Повышение эффективности труда
- производительность труда на торговых предприятиях находится в непосредственной зависимости от состояния нормирования труда. Совершенствование нормирования труда на предприятиях предполагает максимально возможное расширение сферы нормирования труда, обеспечивающее измерение и оценку трудового вклада каждого работника, обоснованность норм с учетом социальных, психофизиологических и половозрастных факторов;
- увеличения выпуска продукции, т.е. более полного использования производственных мощностей предприятия. При наращивании объемов производства увеличивается только переменная часть затрат рабочего времени, а постоянная остается без изменения. В результате затраты времени на выпуск единицы продукции уменьшаются;
- сокращения затрат труда на ее производство путем интенсификации производства, внедрения комплексной механизации и автоматизации, более совершенной техники и технологии производства, сокращения потерь рабочего времени;
- создание на предприятии наиболее благоприятных условий труда, способствующих сохранению здоровья работников, снижению утомляемости и повышению трудоспособности.
- решение социальной задачи обеспечивает всестороннее развитие человека, способствует превращению труда в жизненную необходимость, воспитывает у работника большую ответственность за результаты своего труда.
- рациональная организация труда, включающая в себя следующие основные направления:
• разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда;
• совершенствование организации и обслуживания рабочих мест;
• внедрение передовых приемов и методов труда;
• улучшение условий труда;
• подготовка и повышение квалификации кадров;
• рационализация режимов труда и отдыха;
• укрепление дисциплины труда;
• совершенствование нормирования труда.
65. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование. Факторы, определяющие объемов продаж при планировании.
Розничный товарооборот - один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
С другой стороны, розничный товарооборот - это количественный показатель, который выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы.
Состав.
Под розничным товарооборотом вообще понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации.
Она может быть произведена:
- юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки);
- юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины для промышленных предприятий и др.);
- физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Таким образом, сущность розничного товарооборота выражают экономические отношения, связанные с обменом наличных денежных средств населения на приобретенные товары.
Однако в состав розничного товарооборота может быть также включена:
- продажа по безналичному расчету продовольственных товаров юридическими лицами социального назначения (больницам, санаториям, детским садам и др.);
- продажа товара юридическим лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов.
Основными задачами розничного товарооборота являются:
проверка степени выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности;
- определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли;
- установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;
- изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота;
- комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
- оценка выполнение плана по внедрению прогрессивных методов торговли и их эффективности;
- выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышение качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли;
- разработка мер по устранению недостатков в торговле;
- разработка оптимальных стратегических и тактических решений по развитию товарооборота, и торговой деятельности предприятия.
Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.
Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, товарных, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Розничный товарооборот может быть использован для расчета трудоёмкости, фондоёмкости, затратоёмкости, капиталоёмкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.
В процессе анализа розничного товарооборота используются данные планов, бизнес-планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего бухгалтерского и оперативного учета, нормы, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража.
Розничный товарооборот учитывается, анализируется и планируется как по общему объему, так и по отдельным группам товаров в ценах фактической реализации, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и акциз - строго за отчетный период на основе первичных документов - товарно-денежного отчета и прилагаемых к нему документов.
В общем смысле - планирование представляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный (календарный) период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением. Назначение планирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия.
К задачам планирования товарооборота относятся:
- определение показателей товарооборота: оборот по продаже, товарные запасы на начало и конец периода, поступление товаров; реализация товаров, однодневный объем товарооборота;
- определение минимального объема товарооборота, который обеспечить предприятию безубыточную работу;
- определение общего объема товарооборота;
- определение его структуры, т.е. объема реализации отдельных товарных групп, т.к. регулирование товарооборота по отдельным товарным группам позволяет регулировать и сумму получаемой прибыли;
- изучение динамики изменения всех показателей товарооборота за анализируемый период (в фактических и сопоставимых ценах);
- анализ и оценка ассортиментной структуры;
- определение и оценка факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота;
- анализ товарооборачиваемости (время обращения товаров, дни оборотов, скорость товарооборота, число оборотов);
- обеспечение информационной базы для обоснования расчетов показателей товарооборота на планируемый период.
На развитие розничного товарооборота оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.
Внешние факторы. По результатам опросов специалистов розничной торговли сегодня на деятельность предприятий розничной торговли значительное влияние оказывают факторы научно-технического и экономического характера (62,7 и 43,3%) соответственно, которые могут быть с одной стороны потенциальными носителями угроз для них, а с другой - могут открывать новые возможности для предприятия. В свою очередь, социально-демографические и политические факторы оказывают среднюю степень влияния на коммерческую деятельность розничных торговых предприятий (38,9 и 47,3%). Основными факторами экономического характера, оказывающими по мнению опрошенных, высокую степень влияния на коммерческую деятельность розничных торговых предприятий, являются: уровень доходов населения, процентная ставка банковского кредита, инфляционные процессы, уровень развития конкурентных отношений; нормы налогообложения, уровень безработицы и т.д. Наиболее значимый фактор политического характера - отношение правительства к отраслям экономики и регионам государства. Из социально-демографических факторов для предприятий розничной торговли важным является динамика численности населения страны, региона, из научно-технических высокую значимость получил фактор состояния и перспектив развития технологии.
Изучая различные компоненты макроокружения, важно иметь ввиду, что все они сильно влияют друг на друга. Изменения в одной из компонент обязательно приводят к изменению в других. Поэтому их изучение и анализ должны вестись системно, с отслеживанием не только собственно изменений в отдельном компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения. Изучение непосредственного окружения предприятия направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми оно находится в непосредственной взаимосвязи. Предприятие может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз его дальнейшему существованию.
По мнению большинства исследователей, степень взаимодействия предприятия с элементами внешней среды и с непосредственным окружением различна. С непосредственным окружением оно взаимодействует через прямые и обратные связи, а факторы внешней среды предприятие может только изучать и учитывать при планировании своей деятельности.
Данные факторы, подлежат изучению и анализу, но вместе с тем, необходимо отметить, что оказать какое-либо влияние на них, торговая организация фактически не может, соответственно принимает их к сведению, подстраиваясь под существующие реалии.
При анализе розничного товарооборота исследуются закономерности его развития на душу населения. Сравнивают фактический объем среднедушевой реализации с физиологическими нормами потребления по продовольственным товарам и рациональными нормами потребления по непродовольственным товарам, позволяющим оценить степень удовлетворения населения в конкретных материальных благах.
В частности к факторам, связанным с численностью обслуживаемого населения и его покупательными фондами, относятся: численность населения, обслуживаемого организацией, его покупательные фонды и охват покупательных фондов товарооборотом.
Внутренние факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, можно подразделить на факторы, связанные:
- с обеспечением товарными ресурсами;
- эффективностью использования трудовых ресурсов;
- эффективностью использования основных средств.
Факторы, связанные с обеспечением товарными ресурсами, влияют на объем розничного товарооборота через изменение величин запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия и запасов на конец отчетного периода.
Положительное влияние на сумму товарооборота оказывает увеличение объема поступления товаров, уменьшение прочего выбытия товаров и их остатка на конец периода.
Влияние данных факторов на товарооборот определяют как разность между фактическими данными и плановыми.
К факторам, связанным с обеспечением и использованием трудовых ресурсов, относятся: численность работников, организация и производительность их труда.
Численность торговых работников во многом зависит от количества торговых организаций. Численность торговых работников, их качественный состав влияют на уровень обслуживания населения и на выполнение плана розничного товарооборота. Работники розничных торговых организаций, непосредственно общаясь с населением в процессе продажи товаров, определяют объем и характер потребительского спроса, воздействуют на формирование ассортиментной политики.
К факторам, связанным с использованием основных фондов, относятся: количество магазинов, средняя торговая площадь одного магазина, товарооборот на 1 кв. м. торговой площади, фондоотдача, среднегодовая стоимость основных фондов.
Все факторы, под влиянием которых развивается товарооборот, следует разделить на две группы - экстенсивные и интенсивные.
Такие экстенсивные факторы, как покупательные фонды населения, товарные ресурсы, численность обслуживаемого населения, не зависят от деятельности торговых организаций и складываются под влиянием развития экономики страны в целом. Интенсивные факторы зависят в большой степени от эффективности деятельности торговых организаций.
66. Расходы предприятия, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат. Экономические методы управления расходами.
З.В.1. ПОНЯТИЕ ЗАТРАТ, РАСХОДОВ И ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
При осуществлении хозяйственной деятельности предприятия торговли несут определенные затраты.
Затраты - это наиболее общее понятие, которое объединяет все израсходованные денежные ресурсы на осуществление каких-либо хозяйственных операций в пределах общественной необходимости. Затраты сверх этой величины — это потери.
Расходы представляют собой вложение средств в текущие операции. Согласно Налоговому кодексу «расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в отдельных случаях и убытки), осуществленные, понесенные налогоплательщиком. ..»■ Причем под обоснованными расходами следует понимать экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными — затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, по действующим нормативным документам расходами можно признавать «любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода...»2
Однако не все затраты торговых предприятий признаются расходами, необходимыми к вычету при определении величины прибыли. Так, не признаются расходами следующие виды затрат торговых предприятий:
— на выплату дивидендов и прочих сумм распределяемого дохода;
— в виде штрафов, пеней и других санкций, перечисляемых в бюджеты или взимаемых государственными органами, обладающими соответствующими полномочиями;
— в виде взноса в уставный (складочный) капитал других организаций и предприятий;
— в виде сумм налога на прибыль;
— в виде расходов по приобретению амортизируемого имущества:
— в виде взносов на добровольное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение, за исключением взносов, указанных выше;
— в виде процентов, начисленных кредитору сверх сумм, принимаемых к зачету;
— выплаченные суммы комиссионных, агентских и прочих подобных вознаграждений;
— в виде сумм налогов, предъявленных покупателю; -- в виде сумм материальной помощи работникам;
— в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка или залога;
— на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, на оплату суточных сверх норм, установленных Правительством Российской Федерации1.
Издержки (вообще) — это вложение средств в хозяйственные операции. То есть в торговле издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до потребителя. Или, другими словами, издержки обращения — это большая часть текущих расходов торговых предприятий, которые им необходимы для осуществления своих функций, т.е. по своей сути — затраты на реализацию. Естественно, что не все расходы торговых предприятий могут быть отнесены к издержкам обращения. Так, расходы, которые отражают перераспределение средств (например, часть налогов, штрафы, пени), не являются издержками. Также и суммы займов и кредитов не являются издержками (подробно см. ниже) в отличие от процентных выплат по ним. Не являются издержками обращения и расходы по приобретению товаров.
Соотношение затрат, расходов, издержек обращения см. на рис. 3.6.1.1.
Функционирование торговых предприятий предполагает, что они производят определенные расходы, — без расходов нет хозяйственной деятельности. Только производимые расходы создают предпосылки для последующего образования доходов. Как видно из рис. 3.6.1.1, большую часть расходов составляют издержки обращения, и это обстоятельство необходимо помнить при проведении классификации и определении разных показателей расходов.
Рис. 3.6.1.1. Соотношение затрат, расходов, издержек обращения торговых предприятий
3.6.2. ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ
Все расходы торговых организаций и предприятий классифицируются по видам затрат (подробнее состав расходов смотри на рис. 3.6.2.1).
Данный признак классификации расходов принято считать ключевым. По этому признаку выделяют расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Для того чтобы учитывать расходы, анализировать и управлять ими, выделяют отдельные виды расходов. Но, как предписывают нормативные документы, «перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно»'.
Рис. 3.6.2.1. Расходы торговых предприятий
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя все расходы по приобретению, доставке, хранению и реализации товаров, а также расходы на содержание, ремонт, обслуживание основных средств и иною имущества, расходы на НИОКР,расходы на обязательное и добровольное страхование и прочие расходы, связанные с реализацией.
«Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются:
— на материальные расходы;
— расходы на оплату труда;
— суммы начисленной амортизации;
— прочие расходы»'.
В материальные расходыторговых предприятий включают следующие виды расходов2:
— на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров или образующих их основу;
— на приобретение материалов для обеспечения торгово-техно-логического процесса, для упаковки и иной предпродажной подготовки, на другие производственные и хозяйственные нужды;
— на приобретение запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта оборудования, инвентаря и т.п.;
— на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, отопление и т.д.;
— на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями;
— связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.
В дополнение к названному к материальным расходам торговых предприятий для целей налогообложения приравниваются:
— потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли;
— технологические потери при производстве и (или) транспортировке.
Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения.
' Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) М.: Ось-89, 2001. Ст. 253. С. 161.
2 Здесь и далее приводятся основные виды затрат торговых организаций и предприятий. Подробное описание затрат см.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая).
включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, храпение и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей. Если стоимость возвратной тары включена в цену товарно-материальных ценностей, из обшей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки включается в сумму расходов на приобретение товарно-материальных ценностей. Отнесение тары к возвратной или невозвратной должно регулироваться условиями договора поставки.
В расходы на оплату трудавключаются любые начисления работникам в денежной или натуральной форме, стимулирующие и компенсационные выплаты, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные трудовыми или коллективными договорами.
Эти расходы предусматривают и обязательные отчисления торговых предприятий по установленным законодательством нормам органам:
— государственного социального страхования;
— пенсионного фонда;
— медицинского страхования.
Имеются особенное™ при определении сумм расходов на пенсионное, медицинское и прочее страхование. Налоговый кодекс устанавливает эту норму таким образом: «Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования... учитывается... в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.... Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов от суммы расходов на оплату труда»1.
Все отчисления на социальные нужды производятся от расходов на оплату труда работников.
Суммы начисленном амортизации включают величину амортизационных отчислений, начисленную исходя из балансовой стоимости основных средств и норм амортизационных отчислений, учитывая установленные группы амортизируемого имущества и порядок расчета сумм амортизации.
Последняя большая часть расходов, связанных с производством и реализацией, — это так называемые прочие расходы. В общую величину прочих расходоввключаются:
— расходы на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) основных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных основных средств (включая помещения), если это предусмотрено договором аренды. Причем расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в размере, не превышающем 10% первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемых основных средств;
— расходы на обязательное и добровольное страхование имущества, которые включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по ряду видов добровольного страхования (добровольное страхование средств транспорта, грузов, основных средств производственного назначения, нематериальных активов, объектов незавершенного строительства, товарно-материальных запасов, иного имущества, ответственности за причинение вреда). Расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных страховых тарифов, а в том случае, если размеры этих тарифов не утверждены. — в размере фактических затрат. Расходы по добровольному страхованию включаются в прочие расходы в размере фактических затрат;
— суммы части налогов и сборов, утвержденных законодательно;
— расходы на сертификацию продукции и услуг;
— суммы комиссионных сборов за выполнение работ третьими организациями;
— расходы на оплату услуг по охране имущества;
— расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
— расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию;
— арендные (лизинговые) платежи;
- расходы на содержание служебного автотранспорта;
— расходы на командировки, включая расходы по найму, суточные;
— расходы на оплату консультационных, информационных услуг;
— оплата аудиторских услуг;
— расходы на публикацию бухгалтерской отчетности;
— представительские расходы;
— расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате, на договорной основе;
— расходы на канцелярские товары, на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги;
— расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбор и распространение информации;
— расходы на рекламу реализуемых товаров и услуг, товарного знака и т.п.;
— расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии,организации и управления;
— расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями;
— платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю;
— расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда);
— взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— другие расходы, связанные с производством и реализацией'. Целый ряд расходов, связанных с производством и реализацией,
в торговых предприятиях нормируются. Так, традиционно в торговле применяется нормирование расходов вследствие естественной убыли товаров. Кроме того, нормируются представительские расходы, расходы на рекламу, а также на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями. Как правило, действующие нормы носят предельный характер.
Налоговый кодекс определяет, что кроме расходов, связанных с производством и реализацией, необходимо особо выделять группу внереализационных расходов,к которым относят:
— расходы по содержанию переданного по договору аренды имущества;
— расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида. При отнесении процентов по заемным средствам к расходам имеется ряд особенностей. Так, например, предельная величина процентов, признаваемых расходом, устанавливается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза при долговых обязательствах в рублях и на 15% — по кредитам в иностранной валюте2;
— расходы в виде отрицательной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте:
— расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;
— судебные расходы и арбитражные сборы;
— расходы по операциям с тарой;
— штрафы, пени и иные санкции за нарушение договорных или долговых обязательств;
— расходы на оплату услуг банков;
— другие обоснованные расходы.
Кроме того, к внереализационным расходам (по действующим нормативным документам) приравниваются суммы убытков, в частности:
— суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и суммы долгов, нереальных к взысканию;
— потери от простоев, вызванных как внутренними, так и внешними объективными причинами;
— расходы в виде недостачи материальных ценностей в случаях отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В подобных случаях факты отсутствия виновных должны быть документально подтверждены;
— потери от стихийных бедствий, чрезвычайных и прочих подобных ситуаций.
67. Анализ издержек обращения организации. Показатели эффективности использования. Методика планирования основных статей расходов.
Издержки обращения – это выраженные в денежной форме расходы, затраты торгового предприятия по доведению товаров от производителя к потребителю. Издержки обращения связаны с товарным обращением и являются категорией товарного хозяйства. Для предприятий торговли очень важно обеспечить своевременный, достоверный и полный анализ фактических расходов и контроль за использованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
По экономическому содержанию не все затраты торгового предприятия могут быть отнесены к издержкам обращения. Так, расходы магазина по уплате штрафов, пени, кредитов сверх ставки, а также убытки, произошедшие по случайным причинам (пожары, стихийные бедствия) и не обусловленные торговым процессом, к издержкам обращения не относятся и оплачиваются предприятием за счет чистой прибыли. Затраты подразделений неторговой деятельности, находящиеся в ведении торговых предприятий, также не учитываются в издержках обращения.
Издержки обращения — один из основных оценочных показателей результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия. Они позволяют определить качество и эффективность работы коллектива торгового предприятия. Режим экономии издержек обращения способствует росту производительности труда и повышению уровня рентабельности.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировкапо следующим элементам:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации;
- прочие затраты.
Материальные затраты в торговле отражают стоимость топлива и энергии всех видов, износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов, затраты по использованию природного сырья (плата за воду), потери от недостач материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.
Расходы на оплату труда - в состав включают основную и дополнительную заработную плату, оплату работ по трудовому соглашению и договорам подряда, отчисления по установленным нормам от расходов на оплату труда в фонд социального страхования, пенсионных фонд, фонд медицинского страхования и фонд занятости.
Амортизация основных фондов - включает в себя величину износа по собственным и арендованным основным фондам (исчисляются по нормам амортизационных отчисленный на полное их восстановление от балансовой стоимости основных фондов).
Прочие расходы - этот элемент носит комплексный характер и включает: налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования), отчисления в страховые фонды (резервы), оплату процентов по полученным кредитам, оплату работ по сертификации товаров, затраты на командировки, плату сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, амортизацию нематериальных активов и др.
Для предприятий торговли, осуществляющих снабженческую, сбытовую и посредническую деятельности, существует более подробная группировка по статьям затрат согласно рекомендуемой номенклатуре издержек обращения:
· транспортные расходы;
· расходы на оплату труда;
· отчисления на социальные нужды;
· расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря;
· амортизация основных средств;
· расходы на ремонт основных средств;
· расходы на санитарную и специальную одежду и другие материалы;
· расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
· расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
· расходы на рекламу;
· потери товаров и технологические отходы;
· расходы на тару;
· прочие расходы.
Издержки обращения возмещаются за счет доходов от торговой деятельности. Другие виды расходов возмещаются или за счет финансовых результатов (прибыли до уплаты налогов) или за счет прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия.
Также издержки обращения можно разделить на чистые и дополнительные. Чистые - это затраты по организации процесса купли - продажи товаров, содержанию административно - управленческого персонала, расходы на учет и отчетность. Дополнительные издержки обусловлены продолжением процесса производства в торговле (фасовка, упаковка), преобразованием производственного ассортимента в торговый. К ним относятся затраты на транспортировку, доработку, фасовку, упаковку товаров и т.п. в ходе выполнения этих операций товар как потребительная стоимость сохраняется, преобразуется и доводится до потребителя, одновременно увеличивается и его стоимость. Таким образом, дополнительные издержки возмещаются за счет вновь созданной на предприятии стоимости, а чистые издержки - за счет созданной стоимости и части стоимости, которую уступают торговцу производитель за осуществление окончательной реализации его товара.
По видам затрат издержки обращения подразделяют на элементы и статьи. Все статьи можно разделить на явные и неявные. Явные (бухгалтерские) издержки - это издержки, связанные с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые полностью отражаются в бухгалтерском учете и относятся, согласно законодательству, на издержкоемкость реализации продукции. Неявные издержки - это издержки, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих самому предприятию. К неявным издержкам можно отнести платежи, которые предприятие могла бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей), нормальную прибыль, которая удерживает предпринимателя в выбранной им отрасли деятельности.
По степени зависимости от объема товарооборота торгового предприятия издержки обращения делятся на постоянные и переменные.
Постоянные издержки обращения представляют собой статьи затрат, которые не зависят от величины и структуры товарооборота. К ним относятся: расходы на аренду торговых единиц, амортизация основных фондов, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, оплата труда работников по окладам или тарифным ставкам и т.д. Эти затраты не зависят от объема товарооборота.