Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При движении ССПС машинист и помощник машиниста должны следить за состоянием смежного пути и встречных поездов. В случае обнаружения на пути посторонних предметов, а на встречном поезде груза (или элементов его крепления), выходящих за габарит подвижного состава, искрения буксового узла, какого-либо другого повреждения, задымления или признаков схода, необходимо немедленно сообщить об этом по поездной радиосвязи машинисту этого поезда и дежурному железнодорожной станции.

При обнаружении неисправности сооружений или технических средств, создающих угрозу безопасности движения или загрязнения окружающей природной среды, машинист и помощник машиниста должны немедленно принять меры к ограждению опасного места и устранению неисправности. Машинист обязан сообщить дежурному по ближайшей станции или поездному диспетчеру о наличии (с указанием километра, пикета и пути) препятствия для движения. При наличии поездной радиосвязи сообщение об обнаружении препятствия машинист должен передать по поездной радиосвязи дежурному по ближайшей железнодорожной станции или поездному диспетчеру, а при необходимости, и машинисту поезда, следующего по смежному пути.

4.2. В случае вынужденной остановки ССПС, машинисту и помощнику машиниста необходимо, сразу после остановки, объявить по радиосвязи по форме: «Внимание, внимание, слушайте все! Я, машинист автомотрисы (мотовоза, дрезины) N ___, фамилия, остановился в _ (время) на км, _ пикете, _ пути, перегона, _ вследствие (указать причину и сведения о наличии габарита по соседнему пути), будьте бдительны!». Сообщение повторяется несколько раз до получения подтверждения от машинистов встречных и вслед идущих поездов, в том числе двигающихся по смежному пути двухпутного (многопутного) перегона. После этого немедленно выяснить причину остановки и принять все меры для скорейшего продолжения следования в нужном направлении. При обнаружении запаха газа во время этих работ (особенно в тоннеле) машинист и помощник машиниста должны надеть противогазы.

При невозможности устранения возникшей неисправности по истечении 10 минут после остановки поезда машинист обязан: лично убедиться в фактическом месте нахождения поезда по ближайшему километровому и пикетному столбикам; через ДСП (ДНЦ) затребовать вспомогательный локомотив, при этом указать на каком километре, пикете находится голова поезда, в связи, с чем требуется помощь и время ее затребования; далее действовать в соответствии с требованиями «Регламента действий работников ОАО «РЖД» при вынужденной остановке поезда на перегоне и оказании ему помощи вспомогательным локомотивом», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 16.03.2010 г. № 512р.

4.3. При аварийном соприкосновении металлоконструкции ССПС с проводом высоковольтной линии электропередачи, находящимся под напряжением, или возникновении между ними электрического разряда, запрещается (до снятия напряжения с линии или отвода стрелы крана на безопасное расстояние) прикасаться, стоя на земле, к ССПС, сходить с него на землю или подниматься на него. Необходимо предупредить всех работающих об опасности и сообщить о случившемся энергодиспетчеру. В исключительных случаях, при сходе или подъеме на ССПС, необходимо надевать диэлектрические перчатки и боты.

4.4. При необходимости подъема на ССПС для устранения неисправностей, напряжение с контактной сети должно быть снято установленным порядком. Подъем для ремонта на ССПС допускается только после заземления контактной сети по разрешению представителя ЭЧ. После устранения неисправности на ССПС, снятие заземляющих штанг должно производиться только представителем ЭЧ по приказу энергодиспетчера.

4.5. Порядок организации производства работ ССПС вблизи линии электропередачи, инструктажа рабочих и выдачи наряда-допуска устанавливается приказом по структурному подразделению.

Безопасные расстояния от частей ССПС, его крана (крана-манипулятора) или груза в любом их положении до ближайшего провода линии электропередачи составляют:

при напряжении - до 1 кВ - 1,5 м,

от 1 до 20 кВ - не менее 2 м,

от 35 до 110 кВ - не менее 4 м,

от 150 до 220 кВ - не менее 5 м,

до 330 кВ - не менее 6 м,

от 500 до 750 кВ - не менее 9 м.

В случае производственной необходимости, если невозможно выдержать указанные расстояния, работа в запретной зоне может производиться только при отключенной линии электропередачи по наряду-допуску.

Работа краном (краном-манипулятором) ближе 1,5 м от опор контактной сети, высоковольтных линий электропередач не допускается.

4.6. К выполнению работ во взрыво- и пожароопасных зонах или с ядовитыми и едкими грузами машинист и помощник машиниста могут приступить только после получения специального (письменного) указания от лица, ответственного за безопасное производство работ.

4.7. При возникновении стихийных природных явлений (грозы, урагана, землетрясения, лавинной опасности и т.п.) во время погрузочно-разгрузочных работ машинист и помощник машиниста должны опустить груз на землю и прекратить работу, оставаться в кабине ССПС или уйти (осуществить переезд) в более безопасное место.

4.8. При приближении грозы или сильном ветре, недостаточной освещенности места работы крана, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда машинист плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз он должен опустить груз на землю, прекратить работу и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ.

4.9. При сходе с рельсов подвижного состава и при устранении других аварийных последствий на месте работ не должны находиться посторонние лица.

Если при проходе вдоль пути обнаружен неприятный запах от разлива или запыленность от рассыпания неизвестных, предположительно опасных или вредных веществ из подвижного состава, то обойти данное место необходимо так, чтобы ветер не нес на работников пары или частицы этих веществ.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ курение, разведение открытого огня и любые работы, связанные с возможностью искрообразования в местах разлива нефтепродуктов, технического спирта и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также в местах утечки горючих газов.

4.10. При обнаружении возгорания или в случае пожара на ССПС машинист и помощник машиниста должны:

принять меры по остановке (на участке пути, исключающем распространение пожара на другие объекты), одновременно подать сигнал пожарной тревоги, и, используя поездную радиосвязь, или любой другой возможный в создавшейся ситуации вид связи, сообщить о пожаре поездному диспетчеру или дежурному по ближайшей станции для вызова пожарных подразделений, и эвакуировать пассажиров;

немедленно приступить к ликвидации пожара, используя первичные средства пожаротушения (огнетушители, воду, песок, снег), в соответствии с имеющейся инструкцией по пожарной безопасности и вызвать пожарную охрану, указав точное место возникновения пожара;

немедленно сообщить о пожаре (возгорании) руководителю работ и далее выполнять его указания;

немедленно покинуть опасную зону при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью людей вследствие воздействия открытого огня, искр и повышенной температуры, а также токсичных продуктов горения, дыма, пониженной концентрации кислорода или угрозы взрыва;

принять меры к эвакуации других работников из опасной зоны.

4.11. Запрещается производить остановку горящего ССПС в тоннелях, на мостах и под ними, виадуках, путепроводах и других местах, препятствующих тушению пожара, не допускающих эвакуацию людей или в местах возможного распространения пожара на другие объекты. На электрифицированных линиях железных дорог, горящий ССПС, не должен располагался под жесткими или гибкими поперечинами, секционными изоляторами, воздушными стрелками, а также на сопряжениях анкерных участков.

При возникновении пожара вблизи устройств контактной сети или других линий электропередач необходимо немедленно сообщить об этом энергодиспетчеру и в пожарную охрану. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, можно только углекислотными, углекислотно-бромэтиловыми и порошковыми огнетушителями. При этом нельзя приближаться к проводам контактной сети на расстояние менее 2 м.

4.12. Тушение горящих предметов водой, эмульсионными или воздушно-пенными огнетушителями разрешается только при снятом с контактной сети напряжении и после ее заземления установленным порядком.

4.13. Нельзя дотрагиваться до кабеля, обнаруженного при производстве работ под балластным слоем или в грунте. Работа в этом случае должна быть прекращена, а машинист или помощник машиниста обязаны известить об этом руководителя работ.

4.14. При обнаружении обрыва проводов контактной сети или воздушных линий электропередач, а также свисающих с них посторонних предметов, машинист и помощник машиниста должны немедленно сообщить об этом в район контактной сети, дежурному по станции или энергодиспетчеру. При угрозе безопасности движения поездов необходимо оградить опасное место сигналами остановки. Не допускать приближения людей к этим проводам на расстояние менее 8 м.

4.15. При внезапном ухудшении состояния здоровья у машиниста в пути следования и возникновении аварийных ситуаций, угрожающих безопасности движения и безопасности людей, работающих на путях и подвижном составе, машинист и помощник машиниста должны принять все меры к срочной остановке ССПС и сообщить о случившемся по поездной радиосвязи машинистам ближайших поездов, поездному диспетчеру или дежурному по станции, а также оговорить с ними порядок последующих действий.

4.16. Если во время работы имели место авария или несчастный случай, то машинист должен немедленно поставить в известность об этом лицо, ответственное за безопасное производство работ и обеспечить сохранность обстановки после аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

Наши рекомендации