Тема 6. Региональная структура производства услуг
На производство услуг в экономике России приходится более половины валовой добавленной стоимости. За последние годы в зависимости от динамики цен на различных рынках эта доля колебалась от 56 до 61%. Производство услуг осуществляется в 9 крупнейших видах экономической деятельности, при этом самыми значительными составными частями данного сектора экономики являются торговля, транспорт и связь, операции с недвижимостью (табл. 16).
Таблица 16
Структура валовой добавленной стоимости в сфере услуг, %
Вид деятельности | 2005 г. | 2008 г. | ||
млрд. руб. | % к итогу | млрд. руб. | % к итогу | |
Всего сфера услуг В том числе: | 100,0 | 100,0 | ||
Оптовая и розничная торговля, ремонт транспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования | 34,0 | 34,9 | ||
Гостиницы и рестораны | 1,6 | 1,7 | ||
Транспорт и связь | 17,9 | 15,8 | ||
Финансовая деятельность | 7,0 | 7,9 | ||
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 17,2 | 18,6 | ||
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение | 9,0 | 8,4 | ||
Образование | 4,7 | 4,4 | ||
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 5,4 | 5,3 | ||
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 3,2 | 3,0 |
Наиболее высокими темпами развиваются торговля, финансовая деятельность, операции с недвижимостью. В то же время относительно медленно увеличивается валовая добавленная стоимость на транспорте и в сфере государственного управления. Доля таких социальных видов деятельности как образование, здравоохранение и прочие услуги населению за последние годы несколько снизилась.
В составе комплекса по оказанию организациям и населению страны разнообразных услуг выделяется, как уже отмечено, такой вид деятельности как оптовая и розничная торговля, автосервис и ремонт бытовой техники. В отдельных субъектах Федерации доля данного вида деятельности в общей валовой добавленной стоимости достигает 20-30%, и лишь в регионах с ярко выраженной промышленной (особенно сырьевой) специализацией она снижается до 3-8%.
В предкризисный период (2001-2007 гг.) оборот торговли ежегодно в сопоставимых ценах увеличивался на 20-25%, но в 2008 г. Это показатель снизился до 13%. Восстановление докризисного уровня произошло в 2010 году. В составе торговли в среднем по России около 70% оборота приходится на оптовые продажи товаров и примерно 30% - на розничный оборот по реализации товаров для конечного потребления.
Особенностями оптовой торговли являются преобладание продукции производственного назначения, крупные партии продаж, а также широкая номенклатура товаров, составляющая сотни тысяч наименований. На Москву приходится более 40% всех оптовых продаж товаров в стране, что обусловлено сосредоточением самых крупных потоков материальных ресурсов. Через Москву проходит, в частности, наибольший поток импортных товаров, прежде всего из Европы, который затем распределяется по многим регионам России (табл. 17).
Таблица 17
Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли в 2009 году
Федеральный округ, субъект Федерации | Всего, млрд. руб. | % к РФ | На душу населения, тыс. руб. |
Всего по РФ, в том числе: | 100,0 | ||
Центральный | 58,5 | ||
Из него: Москва | 45,2 | ||
Северо-Западный | 7,0 | ||
Из него: Санкт-Петербург | 4,8 | ||
Южный | 6,6 | ||
Приволжский | 11,0 | ||
Уральский | 8,5 | ||
Из него: Тюмень | 2,3 | ||
Сибирский | 6,5 | ||
Дальневосточный | 1,9 |
Крупные обороты оптовой торговли приходятся на Приволжский, Уральский и Северо-Западный федеральные округа, что связано с уровнем общей экономической активности на их территориях. Наименьшие объемы продаж товаров оптом отмечаются в Дальневосточном федеральном округе, несмотря на ввоз через его территорию большого количества импортируемых автомобилей.
Тюменская область по рассматриваемому показателю не занимает какого-либо особого места среди регионов страны, несмотря на потребление крупнейших материально-технических ресурсов (труб, цемента, оборудования, транспортных средств, строительной техники и др.). Это связано с тем, что основная часть сделок по оптовым поставкам товаров для организаций области оформляется в других регионах страны, в первую очередь в Москве, через головные структуры крупнейших нефтегазовых компаний. В составе Уральского федерального округа наиболее крупным распределительным центром является Екатеринбург, через который обеспечиваются поставки товаров широкого назначения, в том числе и для населения.
В целом можно отметить, что на территории России центрами сосредоточения основных объемов оптовой торговли являются крупнейшие города.
Наибольшими объемами розничного товарооборота также выделяется Центральный федеральный округ, на который приходится 33-37% всех розничных продаж в стране. Второе место благодаря многочисленности населения и наличию ряда крупных производств (нефтепродукты, автомобили, продукты питания) занимает Приволжский федеральный округ, доля которого в общероссийском обороте составляет 17-18%. Наименьшие масштабы общие торговли характерны для Дальневосточного федерального округа (табл. 18).
Таблица 18