Исследование рынка Тюмени
Цель исследования заключалась в определении уровня удовлетворенности фирм, пользующимися полиграфическими услугами, и оценка перспективы нового сегмента полиграфического рынка – рынка оперативной малотиражной полноцветной печати в городе Тюмени. В исследовании принимали участие 10 фирм, предоставляющих полиграфические услуги (рекламные агентства среднего размера) и 20 потребителей полиграфической продукции – рекламодателей среднего размера.
Опрос проводится в режиме личного интервью, объем анкеты 4 страницы. Средняя продолжительность интервью 17 минут. Информация собиралась с 2 по 11 апреля 2001 г.
Всего в Тюмени полиграфические услуги предоставляет 41 предприятие
В ходе исследования было опрошено 10 рекламных агентств среднего размера, предоставляющих полиграфическую продукцию. Список агентств представлен в таблице 4.1.
Таблица 4.1
Список респондентов
ФИО респондента | Должность | Название предприятия | Телефон | |
Дятлов Константин Николаевич | зам. директора | Студия профессионального дизайна и рекламы Олега Москвина | 39-00-69 | |
Соловьев Даниил | технический директор | ООО Рекламная группа "Первая полоса" | 21-48-06, 21-30-98 | |
Дергачев Ефим Александрович | директор | ООО "Феликс-реклама" | 32-15-46, 22-86-67 | |
Лузин Дмитрий Игоревич | зам. директора | Дизайн-студия "Эффект" | 21-22-34, 21-32-08 | |
Бахтеев Григорий Васильевич | менеджер | ООО НТЦ МЕОКОМ печатный салон "Хамелеон" | 39-00-89, 24-38-72 | |
Лененко Сергей Алексеевич | директор | РА "Гагарин" | 35-73-76 | |
Рыбакова Елена Альбертовна | руководитель | РА "РАСА" | 46-54-64 | |
Летучева Ирина Валерьевна | директор | ООО "Эйдос-центр-плюс" | 39-00-68, 39-00-79 | |
Сухих Юлия Владиславовна | менеджер | Дизайн-ателье "Алекс Фанд" | 31-06-73, 32-35-02 | |
Малков Павел Павлович | креативный директор | РА "Мир" | 40-03-63, 40-06-26 |
Только 2 агентства из агентств-участников исследования имеют собственные мощности для изготовления полиграфической продукции. На вопрос «Где Ваше агентство печатает полноцветную полиграфическую продукцию?» 7 агентств назвали другие города, из них 5 – Екатеринбург, 4 – Москву. В г. Тюмени печатают продукцию 60%. ( таблица 4.2)
Таблица 4.2
Место печати полноцветной полиграфической продукции
место печати | % |
Собственные типографические мощности | |
В типографии г. Тюмени | |
В типографии в другом городе | |
Омск | |
Екатеринбург | |
Курган | |
Москва | |
Санкт-Петербург | |
Таллин | |
Самара | |
Киев |
Заказы рекламных агентств распределяются следующим образом: 30,5% заказов агентства получают от крупных заказчиков, 54% заказов - от средних заказчиков, 15,5% - от мелких заказчиков.
Общая сумма заказов полиграфической продукции за период с апреля прошлого года по март 2001 года включительно составила в среднем 525 000 рублей на одно агентство. Максимальная названная сумма заказов – 800 тысяч рублей. Некоторые агентства отказались предоставить данные о сумме заказов, ссылаясь на коммерческую тайну.
Согласно данным, предоставленным участниками исследования, максимальные заказы на изготовление полиграфической продукции приходятся на ноябрь-декабрь, также отмечается рост заказов в весенний период, особенно месяц май.
Один из участников - РА «РАСА» - указал, что заказы на полиграфию максимальны в период с 25 по 5 число каждого месяца. По мнению эксперта РА «РАСА», это связано с проведением в этот период различных выставок в г. Тюмени.
Месяцами, в которые заказы минимальны, соответственно являются январь (его указали 40% рекламных агентств) и февраль (30%) (таблица 4.3).
Таблица 4.3
Время максимальных и минимальных заказов
На полиграфическую продукцию
месяц | максимум заказов (%) | минимум заказов (%) |
январь | 0,0 | |
февраль | 0,0 | |
март | ||
апрель | 0,0 | |
май | 0,0 | |
июнь | ||
июль | ||
август | ||
сентябрь | 0,0 | |
октябрь | 0,0 | 0,0 |
ноябрь | 0,0 | |
декабрь | 0,0 |
Полноцветная печать составляет в среднем 67% в объеме изготавливаемой агентством полиграфической продукции. В двух агентствах полноцветной печати менее 30%, от 31 до 60% - в трех агентствах, 81 – 100% - у четырех агентств. Два агентства из десяти за последний год печатали исключительно полноцветную продукцию (100%). Минимальный показатель – 20% - указало одно агентство. Наибольший процент заказов приходится на различные полиграфические «мелочи» (рис.4.1) - вымпелы, приглашения, письма, дипломы (16%), визитки (13,8%). Значительная часть заказов приходится также на буклеты формата А4 (12,5%), листовки формата А4 (8,7%).
Рис.4.1. Доля заказов, приходящихся на каждый вид полиграфической продукции
Рис 4.2 отражает тиражи заказов полноцветной полиграфической продукции. 39,4% полиграфических заказов выполняются тиражами до 1000 экземпляров, 29,4% приходится на тираж от 1001 до 2000 экземпляров, тиражи свыше 2000 экземпляров заказываются в 23,4% случаев.
Рис.4.2. Тиражи заказов полноцветной полиграфической продукции
В ходе исследования респондентам предлагалось оценить наличие неудовлетворенного спроса на услуги полноцветной печати различными тиражами. Результаты представлены на диаграмме 4.3. В наибольшей степени неудовлетворен спрос на полноцветную печать тиражами до 1000 экземпляров (это при том, что на эти тиражи приходится 39,4% заказов). 90% ответивших (9 агентств) указали наличие неудовлетворенного спроса на полноцветную печать тиражами 200 – 300 экземпляров, от 1000 экземпляров и выше спрос считают неудовлетворенным 30%.
Рис. 4.3. Наличие неудовлетворенного спроса на услуги полноцветной печати
Цены на полноцветную печать в зависимости от тиража представлена на рис.4.4. Стоимость изготовления тиража здесь – это очень усредненный показатель, так как многие агентства работают по бартеру, рассчитывают стоимость тиража под конкретного заказчика, учитывая периодичность его заказов, способ печати, сложность макета и прочие факторы. Так, в основном, агентства указывали цену, например, последнего заказа в нужном интервале тиража.
Рис. 4.4. Цены на полноцветную печать для листа формата А4 с одной стороны
Срок изготовления составляет примерно от 5 до 8 дней. Рис.4.5 отражает сроки изготовления полноцветной печатной продукции в днях для различных тиражей.
Основное требование, которое предъявляют клиенты при заказе полиграфической продукции всем агентствам – качество печати, требования по срокам – 70%, требования к цене и макету предъявляют к 20% агентств (табл.4.4).
Рис.4.5. Сроки изготовления полноцветной печати для листа формата А4 с одной стороны
Таблица 4.4
Основные требования, которые предъявляют клиенты при
заказе полиграфической продукции
Требования | % |
Срок | |
Качество | |
Стоимость | |
Соответствие макету |
В более подробном виде ответы на вопросы о требованиях клиентов выглядели следующим образом:
«Клиенты хотят получить заказ на следующий же день».
«Требуют, чтоб было качественно, без недостатков: несовмещений цвета, черных точек, неровностей заливки, несоответствий цвету и т.п.»
«Не понимают, что невозможно сделать сочные цвета на дешевой бумаге: хотят получить насыщенные цвета на обыкновенной бумаге и как можно дешевле».
Самым сложным при исполнении полиграфических заказов являются подбор бумаги и согласование макета (эти проблемы указали 50% опрошенных), сроки исполнения заказа, трудности достижения договоренности о цене и задержка оплаты заказчика – это проблема 20% агентств (табл.4.5). Также в качестве проблем и сложностей были названы нежелание заказчиков оплачивать предпечатную подготовку, и невозможность изготовления малотиражной продукции.
Таблица 4.5