Порядок оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Согласно статье 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц».

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятсяколлегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Дела данной категории рассматриваются судами общей юрисдикции по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

БИЛЕТ № 38

1. Подсудность в арбитражном судопроизводстве: содержание и значе­ние

2. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов

1.Арбитражные суды вправе рассматривать экономические и другие споры, вытекающие из хозяйственной деятельности и управлении ею, законом отнесенные к их ведению, т.е. подведомственные им.

Установление компетенции конкретного арбитражного суда на разрешение конкретного дела осуществляется путем определения подсудности дел данному суду.

Подсудностью в арбитражном процессе называется правовой институт, определяющий компетенцию данного суда по разрешению экономических споров в первой инстанции.

Дела, подведомственные арбитражному суду, рассматриваются арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (общая, родовая подсудность).

Разграничение подведомственности хозяйственных споров между арбитражными судами, установление подсудности дел конкретным арбитражным судам в теории и в арбитражном законодательстве проводится по субъектному составу сторон, по предмету спора и по месту нахождения ответчика или спорного имущества (общая территориальная подсудность). Из общего правила допускаются исключения, и может иметь место подсудность исключительная, договорная и специальная.

Субъектный и предметный признаки применяются при определении подсудности между Высшим Арбитражным Судом РФ и арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд РФ в качестве суда первой инстанции: рассматривает экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами. Российской Федерации, а также дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации. Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующие. Закону и нарушающих права и законные интересы юридических лиц и граждан-предпринимателей.

Все остальные деда рассматриваются арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

Следует иметь в виду, однако, что в арбитражном суде могут быть оспорены не вообще акты государственных и иных органов, а лишь адресованные конкретным юридическим лицам или группе лиц, т.е. акты ненормативного характера, а правоприменительные.

Споры о подсудности между арбитражными судами в Российской Федерации не допускаются.

Перечень гражданских и иных споров, подсудных Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, строго определяется законодательством. Все остальные хозяйственные споры подсудны арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Понятие подсудности необходимо отличать от понятия подведомственности. Подсудность дел арбитражным судам - институт, регулирующий относимость подведомственных арбитражным судам дел к ведению конкретных судов данной судебной системы для рассмотрения по первой инстанции. В зависимости от того, какой признак принимается за основу такого распределения: уровень арбитражного суда в системе или место (территория) рассмотрения дела.

Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности:

oродовая;

oтерриториальная.

Нормы же о подведомственности разграничивают компетенцию судов как единой системы от иных судов (арбитражных, третейских), а также других государственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать те или иные вопросы права.

Новым Арбитражным процессуальным кодексом исключена возможность Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимать к своему производству любое дело, подсудное арбитражному суду Российской Федерации, в качестве арбитражного суда первой инстанции при невозможности рассмотрения дела соответствующим арбитражным судом или при наличии письменного соглашения между сторонами о передаче спора на разрешение Высшего Арбитражного суда.

Подобные ситуации могут иметь место в судебно-арбитражной практике. Так, при рассмотрении спора о собственности между Воронежским областным советом профсоюзов и администрацией области всему составу Воронежского областного арбитражного суда был заявлен отвод. Спор был передан на рассмотрение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Аналогичная ситуация имела место в Белгородском областном арбитражном суде при рассмотрении спора о приватизации.

Такие ситуации могут возникать и впредь. Но если из-за отсутствия или отводов судей становится невозможным рассмотрение дела в данном суде, дело подлежит передаче в другой арбитражный суд того же уровня.

Таким образом, законодатель не допускает нарушений общей, родовой подсудности ни при каких обстоятельствах.

Законодатель не установил никаких критериев или ограничений, обязательных требований выбора иного суда. Вопрос этот решается в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

При определении конкретного суда, в который может быть передано дело, в том числе в связи с невозможностью создания судебного состава для рассмотрения жалобы в порядке апелляционного производства, следует иметь в виду, что из арбитражного суда автономного округа дело передается в арбитражный суд края, области, в которые входит данный автономный округ. При необходимости передачи дела из арбитражного суда республики, края, области, города в другой арбитражный суд вопрос о том, в какой арбитражный суд передать дело, решает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по запросу соответствующего суда. При этом форма запроса не установлена. Он может быть сделан письменно, по телеграфу, по телефону. Вопрос решается руководством Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: председателем или одним из его заместителей.

О передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда выносится определение, которое обжалованию не подлежит. Не может оспорить это определение и арбитражный суд, которому дело переотправлено. Споры о подсудности между арбитражными судами в Российской Федерации не допускаются.

Итак, перечень гражданских и иных споров, подсудных Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, строго определяется законодательством. Все остальные хозяйственные споры подсудны арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Наши рекомендации