Система области стандартизации
Государственная система стандартизации — комплекс взаимоувязанных правил и положений, определяющих цели и задачи стандартизации, организацию и методику проведения работ по стандартизации во всех отраслях народного хозяйства России, внедрения стандартов всех категорий и другой нормативно-технической документации, а также контроля за их внедрением и соблюдением. Чтобы качество нашей продукции соответствовало требованиям международного рынка, при разработке российских стандартов учитываются рекомендации Международной организации по стандартизации (ИСО).
Стандарты в России подразделяются на следующие категории: государственные стандарты (ГОСТ); отраслевые стандарты (ОСТ); республиканские стандарты (РСТ); стандарты предприятий (СТП).
Объектами стандартизации являются; изделия основного производства (машины, инструменты, приспособления, приборы, аппаратура и т. д.); детали, сборочные единицы, механизмы и устройства, имеющие широкое применение в машиностроении; геометрические элементы конструкторского оформления деталей и сборочных единиц (резьбы, конусы, фаски, модули, соединительные поверхности, гнезда и т. д.); кинематические соотношения (ряды чисел оборотов, подач, передаточных отношений, направления движения и т. д.); расчетные нормативы (данные по геометрическим, кинематическим, энергетическим, силовым и комплексным расчетам) на допустимые напряжения, а также сами методы расчетов; системы допусков и посадок, геометрические формы и отклонения, кинематические соотношения и силовые параметры; материалы, применяемые в машиностроении и влияющие на качество, надежность и долговечность готовых изделий (стали, чугуны, цветные металлы и сплавы, все виды сырья, пластмассы, химикаты, смазочные материалы, топливо, охлаждающие жидкости, литейные формовочные, сварочные и другие материалы); технологическая оснастка (инструмент, приспособления, штампы и т. д.); технологические нормативы (типовые технологические процессы, режимы резания, термическая обработка, ковочные и литейные процессы, электросварочные работы и т. д.); системы организационно-технических мероприятий по организации конструкторской, нормализационной, исследовательской, производственной работы (проектно-конструкторская, нормативно-техническая и технологическая документация); системы условных обозначений, единиц измерений и научно-технической терминологии.
Внедрение стандартизации и унификации дает возможность провести широкое междузаводское кооперирование. Это значительно снижает производственные расходы. Промышленные предприятия могут кооперироваться различными способами. Автомобильное объединение, например, на котором производится сборка готовой продукции — машин (головное предприятие), получает от ряда заводов (предприятий-смежников) продукцию в виде готовых сборочных единиц и изделий, таких, как карбюраторы, шины, аккумуляторы и др.
Разделение труда в сочетании с выпуском однородной продукции в значительных количествах на одном предприятии позволяет совершенствовать производство, удешевлять продукцию. Такая специализация имеет место в настоящее время во всех отраслях промышленности. Под специализацией промышленности понимают такую форму организации общественного производства, при которой обеспечивается предельное разделение труда.
На предприятиях обособленной отрасли выпускается однородная продукция, рабочие и инженерно-технические работники специализируются на выполнении определенных технологических процессов, специальное оборудование, установленное на предприятии, предназначено для выполнения определенного вида работ.
Совокупная деятельность людей, направленная на превращение материалов и полуфабрикатов в готовые изделия, называется производственным процессом.
В настоящее время в нашей промышленности определились четыре формы специализации предприятий (рис. 1). На этих специализированных предприятиях создаются все предпосылки для полного исключения ручного труда, для осуществления широкой механизации и автоматизации производства.
Специализация и кооперирование производства основаны на территориально независимом изготовлении в первую очередь стандартных и унифицированных изделий на специализированных предприятиях. Эти изделия должны в одинаковой степени удовлетворять и конструктивным и эксплуатационным требованиям.
31.Система стандартизации в РФ-основные понятия и определения.
Результатом работы по стандартизации является принятие стандартов.
Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения[5].
Стандарты разрабатывают на материальные предметы (продукцию, эталоны и т.п.), на нормы, правила, требования к объектам. Стандарт - это рекомендуемое целесообразное решение повторяющейся задачи для достижения определённой цели [1].
Федеральный закон «О техническом регулировании» распространяет понятие «стандарт» на две категории стандартов: национальные стандарты (ГОСТ Р) и стандарты организаций (стандарты предприятий СТП).
Главным в понятии «стандарт» является добровольный характер применения стандартов. Обязательные к исполнению требования к объектам содержатся в технических регламентах.
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным Законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)[5].
Технические регламенты могут быть общими и специальными. И общие, и специальные технические регламенты принимаются по вопросам, связанным с безопасностью объектов технического регулирования, электромагнитной совместимостью технических средств и обеспечением единства измерений.
Техническое регулирование -правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия [5].
32.Федеральный Закон « О техническом регулировании», структура, содержание.
Правовое регулирование отношений в сфере применения, установления и исполнения обязательных требований к процессам производства, эксплуатации, перевозки, хранения, реализации и утилизации продукции в российском законодательстве носит название техническое регулирование. Данную область деятельности и соответствующих отношений регулируют Федеральные законы и правовые акты местного значения, к которым относится закон о техническом регулировании, Федеральный закон о промышленной безопасности и т.д.
Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 года является основным нормативно-правовым документом, который регламентирует порядок формирования и реализации отношений в этой области и устанавливает соответствующие требования, применимые к указанной деятельности.Закон о техническом регулировании имеет в своей структуре 10 основных глав, которые подразделяются на 48 действующих статей.
Общие положения закона установлены статьями главы 1. Так, статьи 1-4 определяют сферу применения настоящего документа, принципы технического регулирования в России и законодательство РФ о техническом регулировании. Кроме того, статья 2 фиксирует основные понятия, применяемые в обсуждаемой области: техническое регулирование, технический регламент, сертификация, стандартизация, аккредитация, фитосанитарные и ветеринарно-санитарные меры, знак соответствия, идентификация продукции, международный стандарт и другое. Статьи 5-5.2 закона устанавливают особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции, в области обеспечения безопасности зданий и сооружений и обеспечения безопасности продукции, и определенных процессов производства, применяемых на территории инновационного центра «Сколково».
Глава 2 закона о техническом регулировании полностью посвящена вопросам технического регламента. Статьи 6-7 устанавливают цели принятия технических регламентов, их содержание и применение, статьи 9-10 – порядок разработки, принятия, изменения и отмены регламентов, в том числе, принимаемого нормативным правовым актов органа исполнительной власти или в особом порядке. Цели, принципы и документы в области стандартизации определены статями 11-13 главы 3 закона о техническом регулировании. Статьями 14-17 зафиксированы технические комитеты по стандартизации, национальные стандарты, стандарты организации, правила разработки и утверждения национального стандарта, а также формирования перечня документов в области стандартизации.
Глава 4 закона устанавливает подтверждение соответствия в области технического регулирования. Так, статьями главы зафиксированы цели, принципы и формы подтверждения соответствия, знаки соответствия, добровольное и обязательное подтверждение соответствия, виды декларирования и знак обращения на рынке, статья 28 определяет права и обязанности заявителей в сфере осуществления обязательного подтверждения соответствия. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий осуществляется на основе статей 31-35 главы 5 закона, где помимо порядка аккредитации и государственного контроля в этой сфере, установлена ответственность органов государственного контроля, при осуществлении надзора за соблюдением требований технических регламентов.
Статями 36-45 глав 7-9 закона о техническом регулировании регламентируется сфера информационного обеспечения о нарушениях требований технических регламентов, ответственность аккредитованной испытательной лаборатории и форма финансирования деятельности в области технического регулирования. Глава 10 представляет собой заключительное положение закона, статьи которой утверждают переходные положения, приведение отдельных актов в соответствии с документом и сроки вступления закона в силу.