Рабочее место и режим работы во время преддипломной практики
Преддипломная практика студента должна проходить в одном из подразделений бухгалтерской службы или службы внутреннего контроля предприятия. С деятельностью других подразделений студент знакомится по мере выполнения программы практики с сохранением рабочего места в данном подразделении.
Во время прохождения практики студент соблюдает и выполняет все требования правил внутреннего трудового распорядка на предприятии. Время и порядок посещения места практики студентом согласовывается с руководителем практики от кафедры и непосредственно с руководством предприятия.
На время практики студент может быть принят на вакантную должность бухгалтера или ассистента аудитора с оплатой. В этом случае на него распространяются все положения трудового законодательства, действующие в организации.
Для руководства преддипломной практикой от предприятия назначается руководитель из числа квалифицированных специалистов, имеющих высшее образование и соответствующую должностную категорию.
В этом случае руководитель практики от предприятия должен:
- организовать практику студентов в полном соответствии с программой преддипломной практики;
- обеспечить студентов рабочим местом в соответствии со специальностью и создать необходимые условия для получения студентами в период практики необходимой информации;
- оказать студенту (при необходимости) помощь в выборе (или уточнении) темы дипломной работы, представляющей практический интерес для предприятия;
- обеспечить студентов необходимыми консультациями (в том числе с привлечением других специалистов) по вопросам, связанным с выполнением дипломной работы;
- дать характеристику студенту с оценкой его теоретической и профессиональной подготовки, отношения к выполнению задания и программы практики по её окончании.
Обязанности и права студентов в период практики
Прохождение преддипломной производственной практики фиксируется по рабочим дням в дневнике, который выдается студенту при направлении его на производственную практику.
Студенты при прохождении преддипломной практики обязаны:
- выполнять задания, предусмотренные календарным планом и программой практики;
- обеспечить сбор, обработку и анализ первичной учётной, экономической и отчётной информации по программе практике;
- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка;
- соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;
- вести регулярные записи в дневнике о характере выполняемой работы и заданий и предоставлять его на проверку научному руководителю практики;
- предоставить руководителю практики письменный отчет о выполнении заданий практики в установленные сроки;
- защитить отчёт по преддипломной практике.
За студентами, зачисленными на период практики на штатную оплачиваемую должность, сохраняется стипендия. С момента зачисления студента на оплачиваемую должность на период практики на него распространяется общее трудовое законодательство, правила охраны труда и внутреннего распорядка, действующие на данном предприятии.
Содержание практики
В ходе преддипломной практики студент должен получить профессиональное представление и приобрести профессиональные навыки работы в бухгалтерской службе предприятия, используя уже полученные теоретические и практические знания. Программа преддипломной практики предусматривает, чтобы до начала практики студент определился с темой дипломной работы.
Прохождение практики включает выполнение два этапа.
На 1-ом этапе студент должен выполнить следующие задания:
- изучить структуру и характер деятельности предприятия, проанализировать по данным статистической, бухгалтерской и финансовой отчетности финансовое положение предприятия, оценить его финансовую устойчивость, платежеспособность, перспективы развития;
- изучить основные законодательные, нормативно-методические документы и материалы, регулирующие деятельность предприятия;
- изучить организацию и постановку системы учёта и контроля в целом на предприятии;
- приобрести необходимые навыки работы бухгалтера (ассистента аудитора), в том числе с использованием прикладных компьютерных программ;
- приобрести навыки работы по сбору, обработке, анализу учётно-отчётной и экономической информации по основным процессам предприятия;
- определить круг своих профессиональных интересов и совместно с руководителями практики от кафедры и предприятия уточнить направление и тему дипломной работы.
На 2-ом этапе, после окончательного выбора и утверждения темы дипломной работы и получения индивидуального задания от научного руководителя по сбору материала на ее выполнение, перед студентом ставится следующее задание:
- изучить научную и специальную литературу, законодательные и нормативные документы и материалы по проблеме, выбранной для изучения и исследования в дипломной работе;
- собрать, обработать, проанализировать первичную учётно-отчётную и экономическую информацию по теме дипломной работы, выполнить все необходимые расчёты;
- подготовить рекомендации и предложения, используя результаты, полученные в процессе анализа и обобщения исходных материалов, и представить их на обсуждение специалистов отдела (службы, подразделения).
Результат выполнения данных заданий – составление отчета по практике.
Ориентировочные вопросы для сбора материала по дипломной работе для конкретного объекта исследования:
1. Организация (бухгалтерского, статистического, оперативного) учёта объекта исследования.
- характеристика объекта учёта (экономико-правовое содержание, оценка, нормативно-правовое регулирование);
- описание вариантов учёта объекта исследования в учетной политике предприятия;
- изучение порядка бухгалтерского и налогового учёта объекта исследования (на основании учётных регистров);
- виды и характеристика первичных документов по исследуемому объекту учёта;
- изучение порядка отражения объекта в отчётности.
2. Анализ порядка контроля исследуемого объекта:
- общая оценка системы внутреннего и внешнего контроля организации;
- оценка правильности учёта и оценки исследуемого объекта (в первичных документов, учётных регистрах);
- изучение документов по аудиту и контролю исследуемого объекта;
- рассчитает критерия существенности показателей по исследуемому объекту;
- оценка достоверности формируемой отчётности по исследуемому объекту.