Факультативные признаки объективной стороны и их уголовно-правовое значение

К факультативным признакам объективной стороны традиционно отно­сятся время, место, орудия, средства, способ, обстановка совершения пре­ступления.

Временемсовершения преступления законодательно признается вре­мя совершения деяния, независимо от времени наступления преступных последствий (ч. 2 ст. 9 УК РФ). Многие авторы справедливо указывают на абсурдность этого положения уголовного закона и считают, что в престу­плениях с формальным составом временем совершения преступления надо считать время совершения деяния, а с материальным — время наступления последствий в результате совершенного деяния.

Местосовершения преступления — это та территория, где совершено преступное деяние или специально оговоренное в тексте статьи УК РФ про­странство («континентальный шельф», «жилище» и т.п.). В соответствии с судебными разъяснениями последнего времени местом совершения преступления следует считать место, где окончены все преступ­ные действия, независимо от того, где наступили общественно опасные пос­ледствия.

Способсовершения преступления — это приемы и методы, используе­мые лицом при совершении деяния. Так, по способу изъятия чужого имуще­ства законодательно различаются между собой хищения.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 де­кабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и раз­бое» как тайное хищение чужого имущества (кражу) следует квалифициро­вать действия лица, совершившего незаконное изъятие имущества в отсут­ствие собственника или иного владельца этого имущества, или посторонних лиц либо хотя и в их присутствии, но незаметно для них. В тех случаях, когда указанные лица видели, что совершается хищение, однако виновный, ис­ходя из окружающей обстановки, полагал, что действует тайно, содеянное также является тайным хищением чужого имущества. В свою очередь, открытым хищением чужого имущества, предусмотрен­ным ст. 161 УК РФ (грабеж), является такое хищение, которое совершает­ся в присутствии собственника или иного владельца имущества либо на виду у посторонних, когда лицо, совершающее это преступление, сознает, что присутствующие при этом лица понимают противоправный характер его действий независимо от того, принимали ли они меры к пресечению этих действий или нет.

Орудиямисовершения преступления признаются предметы материаль­ного мира, используемые виновным непосредственно при совершении дея­ния, т.е. при исполнении объективной стороны преступления.

Согласно п. 23 вышеназванного постановления Пленума Верховного Су­да РФ № 29 от 27 декабря 2002 г. под предметами, используемыми в ка­честве оружия при совершении разбойного нападения, следует понимать предметы, которыми потерпевшему могли быть причинены телесные повре­ждения, опасные для жизни или здоровья (перочинный или кухонный нож, бритва, ломик, дубинка, топор, ракетница и т.п.), а также предметы, предна­значенные для временного поражения цели (например, механические рас­пылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами).

Средствасовершения преступления — это предметы материального мира, используемые виновным для облегчения совершения деяния (напри­мер, автомобиль, на котором группа лиц подъехала к банку с целью совер­шения разбоя). При этом средства преступления в отличие от орудий непос­редственно при совершении деяния виновным не используются.

Обстановкусовершения преступления образуют остальные внешние обстоятельства совершения преступления (например, боевая обстановка при совершении воинских преступлений или обстановка стихийного бедствия).

Факультативные признаки объективной стороны имеют троякое юри­дическое значение:

Они становятся обязательными признаками, если указаны в основ­
ном составе (например, способы изъятия чужого имущества при хищениях - ст. 158-162 УК РФ).

Обязательным признаком бандитизма (ст. 209 УК РФ) является признак воо­руженности банды, т.е. наличия хотя бы у одного из участников банды ору­жия в собственном смысле этого слова. Использование участниками напа­дения непригодных к целевому применению оружия или его макетов не мо­жет рассматриваться в качестве признака вооруженности банды. Как усматривается из материалов дела, ни органы следствия, ни суд не ус­тановили, какое оружие было на вооружении банды, соответствует ли оно требованиям, изложенным в Федеральном законе «Об оружии». Таким об­разом, вывод суда об организации виновными банды при отсутствии дока­зательств использования ими пригодного для применения оружия не дока­зан. Президиум Верховного Суда РФ отменил приговор в отношении осуж­денных по ст. 209 УК РФ, а дело производством в данной части прекратил за недоказанностью.

Факультативные признаки объективной стороны являются квалифицирующими или особо квалифицирующими признаками, если указаны соот­ветственно в квалифицированных или особо квалифицированных составах преступления (например, обще опасный способ убийства или умышленного причинения тяжкого вреда здоровью — п. «е» ч. 2 ст. 105 и п. «в» ч. 2 ст. 111 УК РФ). Факультативные признаки объективной стороны могут смягчать или
отягчать наказание, если не указаны в статье Особенной части УК РФ, но перечислены в ст. 61 или 63 УК РФ соответственно. Например, с одной стороны, обстановка случайного стечения обстоя­тельств смягчает наказание, а с другой — совершение любого преступления с использованием оружия или в обстановке чрезвычайного положения, сти­хийного бедствия всегда отягчает наказание.

Наши рекомендации