Требования к организации и управлению материальными потоками

Билет 25.

Организация закупок

Проверка качества и количества полученной продукции

Качество поставляемых товаров должно удовлетворять предъявляемым требованиям. Отсутствие должного контроля качества закупок может привести к следующим издержкам:

• дополнительные расходы, связанные с возвратом бракованных и недоброкачественных товаров;

• остановка производства в случае, например, когда вся партия продукции оказалась недоброкачественной и подлежит возврату;

• судебные иски;

• потеря доверия потребителей своей продукции из-за поставок недоброкачественных материалов и т.п.

Применяемый на практике меры по обеспечению качества принимаемых товаров м.б. классифицированы следующим образом:

Методы приемки партий

А. Сплошной контроль

Б. Выборочный контроль

Обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции.

Ритмичная работа– это гармонизация всех процессов производства (основных, вспомогательных, обслуживающих и управленческих) и эффективное использование располагаемых ресурсов, т.е. работа в соответствии с принципами и методами логистики.

Под ритмичной работой следует понимать оптимальную организацию во времени и пространстве единичных, частичных и частных процессов в единый непрерывный производственный процесс, обеспечивающий своевременный выпуск каждой конкретной продукции в установленных объемах с минимальными затратами производственных ресурсов.

Единичный процесс– процесс изготовления партии деталей одного наименования на производственном участке.

Частичный процесс– процесс изготовления комплекта деталей одного изделия (заказа) на производственном участке.

Частный процесс– процесс изготовления изделия (заказа) одного наименования на всех стадиях производства, во всех производственных подразделениях основного производства.

В настоящее время очень сложно реализовать требования ритмичной, согласованной работы всех производственных подразделений предприятия из-за статического восприятияпроизводственного процесса и статических методов ведения календарно-плановых расчетов хода производства.

В настоящее время очень сложно реализовать требования ритмичной, согласованной работы всех производственных подразделений предприятия из-за статического восприятияпроизводственного процесса и статических методов ведения календарно-плановых расчетов хода производства.

Основные понятия. Виды ассортимента.

Виды ассортимента:

• простой – набор продукции, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, удовлетворяющих ограниченное число потребностей потребителей;

• сложный – набор продукции, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих разнообразные потребности потребителей;

• групповой – набор однородных видов продукции, объединенных общностью признаков;

• видовой – набор продукции различных видов и наименований;

• марочный – набор продукции, относящийся к одному виду марочных наименований;

• развернутый – набор продукции, включающий значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в т.ч. марочных, относящихся к группе однородной продукции, но отличающихся индивидуальными признаками;

• сопутствующий – набор не основной для данного торгового предприятия продукции, выполняющий вспомогательные функции;

• смешанный – набор продукции разных групп, видов, наименований, отличающихся значительным разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих продовольственной и непродовольственной продукцией;

• оптимальный – набор продукции, удовлетворяющий реальные потребности с максимальным эффектом для потребителя при минимальных затратах на ее разработку, производство и доведения до потребителя;

• реальный – набор продукции, имеющийся на конкретном торговом предприятии;

• прогнозируемый – набор продукции, который удовлетворяет предполагаемые потребности потребителей.

Показатель ассортимента – количественное выражение свойств ассортимента; при этом измеряется количество видов и наименований продукции.

Обновление ассортимента– способность набора продукции удовлетворять изменяющиеся потребности за счет новых видов продукции.

Сокращение ассортимента– количественные и качественные изменения состояния набора продукции за счет уменьшения его широты и полноты.

Расширение ассортимента- количественные и качественные изменения набора продукции за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.

Билет 26.

1. Показатели поставок.

Показатели поставок характеризуют объем, структуру и ритмичность (равномерность) поставок.

Время поставки– период времени между поступлением в логистическую систему заказа на поставку и получением потребителем заказанной продукции.

Интервал поставки– время между двумя следующими друг за другом поставками.

Частота поставокпредставляет собой число возможных поставок в течение определенного периода времени (например, число поставок в отчетном периоде). Через частоту поставок м.б. выражен средний интервал поставки.

Безотказность поставок – доля заказов, выполненных с требуемыми временными показателями за определенный период времени, в общем объеме заказов на тот же период времени; определяется как в разрезе каждой номенклатуры продукции, так и в целом по предприятию.

Оптимальная партия поставки– объем партии поставки продукции, отгруженной поставщиком по заказу потребителя. Оптимальная партия поставки обеспечивает для потребителя минимальной значение суммы двух составляющих: транспортных расходов и затрат на формирование, хранение и поддержание требуемого уровня запасов.

Ритмичность поставок– поставка в сроки, установленные договором поставки.

Равномерность поставок– поставка продукции равными партиями за равные отрезки времени.

Среднее время задержки поставок– показатель, характеризующий превышение времени поставок продукции (в днях) по сравнению с нормативным временем поставки.

Коэффициент связи «поставщик – потребитель»– величина, отражающая тесноту связи данного потребителя с тем или иным поставщиком. Рассчитывается как отношение количества продукции, поступившей за отчетный период от данного поставщика, к общему количеству продукции, поступившей к потребителю за тот же период времени.

Степень готовности к немедленной поставкехарактеризует долю общей потребности в продукции, удовлетворение которой за счет поставки может быть осуществлено немедленно.

Требования к организации и управлению материальными потоками.

Рациональная организация и управление материальными потоками сегодня предполагает обязательное использование основных логистических принципов:

- однонаправленности,

- гибкости,

- синхронизации,

- оптимизации,

- интеграции потоков процессов.

Современная организация и оперативное управление производством (материальными потоками) должны отвечать требованиям.

  1. Обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции.

2. Обеспечение максимальной непрерывности процессов производства.

3. Обеспечение максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ.

4. Обеспечение достаточной гибкости и маневренности в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана.

5. Обеспечение непрерывности планового руководства.

6. Обеспечение соответствия системы оперативного управления производством (ОУП) типу и характеру конкретного производства. :

Показатели сбыта.

Товарооборачиваемость характеризуется двумя параметрами, присущим запасам товаров:

• время обращения продукции – продолжительность периода (в днях), в течение которого продукция находится в сфере обращения (или на отдельном торговом предприятии);

• скорость товарооборота – число оборотов товаров в течение определенного периода. Скорость товарооборота показывает сколько раз запасы товаров были проданы и возобновлены на торговом предприятии.

Оборачиваемость оборотных средств – возврат оборотных средств, авансированных для создания продукции и чистого дохода; измеряется временем, в течение которого совершается кругооборот средств.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средствисчисляется отношением стоимости реализованной продукции к среднему остатку оборотных средств; выражает число оборотов оборотных средств за рассматриваемый период.

Коэффициент закрепления оборотных средствопределяется отношением среднего остатка оборотных средств к стоимости реализованной продукции; характеризует сумму оборотных средств, приходящихся на одну денежную единицу реализованной продукции.

Коэффициент реализации – доля реализованной продукции в ее общем объеме, складывающемся из объема ее производства (поступления) и объема запасов продукции на начало года.

Есть ряд показателей для магазинов:

Коэффициент использования площади магазина– определяется как отношение площади торгового зала к общей площади магазина.

Показатель рациональности расстановки оборудования(эффективность использования торговой площади) равен отношению площади, занятой торговым оборудованием, к общей площади торгового зала магазина.

Билет 27.

Наши рекомендации