Необязательные (дополнительные) статистические данные
Следующие статистические данные обеспечивают полезную информацию для руководства, хотя и не являются обязательными, как перечисленные выше.
(а) Численность работников по категориям заработной платы и окладов. Эти данные не обязательно отслеживать ежемесячно, как
11. Кадровые записи и статистика251
правило, они составляются ежегодно при рассмотрении вознаграждения персонала. Статистика оплаты труда иногда требуется для каких-либо специальных целей, например, если профсоюз требует повышения заработной платы.
(б) Текучесть рабочей силы.
(в) Анализ персонала по квалификации, уровню профессиональной подготовки, местожительству представляет интерес для целей планирования человеческих ресурсов. Если ожидается сокращение штатов, могут понадобиться сводные данные по продолжительности стажа работников.
Вся статистика по персоналу имеет гораздо больший смысл и применимость, если статистические выкладки сопровождаются объяснительной запиской, которая содержит необходимые разъяснения и, возможно, даже указывает предполагаемые дальнейшие действия.
Контрольные задания к гл. 11
1. Какие документы содержатся в личном деле работника?
2. Перечислите данные, которые обязательно должны быть отражены в индивидуальной кадровой справке.
3. Каковы преимущества ведения индивидуальных кадровых справок на компьютере?
4. Каковы основные причины принятия Закона о защите данных?
5. Какую линию защиты может избрать пользователь, против которого возбужден иск о причиненном ущербе в результате использования неточных данных?
6. Почему так важно соблюдать различие между мнением и намерением, когда речь идет о компьютерном хранении кадровых документов?
7. Перечислите наиболее важные статистические данные, которыми можно пользоваться в процессе кадровой работы.
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ И КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ
Методы анализа
В управлении персоналом очень часто возникает необходимость обобщения и описания характера выполняемой работы т.е. составление должностной инструкции. В дальнейшем следует ее периодически обновлять в соответствии с изменениями, которые претерпевает организация или технология работы. Анализ особенностей работы заключается в ее составлении. Эта работа сопряжена со множеством трудностей, в том числе практических, а также обусловленных отношением работников. Ниже приводятся наиболее важные методы, которые можно использовать при составлении должностной инструкции.
(а) Непосредственное наблюдение — всегда необходимо, но имеет ряд недостатков:
• квалифицированный работник выполняет свою работу так легко, что со стороны она может показаться очень простой;
• опытный работник может выполнять работу так, что со стороны она представляется очень сложной;
• при наблюдении невозможно проследить умственные усилия, затрачиваемые при выполнении работы;
• некоторые рабочие, занятые физическим трудом, работают так быстро или выполняют такие запутанные операции, что проследить за ними можно только при помощи видеосъемки или видеокамеры,
(б) Обсуждение с постоянным работником — почти всегда необходимо, но часто при этом возникают сложности, в основном из-за того, что работник относится с некоторым недоверием к подобной беседе. Он может намеренно преувеличить важность своей работы
12. Анализ особенностей работы и квалификационные требования253
или при определенных обстоятельствах, наоборот, попытаться преуменьшить ее. Основные проблемы, связанные с подобными интервью, следующие:
• на описание работником выполняемых должностных обязанностей может оказать влияние его личное отношение к ним;
• даже если работник во время интервью настроен на сотрудничество с интервьюером, он может просто забыть некоторые детали работы, преувеличить значение той части работы, которая выполнялась недавно, и недооценить важность операций, выполненных ранее;
• работник может быть просто не способен четко и логично выражать свои мысли.
(в) Обсуждение с руководителем среднего звена — это также неизбежная составляющая при работе над должностной инструкцией, хотя ее ценность определяется следующим:
• руководители среднего звена часто на удивление мало знакомы с деталями работы, выполняемой их подопечными;
• кроме того, руководители среднего звена часто не имеют практического опыта выполнения работы, исполнение которой они контролируют;
• иногда их описание работы несет на себе отпечаток их личного отношения к работнику, в чьи обязанности входит ее выполнение;
• они могут также преувеличить обязанности и ответственность за описываемую работу с целью преувеличения собственной важности.
(г) Средства и предметы труда — изучение инструментов, рабочих материалов, станков, документов, средств коммуникации дает возможность проверить информацию, полученную другими методами, а также может подсказать, какие еще вопросы относительно работы следует задать.
(д) Материалы прочих исследований — их иногда можно привлечь для подкрепления выводов, например, отчеты об анализе рабочего времени, руководства по обучению, записи об авариях.
(е) «Сделай сам» — такой подход уместен при изучении некоторых видов работ, в течение некоторого времени исследователь лично выполняет изучаемые им должностные обязанности. Однако при этом он должен следить за тем, чтобы его описание не носило слишком субъективного характера и не было переполнено личными впечатлениями, например, если исследователь слабоват в математи-
254 Практические аспекты управления человеческими ресурсами
ке, он может непреднамеренно преувеличить сложность выполнения бухгалтерских расчетов.
(ж) Анкеты используются в некоторых случаях, но они весьма ненадежны. От работника требуются письменные ответы на вопросы анкеты, но он может недоверчиво отнестись к анкете, не понять вопроса и потому дать неполный ответ.
(з) Рабочий ежедневник — используется в основном менеджерами и офисными работниками. Целый месяц исполнитель тщательно записывает все свои действия и намеченные в течение дня мероприятия. Затем дневник анализируется на предмет составления должностных обязанностей исполнителя и регулярности их выполнения. Если ежедневник ведется скрупулезно и аккуратно, он может стать весьма полезным источником; но очень часто исполнитель забывает заполнять его в начале рабочего дня и спохватывается только к обеду, лихорадочно вспоминая, что он делал с утра; в этом случае ежедневник даже может ввести исследователя в заблуждение.
Для того чтобы проанализировать должностные обязанности с достаточной степенью точности, необходимо использовать рассмотренные методы в сочетании, при этом каждый метод будет служить проверкой других методов.