Английский маржинализм
В отличие от австрийцев, маржиналисты-математики, начиная с У.С. Джевонса, считали правомерным понятие бесконечно малого приращения блага. У.С. Джевонс подчеркнул, что экономическая теория состоит из применения дифференциального исчисления к понятиям богатства, полезности, ценности, спроса, предложения, капитала, процента и всех других количественных категорий, связанных с повседневной хозяйственной жизнью.
Незадолго до безвременной смерти У.С. Джевонса (он утонул в 1882 г.) активным сторонником количественного анализа экономики выступил Ф. Эджуорт в книге “Математическая психология: очерки применения математики к моральным наукам”(1881).
Ф. Эджуорт ввел кривые безразличия, графически изображающие полезность как функции не одного, а двух (в простейшем случае) и более благ. Кривая безразличия - это отображение на плоскости таких комбинаций двух благ, при которых они доставляют равную полезность. У.С. Джевонс ввел понятие конечной степени полезности - степени полезности последней порции, или следующей добавки очень малого или бесконечного малого количества блага к уже имеющемуся запасу. “Конечные степени полезности при использовании блага двумя различными способами должны быть равны”, - самостоятельно формулирует У.С. Джевонс “второй закон Госсена”.
На У.С. Джевонса и других английских маржиналистов сильное влияние оказала популярная философская доктрина Иеремии Бентама(1748-1832) - утилитаризм(от utility - полезность). Современник А. Смита, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэя, И. Бентам считал предназначением философии “оказывать поддержку экономике повседневной жизни”, а основой всех человеческих поступков и критерием нравственности провозгласил индивидуальное стремление к пользе, к наибольшей сумме удовольствий и минимуму страданий. Благополучие общества в философии И. Бентама предстало как сумма полезного для каждого индивида в отдельности, а моральный выбор был сведен к подсчету выгод и потерь.
Английские же маржиналисты развили философию утилитаризма в модель экономического человека, рационально максимизирующего свои удовольствия. Модель экономического поведения людей, эгоистически мотивированного целью получить максимум удовольствий и избежать страданий, получила название модели гедониста-оптимизатора.
Следуя И. Бентаму, У.С. Джевонс рассматривал труд как “отрицательную полезность”. Труд – “любое болезненное напряжение ума или тела, претерпеваемое полностью или частично, ради получения будущего блага”. Тягость труда является функцией количества выполненной работы. Производство будет продолжаться до тех пор, пока отрицательные ощущения от труда (“антиполезность”) меньше, чем удовольствие, доставляемое продуктом труда (полезность). У.С. Джевонс сформулировал “закон безразличия”: для покупателя на рынке не имеет значения, каковы издержки производства выбираемого им товара.
Предложив термин “экономикс” для обозначения предмета науки, изучающей законы максимизации полезности индивидами, У.С. Джевонс из-за преждевременной смерти не успел завершить начатый труд “Принципы экономикс”. Но несколько позднее 3-томный систематизированный курс “Принципы экономикс” (1890) создал профессор Кембриджского университетаА. Маршалл, сумевший осуществить теоретический синтез наследия классической политэкономии и достижений маржинализма, и тем самым дать начало неоклассическому направлению экономической теории.
Свой теоретический синтез А. Маршалл сформулировал так: “Можно с тем же успехом спорить о том, верхнее или нижнее лезвие у пары ножниц режет лист бумаги, как и о том, чем регулируется ценность - полезностью или издержками производства... можно сделать общий вывод, что, как правило, чем короче рассматриваемый нами период, тем большую долю внимания нам надо уделять влиянию спроса на ценность, а чем длиннее период, тем более важным будет влияние на ценность издержек производства”.
У.С. Джевонс заявлял, что “теория потребления составляет основу экономической науки”, и полемически заострил свою концепцию против традиции Д. Рикардо - Дж.Ст. Милля выводить ценность из издержек производства. А. Маршалл, признавая заслуги У.С. Джевонса, не согласился с таким противопоставлением. Во-первых, “наука о потребностях” и “наука об усилиях” необходимо дополняют друг друга (первой книгой самого А. Маршалла была “Экономика промышленности” (1889), написанная совместно с женой Мэри, которая раньше была его студенткой). Во-вторых, А. Маршалл отделил теорию ценности Д. Рикардо от таковой у К. Маркса. И в-третьих, общей проблемой прежних экономистов А. Маршалл назвал “небрежное отношение к фактору времени”.
Подробное рассмотрение фактора времени, введение разграничения коротких и длительных периодов производства позволило А. Маршаллу создать структурный каркас, в котором нашлось место и классической, и субъективной теориям ценности.
Новаторским был методологический подход А. Маршалла - анализ не причинно-следственных (каузальных) зависимостей, а функциональных “связей взаимодействия”. В каждой ситуации в экономике принимаются постоянными все элементы, кроме одного (частичное равновесие), и исследуются последствия изменения этого одного элемента.
А. Маршалл заострил внимание на том, что “наши представления ... относятся не столько к совокупности количеств, сколько к приростам количеств и что, в частности, спрос на вещь представляет собой постоянную функцию, причем предельный прирост спроса в условиях устойчивого равновесия уравновешивается соответствующим приростом ценности этой вещи. В этом плане нелегко получить четкую картину непрерывности, не прибегая к помощи математических символов или графиков”. И А. Маршалл разработал систему аналитических графиков, став “основателем современной графической экономической науки” (Дж.М. Кейнс).
Маршалловская концепция равновесной цены, представленная графически в виде точки пересечения кривых спроса и предложения, была подкреплена концепцией “замещения” на “пределе” не только между альтернативными предметами потребления, но и между факторами производства. Факторы производства связаны друг с другом двойным отношением: “С одной стороны, они часто конкурируют за занятость: тот, производительность которого выше, стремится вытеснить другой и тем самым ограничивает цену спроса на него. С другой же стороны, они формируют сферу занятости друг для друга, национальный дивиденд, который является общим продуктом всех них и который растет вместе с предложением каждого из них, является единственным источником спроса на любой из них”.
Вводя понятие предела для выявления функциональной связи любого экономического фактора с данным уровнем ценности и “замещения” для характеристики процесса, посредством которого устанавливается или восстанавливается равновесие, А. Маршалл подчинил категории заработной платы и прибыли на капитал действию общих законов ценности, спроса и предложения.
Подчеркивая, что фактор времени “лежит в основе главных трудностей при решении почти любой экономической проблемы”, А. Маршалл своим разграничением краткосрочных и долгосрочных периодов, средних и предельных, первичных (переменных) и дополнительных (постоянных) издержек производства, открыл новые горизонты экономического анализа.
В краткосрочном периоде на цены решающее воздействие оказывает изменение спроса. Для приспособления к возросшему спросу требуется время, иногда значительное. Это дает возможность производителям ходового товара взвинтить цены и получить дополнительный
доход - квазиренту. В долгосрочном плане на цены оказывают большее воздействие изменения предложения.
Дешевизну товаров массового спроса А. Маршалл объяснил категорией “потребительского излишка”, или ренты потребления. Это избыток полезности, который достается потребителю благодаря возможности для него приобрести. А. Маршалл четко сформулировал понятие эластичности спроса – реагирования на изменения цен в большей или меньшей пропорциональности.
Уделяя большое внимание техническому прогрессу, А. Маршалл выделил организацию как
четвертый фактор производства и подробно исследовал его, опираясь на свои познания в экономии промышленности. Интересно, что главным событием XIX в. и главным вкладом в увеличение богатства Англии, А. Маршалл считал развитие не обрабатывающей промышленности, а транспортных отраслей, понимая под ними и инфраструктуру в широком смысле: снижение издержек перевозки людей и товаров, удешевление водоснабжения и освещения, электроэнергии и средств информации.
А. Маршалл рассматривал развитие промышленности в терминах дифференциации и интеграции. Дифференциация проявляется в промышленности как возрастающее разделение функций, развитие специализированных навыков, знаний и машин, тогда как интеграция, усиливающаяся глубина и прочность связей между различными частями производственного организма проявляется в таких формах, как возрастание надежности коммерческого кредита, средств и навыков общения при помощи морского и автомобильного транспорта, железных дорог и телеграфа, почты и печатного станка.
Эффекты, вытекающие из масштабов производства любого вида товаров, Маршалл подразделил на внешнюю экономию, зависящую от общего развития производства, и внутреннюю экономию, зависящую от ресурсов отдельных предприятий, от их организации и эффективного управления ими. Преимущества крупных предприятий состоят, по мнению Маршалла, в эффективности от применения узкоспециализированных машин и работников; в возможностях технологических экспериментов; в организации закупок и продаж; в подборе управленческих кадров.
Эффект масштаба способствует внедрению технологий и становится базой для дальнейших усовершенствований. “Успех приносит доверие, а доверие приносит успех, доверие и успех помогают сохранять старых клиентов и привлекать новых; увеличение предприятия обеспечивает ему большие возможности в закупках необходимых материалов; его изделия служат рекламой друг для друга и таким образом уменьшают трудности их сбыта”.
А. Маршалл видел также определенные преимущества мелких предприятий: вездесущесть хозяйского глаза, экономию на бухгалтерских издержках и системе контроля, неизбежно громоздкой на крупных предприятиях. Более того, “во всех вопросах, связанных с отраслевой информацией, значение внешней экономии постоянно возрастает сравнительно со значением внутренней”. Газеты, всякого рода торговые и технические публикации постоянно доставляют сведения, необходимые мелкому предпринимателю.
Предприятие, которое отличается средними успехами, располагает нормальным доступом к получению как внешней, так и внутренней экономии для совокупного объема производства, А. Маршалл назвал репрезентативной фирмой.
Динамику издержек производства А. Маршалл классифицировал на три случая зависимости:
- стабильность издержек на единицу продукции при росте выпуска (закон постоянной отдачи);
- снижение издержек (закон возрастающей отдачи);
- увеличение издержек (закон убывающей отдачи).
В краткосрочной перспективе издержки производства возрастают. В долгосрочной перспективе закон убывающей отдачи действует (как об этом писали Т.Р. Мальтус и Д. Рикардо) в сельском хозяйстве, но в промышленности, за счет технических нововведений, действует (хотя этому и препятствуют различные обстоятельства) закон возрастающей отдачи - под влиянием технических нововведений.
Весьма любопытны заключающие труд А. Маршалла очерки исторического развития “свободной промышленности и предпринимательства”, и экономической науки, его взгляд на социалистов, которые решительно, но неубедительно отстаивали тезис о совершенстве человека.
Книга А. Маршалла при его жизни выдержала 8 изданий, а сам он стал признанным главой Кембриджской школы, ставшей для экономистов всего мира примером “высокой” экономической теории.