Тема 4. Рыночное равновесие и эластичность спроса и предложения. Конкурентное и монопольное ценообразование и выбор стратегий рыночного поведения

I. Вопросы

1) Влияние изменения цены и дохода на эластичность индивидуального спроса. Эффекты замены и дохода.

2) Анализ предельного потребления на кривой «цена – потребление».

3) Эффекты низшего качества, парадоксы Гиффена и Веблена.

4) Эластичность рыночного (агрегированного) спроса и предложения.

5) Эластичность предложения в трех периодах.

6) Эффект масштаба и рыночное равновесие.

7) Описание равновесного (конкурентного) состояния.

8) Определение монопольной цены и прибыли.

II. Упражнения

А. Какими терминами и понятиями характеризуются следующие определения:

1. спрос, для которого коэффициент ценовой эластичности выше единицы;

2. величина изменения объёма спроса на данный товар при изменении
его цены;

3. спрос, объём которого не изменяется при изменении цены на товар;

4. величина изменения объёма спроса на данный товар при изменении цены другого товара;

5. товары, объём спроса на которые растёт при увеличении дохода потребителя.

Б. По данным объёма спроса на мороженое при различных уровнях цены определить коэффициенты ценовой эластичности:

Цена за 1 порцию (в $) Объём спроса (тыс. порций) Расходы/Выручка: (в тыс. $) Коэффициенты эластичности по цене
2,1    
1,8    
1,5    
1,2    
0,9    
0,6    
0,3    

1. Начертите кривую спроса, обозначив цену на вертикальной оси,
а количество порций мороженого – на горизонтальной;

2. Начертите кривую расходов на мороженое, обозначив расходы
на вертикальной оси, а величину спроса – на горизонтальной;

3. При какой цене выручка окажется максимальной; при каких значениях цены спрос будет эластичным.

В. Каким терминам и понятиям соответствуют следующие утверждения:

1. условие максимизации прибыли, независимо от типа рынка;

2. общий доход, делённый на объём реализованной продукции;

3. изменение общего дохода в результате продажи дополнительной единицы товара.

4. объём производства, при котором общие издержки равны общему доходу, или средние издержки равны цене продукта;

5. условие максимизации прибыли для фирмы, действующей на рынке совершенной конкуренции;

6. часть экономических издержек фирмы.

Г. Конкурентная фирма планирует выпуск учебника «Экономикс». Средние издержки на производство книги составляют: 4 $ + 4000 $: Q, где Q – количество учебников. Планируемая цена книги – 8 $.

1. Каков должен быть тираж учебника, соответствующий точке безубыточности:

а) 500; б) 750; в) 1000; г) 2000; д) 3000.

2. Чемы равны постоянные издержки по условиям задачи?

3. Каков должен быть тираж учебника, если ставится цель получить 20 тысяч $ прибыли ?

Д. Каким терминам и понятиям соответствуют следующие утверждения:

1. продажа по рыночным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем, разным потребителям;

2. отрасль, в которой продукт может быть произведён одной фирмой
при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм;

3. Что меньше рыночной цены продукта в случае монополии.

Е. Рассчитать недостающие показатели таблицы. Объясните, почему
при несовершенной конкуренции предельный доход остаётся ниже цены.

Количество – Q Цена – Р. $ Валовая выручка MR
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

III. Тесты

А. Ценовая эластичность спроса будет выше:

1. на товары первой необходимости, чем на предметы роскоши;

2. в случаях, когда потребители используют товар с наибольшей пользой;

3. чем менее необходим товар потребителю;

4. ни в одном из этих случаев.

Б. По мере того, как цена товара уменьшается, а величина спроса растёт:

1. эластичность спроса по доходу уменьшается;

2. происходит нарушение закона спроса;

3. общая выручка увеличивается до точки, в которой эластичность равна единице, после чего выручка уменьшается;

4. коэффициент эластичности не изменяется.

В. В случае, если, несмотря на изменение цены товара, общая выручка
не изменяется, коэффициент ценовой эластичности:

1. > 1;

2. < 1;

3. = 0;

4. = 1;

5. = бесконечности.

Г. Если цена товара возросла с 1,5 до 2 $, а объём спроса сократился с 1000
до 900 единиц, то коэффициент ценовой эластичности равен:

1. 3,00;

2. 2,71;

3. 0,37;

4. 0,33;

5. 1,50;

6. ни в одном из этих случаев.

Д. Производитель товара Х снизил цену на свой товар на пять процентов,
в результате чего объём продаж вырос на четыре процента. Спрос на товар Х является:

1. эластичным;

2. неэластичным;

3. единичной эластичности;

4. абсолютно неэластичным.

Е. Спрос и предложение могут быть использованы для объяснения координирующей роли цены:

1. на товарном рынке;

2. на рынке ресурсов;

3. на валютном рынке;

4. на любом рынке.

Ж. В краткосрочном периоде конкурентная фирма, максимизирующая прибыль
или минимизирующая убыток, не будет продолжать производство, если:

1. цена продукта ниже минимальных общих средних издержек;

2. средние постоянные издержки выше цены продукта;

3. цена продукта ниже минимума средних переменных издержек;

4. цена продукта ниже предельных издержек;

5. общий доход не покрывает общих издержек фирмы;

6. общий доход равен общим переменным издержкам.

З. В отличие от конкурентной фирмы монополист может:

1. назначить любую цену на свой продукт;

2. максимизировать прибыль при равенстве цены и предельных издержек;

3. при данной цене рыночного спроса выбрать комбинацию цены и объёма продукции, которая даст максимум прибыли;

4. произвести любой объём продукции и продать её по любой цене.

И. В отличие от конкурентной фирмы монополия стремится:

1. производить больше продукции, а цену устанавливать выше;

2. выбрать такой объём выпуска продукции, при котором MR = P.

3. установить цену, соответствующую неэластичному участку кривой спроса;

4. производить продукции меньше, а цену устанавливать выше.

К. Функция общих затрат монополиста: ТС = 100 + 3 Q, где Q – количество единиц продукта, производимое в месяц. Функция спроса на продукцию монополиста: P = 200 – Q, где Р – цена продукта в долларах. Если монополист выпускает 20 ед. продукта в месяц, то его общий доход равен ($):

1. 4000; 2. 3600; 3. 400; 4. 180.

Л. Возвратитесь к тексту И. Если монополист производит 19 ед. продукта
в месяц, то при увеличении объёма выпуска продукции на одну единицу масса прибыли:

1. упадёт на 158; 2. возрастёт на 158; 3. упадёт на 3; 4. возрастёт на 3.

М. Монополист максимизирует прибыль и будет снижает цену на свой продукт, если:

1. средние издержки падают;

2. предельный доход равен переменным издержкам;

3. предельный доход выше предельных издержек;

4. затраты на рекламу растут.

Н. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объём выпуска продукции, при котором:

предельные издержки равны цене продукта;

предельный доход равен предельным издержкам;

предельные издержки равны общим издержкам;

средние издержки равны цене продукта.

IV. Да / Нет. С обоснованием

1. Точка единичной эластичности находится в середине линии спроса.

2. Если при уменьшении цены на учебники с 10 до 5 $ объём продаж
не изменился, то спрос на учебники является абсолютно неэластичным. Почему он такой?

3. Если с увеличением цены товара уменьшается выручка, то спрос
на данный товар является эластичным.

4. Спрос на уголь более эластичен, чем спрос на топливо вообще.

5. Ценовая эластичность зависит от спроса покупателей на другие товары.

6. Если рыночная цена постоянна, то увеличение объёма выпуска продукции конкурентной фирмы не влияет на размер прибыли.

7. Если кривая общего дохода фирмы лежит ниже кривой общих издержек,
то при любых объёмах выпуска продукции прибыль конкурентной фирмы имеет отрицательное значение.

8. «Золотое» правило для оперирующей на конкурентном рынке фирмы: выбирайте такой объём производства, при котором предельные издержки равны рыночной цене продукта.

9. Когда конкурентная фирма получает экономическую прибыль, то говорят, что она имеет только нормальную прибыль.

10. Когда кривая предельных издержек конкурентной фирмы пересекает кривую её средних переменных издержек в точке, соответствующей 400 $, то фирма остановит производство при текущей цене продукта меньше
400 $.

11. Для конкурентной фирмы цена продукта равна среднему доходу.

12. Конкурентная фирма получает нулевую экономическую прибыль, когда
её общий доход равен общим экономическим издержкам при данном объёме выпуска продукции.

13. Монополия получает сверхприбыль вследствие более высокой эффективности по сравнению с конкурентной отраслью.

14. Монополия увеличивает общую прибыль, устанавливая на свой продукт разные цены на разных рынках.

15. Если монополист не максимизирует прибыль на единицу выпуска,
он не обеспечивает равенства предельного дохода и предельных издержек.

16. Монополия и конкурентная фирма максимизирует прибыль, выбирая объём выпуска продукции в соответствии с правилом МС = Р.

17. Монополист будет производить и продавать дополнительный объём продукции, если MR > MC.

V. Проблемы

А. Заполните недостающие графы таблицы:

Ценовая эластичность Объём спроса (в шт.) Цена книги (в $) Выручка (в $)
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Установите значения цен, при которых спрос является эластичным, единичной эластичности и неэластичным.

1. Как влияет изменение цены на книги на величину выручки при эластичном спросе.

2. При какой эластичности выручка максимальна.

3. Начертите кривую спроса на книги.

Б. Кривые спроса и предложения на велосипеды могут быть представлены в виде следующих уравнений:

Qd = 60000 – 2 p; Qs = 30000 + 4 p;

где: Qd – объём спроса; Qs – объём предложения.

Какова равновесная цена и какой объём уравновешивает спрос и предложение.

В. В таблице содержатся данные об издержках и доходах фирмы, оперирующей
на рынке совершенной конкуренции. Используя эту информацию, выполните следующие задания.

1. Рассчитайте соответствующие показатели и заполните таблицу, где обозначены: Q – объём продукции; Pw – цена переменного ресурса;
Pg – цена единицы продукции; ТR – общий доход; AR – средний доход; MR – предельный доход; ТС – общие издержки; TFC – общие постоянные издержки; TVC – общие переменные издержки; ATC – средние общие издержки; AVC – средние переменные издержки; AFC – средние постоянные издержки; МС – предельные издержки; Pr – прибыль.

2. При каком объёме выпуска продукции фирма максимизирует прибыль
или минимизирует убытки?

3. Вычертите на графике кривые AR, MR, ATC, AVC, AFC, MC.

Перем. ресурс Q Pw Pg TR AR MR TC TFC TVC ATC AVC AFC МС Pr
                   
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

Г. В таблице представлена информация об издержках и доходах фирмы.

Q TVC TC ATC MC Px TR MR
     
   
     
     
     
     
       

Px – изменяющаяся цена; остальные обозначения указаны в предыдущих практических заданиях.

1. Заполните таблицу недостающими данными.

2. Каковы постоянные издержки фирмы?

3. При каком значении P и Q прибыль фирмы максимальна?

4. Эластичный или нет спрос на продукт в диапазоне рассматриваемых цен.

5. Функционирует ли фирма в условиях совершенной конкуренции?

Д. Используя данные таблицы, заполните пустые графы:

Наши рекомендации