Специфика маркетинговой деятельности в ЗАО «Жилстрой»
Неотъемлемой частью внутренней деятельности ЗАО «Жилстрой» в условиях рыночной экономики является организация маркетинга. Основными функциями маркетинга на предприятии являются:
- комплексное изучение конкретного рынка, его проблем и перспектив;
- планирование товарного ассортимента своего предприятия с учетом требований рынка и своих возможностей;
- формирование спроса и проведение мероприятий по стимулированию сбыта с целью большего совпадения требований рынка и своих возможностей;
- планирование сбытовых операций;
- управление и контроль за маркетинговой деятельностью, которые предполагают при необходимости возврат к первой функции
Специального отдела маркетинга на предприятии нет, но все функции маркетинга выполняются в отделе сбыта. Начальник данного отдела относится к категории руководителей. На эту должность назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы по специальности в области маркетинга не менее 5 лет. Назначается и освобождается от должности он генеральным директором предприятия. Основные требования, предъявляемые к руководителю, отражены в должностной инструкции (приложение Б).
Начальник отдела сбыта должен знать:
- законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по организации маркетинга и оценке финансово-экономического состояния и емкости рынка;
- методы определения платежеспособности спроса на выпускаемую продукцию;
- основные технологические и конструктивные особенности, характеристики и потребительские свойства производимой продукции, ее отличие от отечественных и зарубежных аналогов, преимущества и недостатки;
- экономику производства; организацию рекламного дела; методы изучения мотивации отношения потребителей к выпускаемой продукции;
- способы и методы работы с дилерами, средствами массовой информации; порядок рассмотрения и подготовки ответов на претензии и рекламации потребителей;
- правила оформления документации; стандарты и технические условия на продукцию предприятия;
- основы технологии, организации производства, труда и управления;
- организацию учета и составления отчетности о выполнении планов реализации продукции;
- основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
В компетенцию начальника отдела входит:
- разработка маркетинговой политики на предприятии на основе анализа потребительских свойств производимой продукции и прогнозирования потребительского спроса и рыночной конъюнктуры;
- обеспечение участия отдела в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, определении новых рынков сбыта и новых потребителей продукции;
- организация работы по заключению договоров долевого участия в строительстве жилья и контроль за юридическим оформлением документов в соответствии с Гражданским кодексом РФ;
- организация изучения мнения потребителей о выпускаемой предприятием продукции, его влияния на сбыт продукции и подготовку предложений по повышению ее конкурентоспособности и качества;
- организация рекламы продукции предприятия в СМИ;
- участие в формировании договорных цен на квартиры;
- участие совместно с другими отделами в разработке предложений и рекомендаций по изменению технических, экономических и других характеристик продукции с целью улучшения ее потребительских качеств и стимулирования сбыта;
- разработка соглашений с дольщиками на исключение определенных видов работ, по заявлению дольщика, из договора на долевое участие на квартиру;
- контроль составления расчета стоимости исключаемых из договора долевого участия работ, в соответствии со сметой на дом;
- разработка схем финансирования (бартер, услуги, вторичный рынок), контроль за поступлением и направлением расходования средств дольщиков;
- составление промежуточных расчетов задолженности дольщиков за строящееся жилье, в соответствии с договорами долевого участия;
- оперативный контроль за ходом строительства жилых домов, возводимых на средства дольщиков, их прибыльностью;
- руководство работниками отдела.
Начальник отдела сбыта имеет право:
- представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с другими структурными подразделениями предприятия, другими организациями, по вопросам связанным с долевым участием в строительстве жилья;
- представлять на рассмотрение генерального директора предложения по улучшению деятельности предприятия по вопросам работы отдела;
- получать от руководителей структурных подразделений предприятия информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
- подписывать документы в пределах своей компетенции;
- вести переписку с организациями и структурными подразделениями предприятия по вопросам, связанным с работой отдела;
- требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
Начальник отдела несет ответственность:
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных инструкцией, в соответствии с действующим трудовым законодательством;
- за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;
- за нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных на предприятии;
- за причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством.
Служба сбыта ЗАО «Жилстрой» выполняет различные функции, среди которых, например, анализ конкуренции и конкурентов (таблица 5)
Таблица 5 - Анализ конкуренции и конкурентов (составлено автором)
ХАРАКТЕРИСТИКИ | КОНКУРЕНТЫ | ||
ЭКОСТРОИ | ИНЖИЛКОМ | РЕГИОНСТРОЙ | |
Размер предприятия | Крупное | Крупное | Крупное |
Организационно-правовая форма | ЗАО | ЗАО | ОАО |
Доля рынка, которую занимает конкурент | 15% | 18% | 15% |
Методы конкурентной борьбы | Реклама, генподряд, гранты | Реклама | Рекламные акции, ценовая дискриминация |
В качестве продукции ЗАО «Жилстрой» «производит» жилые дома и производственные помещения, строительные материалы, оказывает услуги. Характеристика продукции представлена в таблице 6.
Таблица 6– Анализ продукции «Жилстрой» (составлено автором)
НАИМЕНОВАНИЕ ВИДА ПРОДУКЦИИ В НОМЕНКЛАТУРЕ | НАЗНАЧЕНИЕ ПРОДУКЦИИ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Жилые дома. | Предоставление жилья населению на коммерческой, договорной и безвозмездной основе | Экологически протестированные материалы изготовления, наличие государственного контроля качества. |
Производственные помещения. | Производство помещений нежилого назначения для функционирования производственных предприятий и объектов социально-культурной сферы | Экологически протестированные материалы изготовления, наличие государственного контроля качества. |
Строительные материалы. | Использование в дальнейшем производстве строительной продукции, постройке жилья | Долговременные, протестированные, изготовленные из качественного первичного сырья |
Строительные услуги | Генподрядные работы по найму «Развитие» | Быстрота, качественное исполнение, использование современной технологии |
Стратегия ценообразования ЗАО «Жилстрой» основывается на:
1. Категории цены. Такая стратегия требует использования в целях достижения коммерческого успеха установления низких цен, обычно при большом количестве производимых товаров.
2. Категории предпочтения. Предполагает применение в качестве конкурентоспособных факторов - качество товаров и работ дизайна, фирменного стиля, упаковки, сервисного обслуживания, надежности поставок товаров.
3. Резком отличии. Требует, чтобы товары предприятия по профилю резко отличались от товаров конкурентов
В основе политики ценообразования лежат два фактора: конъюнктура рынка и издержки производства, в соответствии с которыми используются два метода ценообразования:
1. Определение цен на основе цен конкурентов, являющийся базой для определения цен на продукцию ЗАО «Жилстрой».
2. Определение цен на основе себестоимости продукции, издержек производства.
В рамках маркетинга на предприятии осуществляется планирование. Это находит свое отражение в бизнес-планах, которые составляются именно по сбыту по каждому направлению. Данные бизнес-планы являются составными частями производственной программы развития предприятия.
Например, отдел участвовал в разработке бизнес-плана по каркасному домостроению в рамках инвестиционной программы, разработанной в соответствии с Федеральной программой «Жилье». В ее основе лежит перепрофилирование производственных мощностей крупнопанельного домостроения под выпуск элементов каркасного жилья.
Открытая система каркасного домостроения позволяет:
- формировать квартиры желаемых размеров;
- принимать планировочные решения квартир с учетом запросов заказчиков;
- повысить качество архитектурных решений фасадов зданий, их архитектурную выразительность;
- снизить стоимость жилья за счет снижения материалоемкости.
Сметная стоимость проекта - 11,1 млн.руб. Годы реализации: 2001- 2002г.г. Финансирование проекта: 60% - собственные средства, 40% -государственная поддержка.
Отдел сбыта работает с крупными постоянными потребителями на договорной основе. На основе их заявок формируется и составляется план выпуска продукции.
Для продвижения на рынок товаров ЗАО «Жилстрой» активно использует рекламу своих изделий. Реклама выполняет двойную функцию:
- оповещение потенциальных покупателей о наличии товаров, а также об основных свойствах товара и его характеристиках;
- пропаганда товаров с целью привлечения покупателей и увеличения объемов продаж.
Используемые средства рекламы:
- телевизионные ролики;
- в прессе (журнал «Эксперт», «Моя реклама»);
- Web страница в Internet (там приводится наименование и характеристика продукции предприятия, подробная информация о номенклатуре и технических характеристиках продукции);
- рекламные проспекты.
Кроме того, предприятие активно участвует в выставках, ярмарках, что также способствует увеличению объемов продаж.
Предприятие ЗАО «Жилстрой» использует посредников - частных представителей в Орле и в других городах.
Таким образом, на предприятии часть маркетинговых функций выполняет отдел сбыта. Он решает или участвует в решении вопросов спектра предлагаемых товаров (услуг), ценообразования на них, способов распределения и продвижения. По структуре данный отдел относится к товарно-функциональному типу, т.к. каждый сотрудник отвечает за свою сферу относительно определенной группы товара (услуги).
[1] Сведения о движении рабочих кадров по профессиям по ЗАО «Жилстрой» за январь 2010 года
[2] Отчёт о профессиональном составе работников ЗАО «Жилстрой» по состоянию на 01.01.2010 год.
[3] Численность работающих в ЗАО «Жилстрой» ИТР и их характеристика по качественному составу на 01.01.2010 год.
[4] Устав ЗАО «Жилстрой»