребительские расходы(кроме расходов на приобретение жилья);I —валовые частные внутренние инве­стиции; G — гос. закупки товаров и услуг (гос. расходы – трансферты).;

2) по доходам (по распределительному способу): суммируются все факторные доходы (з/п, премии, прибыль) + 2 компонента, не являющихся доходами: амортизация и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги – субсидии).

3) по добавленной стоимости: суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. ДС - приращение стоимости; разность между выручкой и затратами на ее производство и реализацию.

- ЧНП = ВНП – D (амортизация).

- НД = ЧНП – косвенные налоги + субсидии (метод расходов);

НД = ЗП + прибыль + рента + ссудные проценты (метод доходов).

- ЛД (личный доход) = НД - взносы населения на соц.страхование - налоги на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций.

- РД (располагаемый доход) = ЛД – прямые налоги + трансфертные платежи = потребление (С) = сбережения (S).

- Чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ) — показатель, характеризующий качество жизни населения. ЧЭБ = ВНП + товары и услуги теневой экономики (той ее части, которая не носит деструктивного характера), работа на дому, осуществляемая самостоятельно, увеличение времени на досуг - расходы на устранение последствий загрязнения окружающей среды.

- Национальное богатство (НБ) — совокупность материальных и нематериальных благ, созданных трудом предшествующих и нынешних поколений (общественное богатство) и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов (естественное богатство), которыми располагает общество на определенный момент времени.

При преобразовании ресурсов в конечные продукты используются определенные производственные технологии. В формальном виде использование производственной технологии выражается так:

y = f (L, K)

y = Lα * K1-α

Предполагается, что при неизменном количестве использования одного фактора от использования другого фактора убывает.

Классический и кейнсианский подходы отличаются тем, что у классиков факторы производства взаимозаменяемы, а у кейнсианцев нет.

Наиболее часто в статистическом анализе применяются следующие виды общеэкономических пропорций:

I / ВНП – показатель инвестиционной квоты, или инвестиционной активности предприятий;

G / ВНП – соотношение между государственными расходами и ВНП (государственная квота). Показывает долю государственных расходов, или насколько активно государство участвует в экономике страны;

(Ex + Im) / ВНП – уровень открытости экономики (характеризует степень участия страны в международном разделении труда).

Во-вторых, выделяют пропорции, характеризующие структуру общественного разделения труда.

В-третьих, можно отметить пропорции, характеризующие изменения ВНП в краткосрочном периоде.

ВНП = I + C + G + Ex – Im

Предположим, что 1 элемент (I или C) возрастает. При этом ВНП возрастает на большую величину. Это обуславливается эффектом мультипликатора.

Для разъяснения эффекта мультипликатора рассмотрим инвестиционный мультипликатор. Предположим, инвестиции увеличились на 100 единиц и стали чьим-то доходом. Этот доход распадается на потребление (75 ед.) и сбережение (25 ед.). В свою очередь эти 75 ед. (потребление), будучи инвестированными, опять распадаются на 57 ед. и 18 ед. (потребление и сбережение соответственно). Данная цепочка продолжается до тех пор, пока эффект мультипликатора не затухнет.

Наконец, выделяются пропорции, отражающие изменение ВНП в долгосрочном периоде.

Одним из способов представления ВНП в долгосрочном периоде является разложение по Солоу:

Q (темп роста) = ΔY / Y = ΔA / A + α * ΔK / K + (1 - α) * ΔL / L, где

А – показатель НТП

Δ К / К – темп изменения капитального запаса

Δ L / L – темп изменения количества применяемой рабочей силы

Экономический рост можно разложить на факторы; α – вклад различных факторов в экономический рост.

Для анализа изменения пропорций в процессе производства используется такой показатель, как индекс структурных сдвигов и индекс сходства различных структур.

Индекс структурных сдвигов (с) = Σ (ai1 – ai2) для ai1 > ai2

2. Бизнес-план проекта: сущность, роль в деятельности организации, основные разделы и их краткая характеристика.

Бизнес-план (БП) - это общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов, содержащая развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности организации и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса фирмы и интересов партнеров, инвесторов, потребителей, посредников и др. участников инвестиционного проекта.

Международная форма бизнес-плана:



1. Резюме (содержит основную информацию и выводы по проекту)
2. Идея (сущность) предлагаемого проекта
Общие исходные данные и условия.
Описание образца нового товара.
Оценка опыта предпринимательской деятельности.
3. Оценка рынка сбыта
Описание потребителей нового товара.
Оценка конкурентов.
Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.
4. План маркетинга
Цели маркетинга.
Стратегия маркетинга.
Финансовое обеспечение плана маркетинга.
5. План производства
Изготовитель нового товара.
Наличие и требуемые мощности производства.
Материальные факторы производства.
Описание производственного процесса.
6. Организационный план
Организационно-правовая форма собственности фирмы.
Организационная структура фирмы.
Распределение обязанностей.
Сведения о партнерах.
Описание внешней среды бизнеса.
Трудовые ресурсы фирмы.
Сведения о членах руководящего состава.
7. Финансовый план.
План доходов и расходов .
План денежных поступлений и выплат.
Сводный баланс активов и пассивов фирмы.
График достижения безубыточности.
Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование).
Оценка риска и страхование.
8. Приложения



Из этих общих установок вытекают общие основные задачи бизнес-планирования:

1) Исследование рынка (маркетинг), в результате которого уточняются традиционные и выявляются новые направления потребительского спроса, емкости рынков сбыта (сегментов рынка сбыта) продукции то

варов и услуг, исследуются предложения по видам товаров и услуг, разрабатываются балансы спроса и предложения; исследуется уровень цен, тарифов и других внешних факторов, влияющих на показатели коммерческой деятельности предприятия.

2) По результатам маркетинговых исследований и анализа состояния производства предприятия определяются директивные показатели и разрабатывается производственная программа:
– номенклатура и ассортимент производства товаров и услуг;
– использование производственных мощностей и объемы производства товаров и услуг;
– объемы и графики поставок товаров и услуг.

Цель бизнес-плана – спланировать и оптимизировать на определенный период хозяйственно-производственную деятельность предприятия (по объемам производства и реализации товаров и услуг в соответствии с потребностями рынка, обеспечением ресурсами и принятыми обязательствами) и выполнить финансово-экономическую оценку ее результатов.

Бизнес-план разрабатывается на основе утвержденной предприятием долгосрочной стратегии, принятых тактических решений по ее реализации и утвержденных руководством предприятия директивных заданий (основных показателей). Таким образом, можно констатировать, что бизнес-план является частью стратегического плана с конкретной проработкой определенной проблемы (бизнес-план по продукту, техническому решению, стратегическому центру хозяйствования и т.п.).

Наши рекомендации