Методическое обеспечение прогноза
Ниже излагаются основные методические установки, которые положены в основу формирования прогнозных оценок, в частности: (1) методы прогнозирования лесных ресурсов, (2) методы прогнозирования лесопродукции, (3) сценарии развития лесного сектора.
2.1. Методы прогнозирования динамики лесных ресурсов
Прогнозирование лесных ресурсов России ведется на основе государственной инвентаризации лесов (ГИЛ). Модель прогнозных расчетов основана на уравнении множественной корреляции, в котором индикатор продуктивности лесов (Y) является функцией следующих факторов: (Х) – объемов финансирования лесного хозяйства по годам и сценариям; (Z) – климатических изменений; (M) – ограничительных факторов.
В основу методики модельных расчетов состояния и продуктивности лесных экосистем были положены известные термодинамические соотношения квантов фотосинтетически-активной радиации (ФАР) и молекул СО2, поглощенных зеленой растительной клеткой в процессе фотосинтеза. Исходные материалы по приходу суммарной ФАР к верхней границе растительного покрова и доли ее поглощения листовой (зеленой) массой были заимствованы из глобальной базы спутниковых данных NASA. На всю территорию России было выделено более 3 000 трапеций, удельные данные по которым были пересчитаны на площадь 1 460 лесничеств.
Оценка возможных изменений климатических параметров была сделана на основе литературных данных. Экологическим ограничением были показатели отношения суммарного испарения к сумме осадков (Е/Р), а также входных и выходных потоков азота (КN). Предполагалось, что если КN < 1, значит, исследуемая территория лесов испытывает недостаток азота.
2.2.Методы прогнозирования динамики лесопродукции
В России, где биологический древесно-ресурсный потенциал значительно превышает объемы его использования, важнейшая роль в прогнозе развития лесного сектора принадлежит оценке спроса на лесную продукцию на внутреннем и внешнем рынках. Практически это означает неизбежную подчиненность предложения ресурсов спросу на них, а не наоборот, как это имеет место в странах с дефицитом лесных ресурсов. Спрос на лесную продукцию на внутреннем и внешнем рынках должен: (1) определить эффективную структуру потребления круглых лесоматериалов по направлениям их использования; (2) установить эффективную структуру потребления конечной продукции из древесины с учетом факторов импортозамещения и заменяемости продукцией недревесного происхождения; (3) установить объемы производства лесопромышленной продукции в увязке с динамикой макроэкономических показателей; (4) сформировать долгосрочную стратегию размещения лесопромышленных производств с учетом их ориентации на внутренний и внешний рынки. Прогнозирование спроса на лесную продукцию должно осуществляться дифференцированно для внутреннего и внешнего рынков вследствие влияния различных факторов (Рисунок 2.1).
Рисунок 2.1
Прогнозирование спроса на лесную продукцию
Для внутреннего рынка спрос определяется потребностями государства и населения. Объемы внутреннего спроса на лесную продукцию в государственном секторе определяют следующие факторы: (1) Программы развития бюджетных отраслей, (2) Рост государственных закупок, (3) Удельный вес бюджетных расходов на закупку лесной продукции, (4) Условия государственных закупок, например, необходимость сертификации и импортозамещения, (5) Удельный вес древесного топлива в структуре топливно-энергетических ресурсов.
Потребительский спрос на лесопродукцию не является приоритетным в сравнении со спросом на продукты питания, одежду, обувь, медицину, образование, досуг и культуру. В стоимости минимальной потребительской корзины отсутствуют расходы на приобретение мебели, бумаги и прочих продуктов из древесины. Потребление отечественной лесной продукции на внутреннем рынке может осложниться в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО). К числу факторов, определяющих потребительский спрос населения на лесную продукцию, относятся: (1) Численность населения, (2) Валовой внутренний продукт на душу населения, (3) Средний размер реальных доходов на душу населения, (4) Удельный вес стоимости продуктов из древесины в минимальной потребительской корзине, (5) Бюджетные средства для стимулирования спроса на лесную продукцию.
На прогноз экспорта лесопродукции влияют следующие факторы: (1) Прогноз потребления лесной продукции на внешних рынках, (2) Удельный вес импорта из России в общем объеме потребления других стран, (3) Влияние ВТО и сертификации лесов на лесоторговлю. Прогноз спроса на лесную продукцию с применением вышеуказанных факторов ограничен наличием достоверной информации и научного анализа. Как следствие, обоснование спроса в отчете произведено на основе экспертных оценок.