Опыт управления качеством в США
Промышленная революция в США связана с переходом от ремесленного к серийному производству. Объем выпускаемой продукции резко возрос, но вместе с этим возникла проблема поиска дефектной продукции, устранения дефектов и повышения престижности американской промышленной продукции.
Продукция большинства американских производителей 40-х -50 гг. двадцатого столетия отличалась низким качеством, т.к. основной упор делался на количество. Суммарные издержки производства на устранение последствий низкого качества составляли более 30%. Становилось очевидным, что главным тормозом повышения производительности труда и конкурентоспособности американской продукции являлось низкое качество продукции. На каком-то этапе решение проблемы качества в США пытались найти за счет различных протекционистских мер: тарифов, квот, пошлин, защищающих американскую продукцию от конкуренции. Вместе с тем наиболее трезвомыслящие предприниматели США поняли, что только повышение качества продукции поможет решить проблемы конкурентоспособности американских товаров на внешнем и внутреннем рынках. Было решено обратить внимание на такие проблемы, как мотивация рабочих; кружки качества; статистические методы контроля; повышение сознательности служащих и управляющих; учет расходов на качество; программы повышения качества; материальное стимулирование.
К этому же периоду относится появление на горизонте американской научной мысли всемирно известного ученого У.Э. Деминга (1899 - 1993 гг.). Принципы использования статистических методов контроля Деминг начал внедрять в 1946-1950 гг. в Японии. Сегодня Деминга за его вклад в японское качество считают национальным героем Японии. Его знаменитые четырнадцать принципов Деминга были опубликованы в законченном виде в книге Выход из кризиса, впервые опубликованной в 1982 г., хотя внедряться начали гораздо раньше. Сам он рассматривал свои 14 ключевых принципов-заповедей как основу преобразования американской промышленности, но прежде они стали основой для высшего японского менеджмента. Деминг подчеркивал, что его заповеди применимы как к малым предприятиям, так и к большим, как в сфере обслуживания, так и в производственной сфере.
Эти заповеди отражают следующие принципы:
1. Постоянство цели - улучшение продукции и обслуживания.
2. Новая философия- познание менеджерами своих обязанностей и принятие на себя лидерства на пути к переменам.
3. Покончить с зависимостью от массового контроля в достижении качества - исключить необходимость массового контроля, сделав качество неотъемлемым свойством продукции, встроив качество в продукцию.
4. Покончить с практикой закупок по самой низкой цене - вместо этого минимизировать общие затраты и стремиться к выбору определенного поставщика для каждого продукта, необходимого производству.
5. Улучшить каждый процесс - для улучшения качества, повышения производительности, снижения общих затрат.
6. Ввести в практику подготовку и переподготовку кадров.
7. Учредить лидерство - процесс руководства сотрудниками должен позволить им делать работу лучше; рассмотреть систему руководства персоналом.
8. Прогнать страхи - необходимо, чтобы все работали для предприятия эффективно.
9. Разрушить барьеры между подразделениями - исследование, производство, реализация должны работать вместе.
10.Отказаться от пустых лозунгов, призывов для производств персонала, таких как нуль дефектов или новые задания по производительности.
11. Устранить произвольно установленные задания и количественные нормы.
12. Дать возможность работникам гордиться своим трудом - упразднить почасовиков среди рабочих, управляющих, инженеров, упразднить определение годовых и других рейтингов и управление постановкой заданий.
13. Поощрять стремление к образованию и совершенствованию.
14. Воспитывать приверженность делу повышения качества и действенность высшего руководства.
В США начала 80-х гг. основным решением проблемы качества считалось планирование качества - и это была основная задача службы качества. При этом недостаточно внимания уделялось внутрипроизводственным потребителям, т.е. планы повышения качества разрабатывались без учета потребностей внутри фирмы. Такой подход к управлению качеством продукции породил множество проблем.
Большой вклад в развитие науки о качестве внесли такие американские ученые, как Джозеф Джуран и Арманд Фейгенбаум, которые после Деминга сотрудничали с Японией в качестве наставников по качеству. Разработки американцев в области управления качеством, в конце концов, нашли признание и в самой стране. Американский опыт управления качеством был обобщен в ныне широко известную систему Всеобщего управления качеством (ТQМ).
Опыт управления качеством в США позволяет отметить следующие его особенности на современном этапе:
1. Жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики.
2. Внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям; административный контроль за исполнением планов.
3. Совершенствование управления фирмой в целом.